UA / RU
Поддержать ZN.ua

«ЧЕРНАЯ СМЕРТЬ»

Так уж повелось, что Николаевщина становится зоной действия экзотических болезней. Так было несколько лет назад, с «возрождением» холеры...

Автор: Надежда Федотко

Так уж повелось, что Николаевщина становится зоной действия экзотических болезней. Так было несколько лет назад, с «возрождением» холеры. В «ЗН» уже писалось о случае заболевания сибирской язвой. И вот недавно еще одна неприятная сенсация - от укусов ядовитых пауков каракуртов пострадало семь жителей Николаевщины. Один из них умер. Всего на юге Украины известно уже 57 случаев укусов ядовитых пауков.

Специалисты областной санэпидемстанции объясняют вспышку активности ядовитых пауков каракуртов необычно дождливой погодой, которая, по-видимому, вынудила этих опасных особей вылезти из нор. Между тем каракурты, хоть и обитают в основном в Средней Азии, на территории Николаевской области тоже не новички. По словам специалистов, они обжили территорию этой области еще несколько десятилетий назад. Есть информация, что еще в пятидесятых годах от укуса ядовитого паука погибла девочка. Ядовитые пауки, по свежей информации, обитают нынче повсеместно, но особенно в Николаевском, Жовтневом и Очаковском районах. Замечены они также на полуострове Аляуды близ Николаева.

В связи с серией случаев специалисты советуют николаевцам и жителям окрестностей соблюдать меры предосторожности, предупреждая, что каракурты (а ядовиты из них только самки) обитают в сорняках, особенно в полыни, под камнями, в расщелинах каменных заборов и рельс трамвайных и железнодорожных линий. Единичные экземпляры каракуртов обнаружены в пригородных приусадебных участках, на виноградниках.

Специалисты советуют соблюдать особую осторожность при уборке сена, поскольку большинство из пострадавших встретились с «черной смертью» во время сенокоса.

Секрет храброго Рики

Кто не помнит храброго мангусту Рики-Тики-Тави из бессмертной сказки Киплинга? Но почему Рики и все его соплеменники не боятся змей? Этот вопрос изучала группа израильских биологов из института Вейцмана.

Яд кобры присоединяется к поверхности мышечных клеток в тех местах, которые предназначены для присоединения ацетилхолина - вещества, вырабатываемого нервными клетками и служащего для передачи сигналов от нервной системы мышцам.

Занимая место ацетилхолина, яд блокирует передачу сигналов, у жертвы наступает паралич, прекращается дыхание, и она гибнет. Оказалось, что у мангуст участок клеточной мембраны (рецептор), предназначенный для приема ацетилхолина, немного отличается по строению от таких же рецепторов у других животных. Рецептор состоит из нескольких сотен аминокислот, а у мангусты четыре аминокислоты из этого комплекта - другие. Этого достаточно, чтобы молекула яда не могла «закупорить» рецептор ацетилхолина. Кстати, и у змей рецептор ацетилхолина немного иной - потому и они не умирают от собственного яда.