UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕГО ЖДЕМ МЫ, РОДИТЕЛИ, ОТ ШКОЛЫ

В не столь уж старые и далеко не всегда добрые времена лучшей школой для ребенка считалась та, что расположена поближе к дому...

Автор: Светлана Дубровская

В не столь уж старые и далеко не всегда добрые времена лучшей школой для ребенка считалась та, что расположена поближе к дому. Аргумент «не нужно переходить дорогу» символизировал почти вершину родительской заботы. Меньшинство «с боями» или по блату устраивались в немногочисленные специализированные школы - чаще всего с физико-математическим или английским уклоном.

Адаптироваться к школьной обстановке и школьной среде семилетний малыш должен был совершенно самостоятельно, ибо декларируемый «индивидуальный подход» в классе, где сорок учеников, элементарно невозможен. И возникающие у ребенка проблемы с учебой еще как-то можно было исправить путем личного родительского контроля и помощи в подготовке домашних заданий, но на жалобы «мне в школе не нравится» большинство родителей могло только ответить: «Потерпи, привыкнешь, не обращай внимания...» В крайнем случае - подойти поговорить с учителем, рискуя присовокупить к существующим детским проблемам еще и клеймо ябеды. Максимум - перевести ребенка в такую же школу, только через дорогу.

Сейчас появился выбор, и это уже большое достижение. С другой стороны, пока только обеспеченная часть наших сограждан может дать своим детям не просто «всеобщее среднее», а именно то образование, которое они хотят. Чаще всего считают, что лучшее образование - это когда побольше «предметов», и в особенности иностранных языков. То есть в дополнение к и без того весьма напряженной государственной школьной программе родители стремятся загрузить ребенка множеством дополнительных занятий. По закону рынка спрос рождает предложение: именно по этому пути идут сейчас многие школы, которые рекламируют себя большим количеством изучаемых дополнительных предметов, таких как логика, риторика, философия, экономика и т.д., во главе с явными фаворитами - иностранными языками. Дорогие родители, не спешите! Вы еще не знаете, сможет ли ваш ребенок «потянуть» обычную школьную программу. Если детей в школе сильно перегружают, если они к вечеру падают с ног, то подумайте - хорошо ли это? В этом ли счастье ребенка, да и ваше тоже?

Учителя отлично знают, какими славными дети приходят в первый класс и как потом от физических и нервных нагрузок у них портится здоровье и характер. Но положа руку на сердце, вспомните юность! Чем была для вас школа? Да, конечно, там были обязательные уроки. Но самым главным (для всех, кроме «патологических» отличников) была все-таки нормальная жизнь, нормальное дружеское общение. Оказывается, успехи и неудачи в дальнейшей, взрослой жизни гораздо больше зависят от этой «внеклассной» подготовки, чем от знания строения цветка или вызубренного закона Бойля-Мариотта.

Однако не многие школы рискуют во всеуслышание объявить, что они высоко ценят не только обучение, не только количество преподаваемых дисциплин, но и психологический климат в школе. Одна из немногих - негосударственная киевская Александрийская гимназия, успешно работающая с 1991 года. Ее генеральный директор А.В. Добровольский делает акцент на обучение и воспитание детей в условиях нормального демократического климата:

- Мы иногда забываем, что дети очень разные. И выбирая ребенку школу, прежде всего надо подумать о его индивидуальных особенностях - характере, способностях, состоянии здоровья, а главное, о том, как помочь ему сохранить возможность получать радость от жизни, разнообразных ее проявлениях. Нашу школу выбирают для своих детей те, кто заинтересован в том, чтобы его ребенок учился в спокойной, несуетливой обстановке, рос здоровым, незакомплексованным, уверенным в себе, своем будущем, здравомыслящим, учился с удовольствием, а не по принуждению. В нашей стране традиционно исповедуют достаточно сложную общеобразовательную программу, а частная школа может сделать крен в сторону развития индивидуальности и способностей конкретного ребенка. У каждого свои проблемы - например, у ученика плохая память или он не может лишний раз подтянуться. Конечно, в данном случае он не виноват и должен получить оценку в соответствии со своим усердием. В госучреждении он обязан сдать норматив.

В США, Европе живут явно лучше, но мы по привычке часто хвастаемся: мол, образование у нас сильное, а у них - слабенькое. В чем же дело? Просто, наверное, каждый должен получать столько, сколько ему нужно. Как известно, непереваренная пища отравляет организм. Характерный пример: недавно американка из христианской миссии приходила в поисках школы для своего ребенка. Первый вопрос: «У вас обучают, как во всех школах здесь вокруг?» От нее я услыхал характеристику постсоветского обучения: «У вас (в Украине) ученик должен отвечать «от сих до сих», как говорит учитель и только так. По пунктам. У вас требуют отвечать только «правильно» и при этом мало интересуются: «А что ты сам думаешь?»

Образно говоря, значительно проще заполнить голову сведениями, кошелек деньгами, а кастрюлю борщом. Да только запасы имеют обыкновение заканчиваться, а то и просто безнадежно устаревать... «Нужно учить не мыслям, а мыслить» - сказал кто-то из великих. Но, чтобы полностью осознать эту истину, ее надо почувствовать самому. А пока многие поступающие интересуются: какие гарантии поступления в вуз дает ваша школа? На самом деле, сейчас, если денег достаточно - так хоть в Оксфорд. Гораздо важнее, чтобы ребенок был здоров, счастлив, уверен в себе и не отставал в учебе. В конце концов можно же поступить и бросить, можно «вылететь», а можно быть гением и получать тройки, как Пушкин, Эйнштейн или Дарвин. В общем человек сложнее любой прописи или инструкции. Конечно же, наши дети знают все, что они должны знать. Просто мы не кичимся этим, считая, что вырастить здоровых, «незабитых», раскованных, уверенных в себе, своих силах, знаниях и умениях людей, важнее, чем гордиться оценкой их знаний в каждый, отдельно взятый момент. И бассейн, прогулки, спорт в нашей гимназии занимают не последнее место, так как здоровье потерять легко, а вернуть невозможно.

- Вопреки расхожему мнению учить не «затурканных», задающих сложные вопросы, детей значительно интереснее, - подтверждает слова директора классный руководитель третьего класса Иннесса Николаевна Коломиец. - У меня в классе только девочки и, конечно, о том, чтобы кто-нибудь не понял тему урока или отстал, просто не может быть речи: каждая на виду и на каждом уроке я имею возможность опросить всех. Мы обсуждаем и решаем все вопросы практически на равных и это дает больший эффект, чем назидательные речи. Девчонкам действительно очень нравится учиться и они еще по-детски откровенно делятся: не хотим «уходить на каникулы», уговаривают разрешить приходить в гимназию и летом.

Галина Яковлевна Резник, директор учебной части, учитель высшей категории, старший учитель, раньше работала директором школы в Забайкалье. «Я пришла на «часы» и осталась насовсем, потому что поняла, что наши взгляды на обучение и воспитание полностью совпадают. Сейчас я за тридцать лет педагогического стажа чуть ли не впервые работаю в столь едином и окрыленном идеями коллективе, - рассказывает она.

Мне интересней работать с этими ребятами. Каждый из них личность - а, значит, и у меня появляется больше шансов для находок, для самовыражения. Мне не надо было перестраиваться, играть в то, что я их «уважаю-не уважаю», или что вижу в них личности. Это просто был мой взгляд на работу педагога. Поэтому и вхождение в эту среду было для меня естественным: хоть я и проработала тридцать лет в советской школе, но как-то, надеюсь, мне не удалось впитать ее атмосферу косности и надменности... Собственно я всегда была с учениками на «вы». А если с кем-то складывались хорошие отношения - можно и на «ты» перейти. Просто нужно уважать человека, каким бы он ни был и кем бы он ни был.

Небольшое количество детей в классах (до 14) тоже благоприятно сказывается на нашей работе. Сколько лет, работая в обычной школе, мы боролись за индивидуальный подход в обучении, а получалось только на бумаге. Ну, разделили детей на две подгруппы. Разные задания дашь - вот практически и все. Тяжело было… Как ни старайся, какого опытного учителя не ставь, он все равно не «охватит» сорок учеников. Максимум 10-15, которые лучше всех, которые хуже всех. А середнячки всегда в тени. А здесь, при таком количестве ребят, знаю, у кого и где возникли трудности, чем они дышат. Я действительно занимаюсь с каждым. Большой плюс, что у нас здесь полный день и если я вижу, что для кого-то материал остался непонятен, то во вторую половину дня, после еды, прогулки или экскурсии, просто приходишь, берешь одного, двух и садишься заниматься. В результате дети возвращаются домой свободные, у них есть время отдохнуть и пообщаться с родителями. И, кстати, родителям не нужно контролировать и проверять домашние задания вместо нормального общения со своими детьми.

Как директор по учебной части, обязательно стараюсь внимательно отнестись не только к детям, но и к учителям. Нет такого, чтобы по расписанию у одного учителя был первый, а потом пятый и шестой урок. Это же не только неудобно, но и неэффективно. Промаявшийся учитель определенно психологически устает, отвлекается на другие дела и теряет настрой ... Да и пресловутая система замен в обычных школах мне очень не нравилась. Если заболел учитель математики, а на замену пришел учитель литературы, то он должен проводить именно урок математики. Но поскольку он все равно ничего не понимает в математике, то просто должен сидеть и сторожить детей, которые делают что хотят. Причем в журнале отмечается, что урок проведен, материал дан. Здесь мы практикуем нормальную университетскую систему замен. Заменяющий преподаватель ведет свой предмет, а потом просто уступает свои часы. Тогда ущерб минимальный: и преподаватели не теряют зря рабочее время, и дети не отстают по данным дисциплинам, не вынуждены наспех догонять пропущенное.»

Конечно, школы создаются для того, чтобы учить, и, конечно, не только в рамках школьной программы. Александрийская Гимназия имеет весь «джентльменский набор»: углубленное изучение иностранных языков, математики, информатики, экономики, права, обязательны и украинский и русский языки. Работают также музыкальная школа, хор, школы восточных единоборств и бальных танцев, а также прочие разнообразные кружки и факультативы, шейпинг, теннис, бассейн… Все, или почти все, что нужно для того, чтобы подготовить человека к превратностям жизни, не лишая его при этом радостей детства и отрочества. Не случайно стенд Александрийской гимназии вызвал большой интерес посетителей и специалистов на международной выставке престижных учебных заведений, прошедший недавно в Украинском доме. Расположена гимназия в уютном уголке на Печерске недалеко от станции метро «Арсенальная».

Выбор - за Вами.

Телефон гимназии:

(044) 290-51-53