UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕКУ — «ПРОМЕТЕЙ»

«Просто насмешка какая-то…» «Вот что надо было показывать в прямом эфире!» «Да на эти деньги…» «Показательный урок создателям правительственных концертов… Много, но не скучно…» «Нет...

Автор: Владимир Кацман

«Просто насмешка какая-то…»

«Вот что надо было показывать в прямом эфире!»

«Да на эти деньги…»

«Показательный урок создателям правительственных концертов… Много, но не скучно…»

«Нет. Премию нельзя было так называть, поскольку Прометей совершил, как для Украины, самое непростительное преступление: он отнял у богов монопольное право распоряжаться энергоносителями...»

«Любопытно, кто из «прометеев» первым дождется своего орла?»

(Обрывки фраз, услышанных 8 марта 1997 года во Дворце «Украина» ближе к вечеру рядовым экспертом акции «Прометей-престиж. Человек года-96»)

И был огонь Прометея. И были его искры - 21 искра, брошенная создателями акции «Человек года-96» со сцены в зал, в те ряды, где с блестящими от волнения глазами, в невообразимом великолепии шедевров местных парикмахеров и модельеров, гордые и немножечко смущенные новизной происходящего сидели номинанты. Лучшие из лучших. Уже получившие главную награду от 200 экспертов-журналистов - признание своей общественной значимости. Но ожидающие, как школьники пятерки в четверти, что их, именно их фамилия будет в заветном конвертике победителя какой-то из 21 номинации.

Пересказывать шоу - все равно что пытаться напевать соседу арию Каварадосси из «Тоски» голосом Карузо. Мы пойдем другим путем. Попробуем определить несколько собственных номинаций в обилии тех официальных номинаций, которые были провозглашены во Дворце «Украина». Для краткости будем именовать акцию просто «Прометей». Итак…

Ожидание «Прометея»

Все, кто хоть чуть-чуть что-то знал об акции «Человек года», прекрасно понимали - полностью праздник состоится, только если на нем появится Президент. Это будет означать, что награды приобретают оттенок государственного признания. И тогда… Мы не знаем, сколько сил потратили организаторы, какими рычагами пользовались, с какого фланга заходили, чтобы добиться желаемого. Но Президент пришел. И сел в свой уже привычный для Дворца «Украина» ряд. И даже сознался потом, стоя на сцене с главной наградой в руках, что долго колебался, взвешивал все «плюсы» и «минусы», все последствия и трактовки. И решил прийти потому, что страстно желал бы (и при помощи «Прометея» в том числе) приблизить нас к Европе.

В общем, ожидания сбылись. Организаторы увидели на своем шоу Президента. Зрители увидели Президента, трижды выходящего на сцену за наградами («Событие года» - принятие Конституции - раз, премия вручалась ее гаранту, гарант был поначалу взволнован, но держался без напыщенности и даже сожалел, что не было рядом Александра Мороза; «Политик и общественный деятель года» - два ; наконец, «Человек года» - три.

радостный Президент долго жал руку совершенно обалдевшего от счастья спонсора всего шоу, представлявшего известнейшую в мире табачную компанию и не помышлявшего, видимо, вот так запросто «поручкаться» с главой пятидесятидвухмиллионного европейского государства. Дамы из бомонда продемонстрировали огромный потенциал, заложенный в женах высокопоставленных госмужей. Все увидели всех, хотя, может быть, все этого вовсе и не хотели. Все женщины получили в этот день множество поздравлений от мужчин. Некоторые чуть позже увидят себя на телеэкранах. О какой же еще «сбыче мечт» можно говорить?

СЛЕЗЫ «ПРОМЕТЕЯ»

Нет-нет, это не были знаменитые, почти хрестоматийные уже слезы Лили Подкопаевой на пьедестале почета в далекой Атланте. Речь о других слезах. Пролитых маленьким сынишкой Александры Кужель, одной из претенденток в номинации «Женщина года». Невероятно гордящийся своей воистину неистощимой энергии мамой, он с таким напряжением ожидал оглашения результата, что не выдержал и расплакался навзрыд, когда услышал другую фамилию. И было видно, как нелегко Александре Владимировне было его успокоить…

Возможно, победа в номинации «Женщина года» чуть-чуть подсластила и вправду милой Катюше Серебрянской жестокое разочарование в отечественных чиновниках. Ни она, ни ее подруга Лиля Подкопаева так и не получили обещанных олимпийским чемпионкам киевских квартир. Говорят, Катюша говорила об этом с Президентом уже после шоу, на фуршете. Говорят, Леонид Данилович был так поражен сим известием, что через несколько дней пригласил девушек в свою резиденцию и клятвенно пообещал устранить досадное недоразумение.

Сожаление «Прометея»

Практически вся украинская элита собралась в этот день под крышей Дворца «Украина». Ужасно было осознать, что если вдруг что-то там на выходе не сработает и заклинит двери, то жизнь - политическая, экономическая, духовная - в стране прекратится… Не подпишут нужных указов, некому будет сдерживать инфляционный поток, не выйдут лучшие газеты и телепередачи, не услышат новых украинских шлягеров, города растеряются без своих мэров, некому будет обвинять и защищать граждан…

Кто задумался, тот сожалел. Не о величине дворца - о количестве родной элиты…

Мудрость «Прометея»

В номинации «Мужчина года» победителя было выбрать нелегко. Что там говорить, в минувшем году мужчинами себя проявили немногие. Политикам многого для этого не хватило - решительности, настойчивости, воли, целеустремленности, обязательности, подтянутости, не говоря уже о порядочности. Потому, наверное, так радостно встретил зал победу Виктора Ющенко - нашего главного банкира, ну, конечно, и политика - в силу занимаемой должности.

Я рискну предположить, что решающим аргументом были даже не импозантная внешность господина Ющенко, не его выдающаяся устойчивость под сильными ветрами переменчивой политической погоды, не его внешнее спокойствие в любых ситуациях, которое иногда граничит с определенным презрением ко всему «заземленному» и малосущественному. Все решило умение Виктора Ющенко обращаться с деньгами. Сердце какой женщины устоит перед столь выдающимся качеством?! Хотя многие из них не преминули заметить, что «Мужчина года» даже не поздравил дам со сцены с 8 Марта…

Фраза «Прометея»

Здесь никто не рискнул поспорить с представителем всемирно известного производителя первоклассной посуды - фирмой «Zepter», спонсировавшей одну из номинаций. Констатация факта, что «сегодня граждане Украины ложатся с «Цептером» и с «Цептером» встают…» произвела на зал не только выдающееся оживляющее впечатление. Все дальнейшее течение вечера проистекало при неоднократном цитировании сего перла рекламных слоганов. Проклятый Запад, как же он все-таки умеет себя рекламировать!..

Рацпредложение «Прометея»

Получая очередную награду, Президент Украины (и гарант Конституции) предложил гражданам Украины ложиться и вставать не только с «Цептером», но и с Конституцией. Буря аплодисментов засвидетельствовала благостное восприятие сего предложения. И только специалисты задумались: какой же силы было влияние «Zepter» на наш рынок, если даже глава государства использовал этот рекламный слоган!..

Семья «Прометея»

Все, что я скажу дальше, не может быть использовано против меня, поскольку говорится искренне. Было большой смелостью и со стороны экспертов, и со стороны Высшего академического совета присудить победу в двух профессиональных номинациях («Журналист года» и «Газета, журнал года») «Зеркалу недели» и его лучшему перу. Во-первых, в любом случае это породило бы чье-либо недовольство. Во-вторых, в каждой из номинаций - и у газеты, и у Юлии Мостовой - были достойнейшие соперники. Ибо все другие - и блистательно-колючая Наташа Кондратюк, и меланхолически-терпеливый Саша Ткаченко (получивший награду в номинации «Телепрограмма года»), и не знающие конкуренции по части новостей и сенсаций, широты «зачерпывания» тем, а также раскрученности во всеукраинском масштабе «Киевские ведомости», и стоически переносящие трудности состояния «аппетитности для других» «Всеукраинские ведомости» старались на протяжении 1996 года делать самое невозможное для нашей страны - говорить правду, только правду и ничего кроме правды. У кого-то это получилось лучше. Несмотря ни на что. Кто-то был острее, задиристее других, а кто-то старался быть интеллигентнее, компетентнее, тоньше, мастеровитее. Все очень-очень старались - и не ради награды, а просто - профессия такая. За которую ведь даже бьют больнее других…

Поскольку был искренен, имею право на одну личную строчку. Юлия Мостовая все равно бы победила, будь рядом даже имя Марка Твена или Ильфа в дуэте с Петровым. Потому что ее все любят. Даже те, кто ненавидит…

А в подтверждение приведу в пересказе президентские слова: Леонид Кучма в шутку расценил свои награды как не более чем повод для написания в следующую субботу лучшей журналисткой в лучшей газете очерка о лучших людях страны - номинантах «Прометея». В качестве еще одного поощрения для г-жи Мостовой мы это право у нее отобрали - уж простите, Леонид Данилович…

Новое веяние «Прометея»

Если и был повод расстраиваться, так это у днепропетровцев. Родившаяся на их земле премия, которая еще с годик тому назад подавляющее большинство номинативных призов не выпускала из пределов области, на этот раз обошлась с ними жестоко. Выходцы из «кузницы кадров», в немалом количестве заполнившие ряды Дворца «Украина», на этот раз высших наград не снискали. Если не считать, конечно, Леонида Даниловича. Но он уже «верховный арбитр нации и символ государства». Посему не может принадлежать какому-нибудь отдельному городу…

Скрипка «Прометея»

Среди зарубежных дипломатов не было конкурентов у Доминика Шассара. Да и какие могли быть конкуренты, если месье Шассар старательно говорил по-украински, а потом как взял в руки скрипку, да как заиграл на ней Бизе… Обладатель нового звания так старался, так напрягал все мышцы, так старательно выводил каждый пассаж, так впивался в каждую тонкую струну, что, казалось, он не парафраз оперных мелодий исполняет, а проводит самую головокружительную, самую выдающуюся, самую историческую дипломатическую миссию, какие только были вообще на Земле. Я убежден: если бы все зарубежные (а уж отечественные - так тем более) дипломаты с таким усердием и рвением способствовали бы признанию Украины миром, то давным-давно в Киев переехали бы штаб-квартиры СЕ и ЕС, ОБСЕ и ЕБРР, а заодно и НАТО, а глава горадминистрации Киева Александр Омельченко (унесший со сцены «Прометея» в номинации «Город года») только благодаря продаже площади под застройку где-нибудь в районе Крещатика смог бы помочь расплатиться со всеми задолженностями бюджетникам по зарплате и купил бы наконец достаточное количество лампочек для достойного освещения лучшего города тогда уже не просто страны - мира…

Невезуха (везуха) «Прометея»

Вряд ли кто-то приложил больше сил и таланта к тому, чтобы шоу удалось на славу, чем Юрий Рыбчинский. Он - и стихи, и сценарий, и пел (замечательную и грустную песню), и улыбался… А премии ему не досталось. И даже путевку в закордонные дали, обещанную со сцены, принародно он так и не получил.

Но был несказанно рад за своих друзей. Потому что все номинанты - его большие друзья, если не сказать родственники. Так кто скажет - повезло или не повезло?

Счастливый отец «Прометея»

Эту роль блестяще сыграл Павел Зибров. Рождение дочери, похоже, подарило этому артисту новый всплеск вдохновения. Он пел даже больше, чем всегда в гала-концертах. Если так пойдет и дальше, господин Зибров к каждой новой номинации может преподносить сюрпризы в виде собственных детей. И новых песен.

Голос «Прометея»

Не хочу обижать никого из замечательных артистов, даривших восторженным зрителям минуты радости, но когда вышел на сцену Анатолий Соловьяненко, все, думаю, поняли тщетность даже каких-либо попыток когда-нибудь присудить кому-нибудь другому награду в будущей номинации «Голос года». Кстати, организаторы акции признались, что количества номинаций было явно недостаточно. И придется, видимо, их расширять. На восток тоже.

«No comments» «Прометея»

В этой номинации приняли участие все мужчины, сидящие в зале Дворца «Украина». Безоговорочная (в прямом и переносном смысле) победа «по очкам» была отдана Руслане Пысанке, вручавшей награду в одной из официальных номинаций. Операция «Буря в пустыне» была просто детской забавой по сравнению с проходом сей всепогодной госпожи по проходу в партере в ощутимо декольтированном платье… Но надо сдерживаться, надо сдерживаться - обещали безо всяких комментариев, значит, так тому и быть…

Явление «Прометея»

После паузы - затянувшейся и свернувшей былую интригу - в поле зрения политического бомонда появился Дмитрий Табачник. Свое присутствие на церемонии вручения премии «Человек года» он отметил большим количеством интервью для тележурналистов и пишущей братии. Как правило, в этих интервью высказывались негативные оценки факта присуждения высших наград тем или иным номинантам. Некоторые, отвлекаясь от основного зрелища, попытались было обсудить перспективы нового назначения Дмитрия Владимировича. Но утонули в версиях…

Неявление «Прометея»

На церемонии во Дворце «Украина» не было премьер-министра Павла Лазаренко. Павел Иванович вообще почему-то не любит ходить в это здание. Да и не до того, видимо, было: восьмое марта восьмым - но ведь впереди еще 11-е, 18-е,

21-е…

Заочно получил награду лучший дипломат Геннадий Удовенко. Министр был весь в иностранных делах: грядущее расширение на восток надо встречать достойными движениями на запад…

Не было и Леонида Макаровича. Его тезка Леонид Данилович пошутил: дескать, будь тут Кравчук, шансов ни у одного из мужчин не было бы…

* * *

И был огонь Прометея. И были его искры - 21 искра, которую унесли из великолепия Дворца «Украина» очень разные люди в неистово бурлящий, кипящий, злой, раздраженный, завистливый, суетный и беспощадный мир нашей действительности. О празднике быстро забудут, пусть и был он, может быть, лучшим отечественным шоу-действом за все годы нашей независимости. Но вряд ли эти искры просто погаснут, не сделав этот мир чуть-чуть лучше. Иначе зачем они были нужны?