UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕРНОБЫЛЬ ОСТАНОВИЛСЯ БЕСПЛАТНО

Вчера третий реактор Чернобыльской АЭС по команде Леонида Кучмы послушно остановился в последний раз...

Автор: Егор Соболев

Вчера третий реактор Чернобыльской АЭС по команде Леонида Кучмы послушно остановился в последний раз. Самая известная атомная станция в мире перестала работать и пугать Запад. Для него вчерашний полдень увенчал полным успехом долгие годы давления на Киев. Мировые лидеры, не дав ни цента на закрытие Чернобыля, тем не менее добились его остановки. Это стало вторым после превращения Украины в безъядерную страну ярким доказательством бездарности украинских дипломатов. Правда, страна может утешаться тем, что риск повторения одной из самых ужасных катастроф ХХ века вчера снизился.

То, что Чернобыль лучше закрыть, чем не закрывать, признавало большинство нормальных людей. Это связано не только со взрывом в апреле 1986 года, унесшим, по разным оценкам, от 15 до 30 тыс. жизней. Утверждения служащих станции, будто после предпринятых за прошедшие годы мер она безопасна, не стоят ломаного гроша. Их можно объяснить тяжелым положением людей, теряющих неплохо оплачиваемую работу. Но верить им нельзя. «Как только работник атомной энергетики назвал свою станцию безопасной, он должен быть ликвидирован», - мрачновато заметил генеральный директор ЧАЭС Виталий Толстоногов.

Непредсказуемость Чернобыля отлично доказал третий реактор, едва не сорвавший официальное шоу с его закрытием. За последние три недели он ломался дважды. Первый раз он аварийно остановился 27 ноября. Правда, это было связано не с внутренними проблемами, а с обрывом трети проводов во всей Украине. Однако, включившись 1 декабря после починки сетей, реактор снова сломался в прошлую среду. Поломка была серьезной, и администрация ядерного регулирования до этого вторника отказывалась дать разрешение на новый запуск. В конце концов в ночь со среды на четверг реактор снова заработал, но только на 5% мощности, так и не начав давать электроэнергию. «Все эксперты, с которыми я встречался, говорили одно и то же: технологии, по которым работает Чернобыль, очень опасны», - утверждает посол Евросоюза в Киеве Андре Ванавербек. «Не забывайте, Украине повезло, что в 1986 году направление ветра было к северу. Если бы не это, Киев бы сейчас был городом-призраком», - добавляет он.

Однако власти должны были заработать на закрытии станции деньги. Радиация от взрыва четвертого реактора дошла до Бельгии, и никто в мире не был против мысли, что Чернобыль - это общая проблема. Его остановка будет стоить очень дорого. По подсчетам специалистов ЧАЭС, не менее 1,5 млрд. долларов в течение ближайших 15 лет. Во-первых, будет уволено 5000 сотрудников, в том числе 3000 - в следующем году. Это умные, очень образованные, но несчастные люди, избравшие когда- то элитную, но оказавшуюся проигрышной профессию. Что они будут делать, не совсем понятно. Сейчас они в среднем зарабатывают 800-900 гривен, что на 230% выше средней зарплаты в целом по стране. Вторая проблема - это город Славутич, где живут 27 тыс. человек, и 95% доходов которого давал Чернобыль. «Мы теряем основной источник существования», - говорит его мэр Владимир Удовиченко. В-третьих, и в главных, из реакторов Чернобыля нужно извлечь ядерное топливо и затем захоронить его. Сама станция, получившая за первые три квартала 191 млн. гривен прибыли, теперь способна только тратить деньги. Получить их предполагается из государственного бюджета.

Несмотря на это, Киев не сумел добиться денег от Европы и США, заставивших его закрыть станцию. Единственный, но промежуточный успех достигнут в 1995 году, когда был подписан меморандум о закрытии Чернобыля с «большой семеркой». Он предусматривал, что Киев в течение пяти лет остановит работавшие на тот момент в Чернобыле реакторы №1 и №3, а Запад даст 1 270 млн. долларов кредитов на достройку новых энергоблоков в Ривном и Хмельницком. Однако еще две недели назад меморандум выглядел старой бумажкой, о которой помнит только пресса. С одной стороны, его заблокировали мощные антиядерные настроения в Западной Европе. С другой - крайне непрофессиональные действия местных властей. «То говорили - нам надо, то - нам не надо. Когда приняли решение «надо», оказалось - нет заемщика, создавали компанию «Энергоатом», - вспоминает директор ЕБРР по Украине, Румынии, Молдове, Грузии и Армении Юрий Полунеев.

Ситуация несколько улучшилась на прошлой неделе, когда совет директоров ЕБРР после сложной дискуссии одобрил свою часть кредита в размере 215 млн. долларов. В среду его примеру последовала Еврокомиссия, подтвердившая готовность дать свою часть займа на 585 млн. долларов. Однако эти решения -еще не деньги. До их получения власти должны выполнить массу условий, из которых символическая остановка третьего реактора, уже не дававшего электричества, было самым легким. В частности, Украина должна будет доказать западным экспертам безопасность работы всех 14 ядерных реакторов.

Понятно, что вчера Украина заработала очки для своего имиджа. По словам пресс-секретаря Л.Кучмы, приславший письмо глава Ватикана Иоанн Павел II пообещал молиться за Президента, его семью и всех жителей Украины. «Я счастлив, очень счастлив, что Чернобыль завтра закрывается», - сказал в четверг вечером прилетевший на закрытие вице-президент ЕБРР Йоахим Янке. С остановкой Чернобыля Киев избавился от последнего ужаса, унаследованного им от СССР, превратившись в тихую, бедную и нестрашную восточноевропейскую страну.

Однако проблема денег может принести новые беды. Чернобыль, где из-за бедности не способны построить новый пункт захоронения ядерных отходов и обеспечить охрану границ 30- километровой зоны от обычных браконьеров, в ближайшие годы должен провести дорогостоящие и опасные работы по своей окончательной ликвидации. «Если будет продолжаться такое финансирование, то все технические специалисты отсюда уйдут. Почему? Потому что мы не хотим отвечать перед прокурором», - сказал один из служащих станции.