UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЧЕЧЕНСКИЙ НЕФТЯНОЙ ПУТЬ

Как и предполагалось, камнем преткновения в диалоге между Россией и Чечней стала нефтяная труба, к...

Автор: Максим Череда

Как и предполагалось, камнем преткновения в диалоге между Россией и Чечней стала нефтяная труба, которая должна связать азербайджанские месторождения в Каспийском море с российскими магистралями и перерабатывающими заводами.

Переговоры по поводу транспортировки ранней каспийской нефти с месторождений Азербайджана через территорию России имеют длинную историю.

В декабре 1996 года азербайджанская сторона пришла к компромиссному варианту перекачки нефти через российский трубопровод на раннем этапе. Азербайджан предложил для пробы экспортировать в 1997 году 200 тыс. тонн нефти. Прокачать предложенный объем можно за 3-4 дня. Российско-азербайджанский нефтепровод был готов к эксплуатации еще в январе, кроме 153-километрового чеченского отрезка - это примерно одна одиннадцатая часть трубы. (Для сравнения азербайджанский участок нефтепровода равен 235 километрам.) Ремонт чеченского отрезка магистрали обойдется России в 1,2 миллиона долларов. По словам Юрия Лисина, вице-президента компании «Транснефть», занимающейся техническим обеспечением проекта, нефтепровод в Чечне реально восстановить за 20-25 дней. Официальный срок введения нефтепровода - 1 октября 1997 года.

Впервые свое несогласие с существующим российско-азербайджанским соглашением Чечня заявила еще в январе 1997 года. Через месяц чеченские условия облеклись в более конкретную форму - председатель чеченской «Южной нефтяной компании» Хожахмет Ериханов заявил о желании Чечни быть представленной самостоятельным субъектом этого договора, то есть третьей стороной.

В результате долгих и непростых поисков компромисса 11 июля этого года в азербайджанской столице между Москвой, Грозным и Баку было подписано соглашение о транзите нефти по территории России с азербайджанских морских месторождений на Каспии. Сегодня можно с уверенностью сказать, что определяющую роль в этом сыграл визит 1 июля в Баку Аслана Масхадова, имевшего длительную уединенную беседу с Гейдаром Алиевым. С российской стороны соглашение подписал первый вице-премьер, глава Минтопэнерго Борис Немцов, с азербайджанской - президент Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики Натик Алиев, с чеченской - президент «Южной нефтяной компании» (ЮНКО) Хожахмед Ериханов. Согласно этому документу, «ранняя» нефть (35 млн. тонн в течение 7 лет) с азербайджанских морских месторождений по российскому маршруту пойдет с осени этого года. Другая часть сырья пойдет через Грузию.

В контексте достигнутых договоренностей Россия и Чечня должны были выработать отдельный двусторонний документ, касающийся условий транспортировки нефти по территории республики. Но время идет, а воз и ныне там. Подписание соглашений между Грозным и Москвой откладывалось уже семь раз. Очередной раунд переговоров в Москве завершился ничем 1 сентября. Надежды на то, что разногласия удастся преодолеть в течение двух следующих дней в Сочи на переговорах Ериханова с секретарем Совета безопасности Иваном Рыбкиным и его заместителем Борисом Березовским, также оказались тщетными.

В чем же причины разногласий России и Чечни, является ли затяжка выработки соглашений для чеченского руководства поводом для решения каких-то иных задач стратегического характера либо просто местью России за ее прошлые грехи?

Руководитель российской делегации на переговорах, первый заместитель министра топлива и энергетики Сергей Кириенко объясняет сложившееся положение разным подходом сторон к методике расчета тарифов за перекачку нефти. Он ссылается на методологию, утвержденную федеральной энергетической комиссией, и уверен, что цена, которую федеральный центр платит регионам за транспортировку «черного золота», должна быть одинаковой на территории как Чечни, так и любого другого субъекта федерации, будь то Дагестан или Ивановская область, и составлять 43 цента за перекачку 1 тонны на километр. Представители Ичкерии отстаивают цену в 2,2 доллара.

Кириенко отдает себе отчет, что в связи с состоянием экономики Чеченской Республики обеспечение аналогичных работ на ее территории будет стоить дороже, чем в любой области Черноземья РФ. Поэтому Россия готова эти издержки Чечне покрыть, но требует, чтобы все затраты назывались своими именами. Российская сторона отстаивает недопустимость любого вида перекрестного субсидирования и невозможность дотации тарифов акционерного общества за счет бюджета, а допускает только оказание федеральными властями финансовой помощи на восстановление экономики республики.

Чеченцев это не устраивает, и они настаивают, чтобы вся требуемая ими сумма называлась тарифом. Исходя из того, что денежные средства в обоих вариантах одинаковы, совершенно ясно, что чеченская позиция имеет чисто политический характер, Грозному просто необходимо настоять на своем, продемонстрировать свой особый экономический и политический статус. Ведь если чеченское руководство примет условие Москвы о финансировании ремонта нефтепровода из федерального бюджета, оно тем самым признает фактически распространение юрисдикции России на территорию Чечни. Создалась тупиковая ситуация.

На этой неделе, после очередной безуспешной попытки договориться, Москва решила пойти ва-банк и шантажировать чеченцев возможностью транспортировки нефти в обход Чечни. По словам С. Кириенко, его министерство отработало несколько вариантов обходного пути. Согласно одному из них, первых 200 тыс. тонн нефти будут транспортированы водным путем по Каспию танкерами на российские заводы в Астрахани и Волгограде с соответствующей операцией замены нефти. Там нефть, которая должна была быть направлена на российские заводы, будет просто переправлена в Новороссийск и передана там азербайджанской стороне, а азербайджанская нефть поступит на российские заводы. Несмотря на то, что россияне уверены в выгодности этого экономического маршрута, он не является решением проблемы при переходе к полному объему азербайджанской нефти - перекачку миллионов тонн таким путем обеспечить будет невозможно.

Рассматриваются и другие варианты - строительство небольшого участка трубопровода, который позволил бы пустить азербайджанскую нефть на Астрахань для переработки на российские заводы с соответствующим замещением в Новороссийске, а также строительство обходного маршрута трубопровода через Ставропольский край.

Однако чеченское руководство уверено, что все эти варианты являются не более чем блефом. Не следует забывать, что российский, или так называемый «северный», путь транспортировки каспийской нефти никогда не вызывал особых восторгов у официального Баку. Более привлекательными для азербайджанской стороны считались грузинский и турецкий варианты. И выбор северного направления определялся лишь тем, что наиболее экономичный путь транспортировки каспийской нефти в турецкие средиземноморские терминалы Джейханс и Искендерус были блокированы очередными курдскими волнениями, а прокладка нефтепровода через Грузию до Супсы предполагала затраты в 250 миллионов долларов. Сооружение же нового участка трубопровода через Ставрополье повлечет не меньше расходов, чем через Грузию, при этом Баку может и отказаться от услуг России и обратить свой взор на юг.

Пока же к развернувшейся в России полемике о маршруте доставки азербайджанской нефти из Баку в Новороссийск Азербайджан относится с позиций «стороннего наблюдателя». Во всяком случае, государственный советник президента Азербайджана по экономическим вопросам Вахид Ахундов заявил, что основой отношений с Россией по проблеме транзита азербайджанской нефти для его страны служит договор с «Роснефтью», а то, какой зигзаг сделает нефтепровод, пройдет ли он по территории Чечни или в обход ее, по его мнению, должны решать сами россияне. На чьей же стороне симпатии Баку - совершенно очевидно. В среду Гейдар Алиев заявил завершающему частный визит в Баку вице-президенту Чечни Вахи Арсанову, что Азербайджан «будет делать все возможное для оказания помощи Чечне», и подтвердил ему реальность визита в его страну Аслана Масхадова.

Упорство, с которым Россия пытается подписать с Чечней практически равноправный партнерский договор, взяв на себя все финансирование проекта, кроме стремления получить доступ к каспийским энергоресурсам, объясняется еще и тем, что нефтепровод на территории Чечни, дающий доходы республике, - это залог мира в Ичкерии и возможность надолго привязать республику к федеральному центру. С другой стороны, россияне не берут во внимание официальную информацию Генпрокуратуры Чечни о существовании на территории республики организованных групп, занимающихся профессиональным хищением нефтепродуктов. Основой этих групп являются воинские формирования бывших полевых командиров Чечни, приведших Аслана Масхадова к власти. Только по официальной информации на территории Чечни действуют более пяти тысяч установок, перерабатывающих ворованную нефть. И это сразу же ставит под сомнение надежность нефтепровода.

Этим же многие наблюдатели объясняют появление изменений в договоре: если первоначально чеченская сторона полностью гарантировала сохранность трубы, то сегодня от России требуют дополнительно 440 спецназовцев на вертолетах. Причем за российскими военными, в свою очередь, будут наблюдать вооруженные отряды чеченцев.

Еще одним проигрышным для России положением договора являются претензии Чечни на восстановление за счет России республиканского нефтеперерабатывающего комплекса. Сегодня, в обмен на 153 километра чеченской трубы, Россия уже готова закрыть глаза на желание Чечни экспортировать собственную нефть. Эксперты считают, что при самой благоприятной ситуации в Чечне удастся добывать до 1,5 миллиона тонн нефти ежегодно. И чеченская сторона добивается права не только распоряжаться своей нефтью самостоятельно, но и полного освобождения от таможенных пошлин, в том числе и на возврат взысканных ранее с Чечни 9 миллионов долларов.

Несмотря на надежду подписать договор в ближайшие дни, российская сторона отказывается от дальнейших уступок Грозному, которому, по мнению российского руководства, и так предоставлено достаточно льгот. А чеченцы настроены решительно, ведь, по заявлению президента Аслана Масхадова, Чечне торопиться некуда.

P.S. Когда номер уже верстался, стало известно, что чеченская сторона вроде бы приняла последний компромиссный вариант, предложенный И.Рыбкиным, - не упоминать в договоре термин «тарифы», а говорить только об обязательствах России отремонтировать чеченский участок нефтепровода для экспериментальной прокачки ранней каспийской нефти. По словам Х. Ериханова, несмотря на то, что Масхадов не в восторге от такого варианта, Грозный решил принять предложение России, чтобы найти хоть какой-нибудь выход из сложившейся тупиковой ситуации.