Наступило время бюджета-99. 27 октября скромные административные труженики аппарата Верховной Рады получили на руки в комнате 49 соответствующий бюджетный проект, к которому прилагается долгожданная программа действий правительства и Основные параметры экономического и социального развития Украины на 1999 год. Интуиция подсказывает, что этот комплект документов на самом деле является неким «пакетом», который должен придать неповторимый и устойчивый «вкус» всей системе отношений между законодательной и исполнительной властью. Дело о «пакете» обещает быть долгим, и вы даже представить себе не можете, как озвереют «шакалы пера» в ходе бюджетного марафона. Если изо дня в день, на протяжении нескольких месяцев писать о дефиците бюджета, перспективах денежной эмиссии и заявлениях Президента по этому вопросу, то вполне возможно поверить не только в экономическое процветание страны в 1999 году, но и в благотворное влияние жвачек «Dirol».
Бюджетный сценарий-99 содержит несколько взаимосвязанных сюжетов, которые будут развиваться параллельно.
Дефицитный сюжет
На рассмотрение депутатов вынесен доработанный проект основного финансового документа страны. Как известно, в начале октября парламент отклонил первый вариант бюджета, поскольку правительство достаточно неосмотрительно произвело все расчеты на основании удивительного курса гривни по отношению к доллару США - 2.29 за 1 «зеленый». И ребенку, знакомому с работой обменных пунктов, было понятно, что чего-то эксперты Министерства финансов не учли: то ли горячего стремления парламентариев ознакомиться с проектом бюджета именно 15 сентября, как того требует закон о бюджетной системе, то ли состояние фондового рынка в Малайзии.
Ошибка была принята к сведению, и обменный курс, заложенный в новом проекте, приобрел несколько иные параметры: 3.63-4 грн за $1. Таким образом, правительство как бы выполнило требования депутатов и предоставило реальные, на его взгляд, расчеты. Население страны получило возможность ознакомиться с новыми параметрами «валютного коридора» на будущий год и произвести собственные вычисления: то ли помножить все на коэффициент два, то ли послать все к чертовой бабушке.
Следующее требование парламентариев - определить реальный дефицит бюджета, который гарантировал бы полное покрытие расходов на социальные программы с учетом задолженностей по зарплате и пенсиях, - также было принято к сведению. Дефицит в 0.6% от ВВП, несомненно, гарантирует полное погашение всей суммы многомиллиардной задолженности. Правда, не в будущем году и не у нас в стране.
Вице-спикер Виктор Медведчук, настроенный, как известно, на конструктивное сотрудничество с исполнительной властью, вынужден был отметить, что предложенный дефицит является нереальным. К аналогичному выводу пришли и представители левых парламентских фракций. Таким образом, торг по поводу дефицита обещает быть крайне напряженным. Будут мелькать цифры в 15, 10, 8 и 4 процента от ВВП. Правительство в ответ станет заламывать руки и пугать всех инфляцией и развалом производства. Но все это будет 17 ноября, когда министр финансов официально представит бюджет-99 на заседании парламента. А уже 3 ноября начнется сюжет, который может подвести окончательную черту под величиной дефицита. Имеется в виду закон о стоимостной величине черты малообеспеченности.
У последней черты
Существует такая традиция: каждый раз перед принятием бюджета депутаты повышают стоимостную величину черты малообеспеченности и размеры минимальной зарплаты. Это неотъемлемый атрибут бюджетных взаимоотношений исполнительной и законодательной власти. Правительство и Президент после такого хода всегда становятся крайне раздражительными, что находит свое проявление в судорожном подсчете сумм, которые необходимо выплатить неизвестно откуда.
Вот и на этот раз парламент принял закон о повышении с 1 октября стоимостной величины черты малообеспеченности до 118,6 грн. и минимальной зарплаты до 148 грн. Правда, неожиданно для многих депутатов закон, предложенный Натальей Витренко, оказался рассмотренным лишь в первом чтении и поэтому возможны варианты. Можно продолжать добивать исполнительную власть. Например, окончательно принять указанный нормативный акт и подождать, пока Леонид Кучма наложит на него вето. Получится классная «подстава» для главы государства - перед президентскими выборами Леонид Данилович отказывается повышать зарплату. А можно пойти другим путем: подождать, пока исполнительная власть оправится от шока и предложить провести поэтапное повышение величины черты малообеспеченности. Клиент, как говорится, должен созреть. Видимо этот процесс уже начался, так как Президент заговорил о проведении контролируемой денежной эмиссии. Не приходится сомневаться в том, что глава государства еще много чего скажет, так как председатель бюджетного комитета парламента Юлия Тимошенко (фракция «Громада») объявила о разработке альтернативного проекта основного финансового документа страны.
Биполярный бюджетный процесс
Юлия Тимошенко, известная своими «конструктивными отношениями» с главой государства, считает, что правительство проигнорировало замечания парламента, сделанные по отношению к бюджету-99. Своим заявлением о наличии альтернативного проекта она фактически создала прецедент, не имеющий аналогов в бюджетной истории Украины. В принципе, разработка основного финансового документа страны относится к компетенции исполнительной власти. Кроме того, бюджетный комитет парламента даже не имеет, по словам одного из его членов, необходимых ресурсов для создания соответствующего документа. Ведь проект включает в себя сотни расходных и доходных статей, каждую из которых необходимо отработать. «Разве что Тимошенко сумеет убедить специалистов Министерства финансов днем работать над бюджетом, необходимым Валерию Пустовойтенко, а вечером - над альтернативным законопроектом» - то ли в шутку, то ли всерьез заявил источник.
Видимо Юлия Владимировна все же сумела предпринять необходимые меры, раз она с такой уверенностью заявила о том, что в ее бюджетном варианте ни одна цифра не совпадает с правительственным законопроектом.
Теперь парламент должен будет решать, какой из двух бюджетов взять за основу. Бывший глава бюджетного комитета ВР 15 созыва Николай Азаров никогда бы не позволил себе такую вольность. Видимо поэтому он и занимает теперь должность главного «налогового комиссара» страны. В случае с Тимошенко ситуация совсем иная. «Пепел корпорации «ЕЭСУ», уничтоженной пеней в размере 1.4 млрд. грн., бьется в ее сердце и ход бюджетного процесса обещает быть весьма и весьма своеобразным. Правда, Юлия Владимировна всегда подчеркивает, что уже не имеет отношения к «Единым энергетическим системам», но ведь было ж время...
«Предбюджетная подготовка»
Перед «бюджетной операцией», возможно, будет проведена определенная подготовительная работа.
Во-первых, депутаты, скорее всего, попытаются преодолеть вето Президента на закон о внесении изменений в бюджетную систему. Закон предусматривал, что расходы бюджета должны быть детализированы и расписаны по месяцам. По замыслу, это должно повысить ответственность исполнительной власти за использование бюджетных ресурсов. Правительство и глава государства намек поняли, и поэтому появилось вето Кучмы, а поданный на рассмотрение бюджет-99, естественно, составлен без учета требований отклоненного Президентом закона.
Во-вторых, отрабатывается смягченный вариант сюжета «новый бюджет на новой налоговой системе». По словам вице-спикера Медведчука, перед принятием основного финансового документа страны парламент должен рассмотреть ряд нормативных актов, направленных на увеличение доходной части бюджета. Это законы о местных налогах и сборах, о налоге на недвижимость, гербовом сборе и т.д. Естественно, это вызовет живую дискуссию в зале заседаний ВР, так как депутаты не любят, когда их ставят в жесткие временные рамки.
В-третьих, предстоит решить вечную как мир проблему: что было сначала, яйцо или курица? Применительно к бюджетному процессу этот вопрос трансформируется следующим образом: Национальный банк должен подавать на рассмотрение ВР Основные направления денежно-кредитной политики до утверждения госбюджета или после? НБУ считает, что после. Парламент придерживается противоположной точки зрения и даже обязал Нацбанк до 10 октября предоставить соответствующий документ в ВР. НБУ мягко проигнорировал это требование. Продолжение этого диалога последует в скором времени.
Все эти интересные сюжеты будут развиваться на фоне обсуждения программы деятельности правительства, которая никакого реального экономического значения не имеет. Ее «рыночная цена» - год спокойной работы правительства Пустовойтенко. Именно столько времени депутаты не смогут посылать Кабмин в отставку после утверждения программы в парламенте.
Итак, бюджетный сезон начался. Быстрой и безболезненной развязки ждать не следует. Сначала, как это принято в мексиканских сериалах, главный герой должен пройти через многочисленные испытания, потерять честь, деньги, любимую женщину, машину и все остальное, а уж потом узнать, что он внебрачный сын своего собственного отца по женской линии.