На днях постигло меня приятное удивление. Факту, подтвержденному научно. А значит, совершенно достоверному.
Оказывается, любимое украинское население мне доверяет. Мне, то есть профессии, которую представляю. Пусть не поголовно доверяет, но все же в лестном проценте. А то как ни стараешься трепетно и честно служить редакционному удостоверению, из глубины сознания нет-нет да и вынырнет комплекс: вторая, мол, древнейшая.
Теперь уж нет; выше голову, дорогие коллеги. Ни доблестное правосудие, ни любвеобильные профсоюзы, ни тем более Кабинет министров, Верховная Рада, ни даже сам Президент не удостаиваются даже и половины симпатий, которыми пользуются в стране средства массовой информации. Правда, впереди нас, журналистов, по завоеванию благосклонности народной идут два института - физической и духовной мощи: вооруженные силы и религиозные организации. Но это в графе «полностью доверяю». Анализ менее категоричной, но все же почетной строки «скорее доверяю, чем нет» гласит: нам, служителям пера, телекамеры и микрофона, равных попросту не наблюдается.
Моральное удовлетворение в работе - великая вещь. Спасибо за вдохновляющую информацию недавно созданному научному учреждению - Украинскому институту социальных исследований. Каждый месяц его сотрудники совместно с Центром «Социальный мониторинг» готовят и великолепно издают обширный информационный бюллетень «Мониторинг общественного мнения населения Украины». Трудно назвать структуру, начиная от президентских служб и заканчивая жэком, которая не могла бы найти для себя хоть мизер полезного в нем.
Цитировала я последнюю, январскую, работу института. Что в общих чертах представляет этот сборник опросов общественного мнения, судите по содержанию. Его разделы очень интересны: субъективное восприятие социально-экономических проблем; уровень социальной напряженности; отношение избирателей к общественным и политическим институтам, государственным и политическим деятелям; народный депутат глазами избирателей; идейно-политические ориентации электората; готовность взять участие в выборах; электоральный потенциал партийных списков. Вот вам весь сегодняшний день с густой политической приправой. Панорама широкая и актуальная. Как для института отраслевого, что находится в ведении конкретного Министерства по делам семьи и молодежи, подобный анализ, что проводится систематически и в динамичном темпе, - это демонстрация и накопленного опыта, и творческого потенциала, и заявка на перспективу. Однако это лишь малая часть работы научного коллектива. Итог всей шестилетней деятельности института впечатляющ соответственно.
Институт был создан Кабинетом министров в 1991 году и поначалу именовался Украинский научно-исследовательский институт проблем молодежи. Название определяло научную ориентацию - разработки как база государственной молодежной политики. Перейдя под крыло созданного в 1996 году нового Министерства по делам семьи и молодежи, коллектив расширил круг научных исследований, мало-помалу выходя даже за рамки семейной, женской, детской, молодежной проблематики. Да и рамок-то никаких тут в самой жизни нет, не существует социума без семьи, женского, молодежного движения и наоборот. Менялся характер научных изысканий. Они перестали быть только академичными, как вначале, обрели более прикладной уклон.
Словом, оснований для того, чтобы трансформировать Институт проблем молодежи в более фундаментальное, широкоохватное, комплексное учреждение, ориентированное на практику, было более чем достаточно. Множество фактов, подтверждающих это, излагалось на презентации теперь уже Украинского института социальных исследований. Таково новое название бывшего НИИ проблем молодежи. Хотя, понятно, суть события не в смене вывески.
Однако в тот день в зале заседаний Дома кино представлялась не только творческая удача коллектива ученых, их восхождение на новую ступень. Здесь состоялось и, так сказать, обнародование нового поворота в головах наших государственных деятелей, нового сознания властных структур. Да, можно сколь угодно всплескивать руками, почему, мол, подобное учреждение не родилось много-много раньше. А можно и с облегчением вздохнуть: слава Богу, наконец-то появился не с заокеанским прищуром глаз, не с европейской поучающе-снисходительной интонацией, а наш, родной, взращенный дома институт социальных пророков. Наконец-то мы начнем выбираться из той ирреальности, где «план действия изготовляется во тьме комнаты, а не на сторожевой башне. Нужно наблюдать не так, как хочется, но так, как есть в действительности». Это цитата не из учебника, не из научной статьи или исследования. Привожу напутствие поводырям народным из изотерической, духовной литературы. Без института социальных исследований и провидцев немыслимо движение общества вперед, его эволюция. Поняли ль мы это? Вице-премьер-министр Валерий Смолий так закончил свое приветствие виновникам презентации: «Нам очень нужны сегодня рекомендации, анализ. Нам нужно резко поднять вашу прогностическую функцию… Пусть прогнозы оправдаются не на сто процентов. Но вы скажете: вот мы предупреждали государство, политиков. Тогда политики будут уступать вашим рекомендациям. Вы должны идти на шаг вперед от них».
За шесть лет работы коллектив института реализовал более 150 проектов. Многие из научных, учебных, издательских проектов осуществляются совместно с коллегами из Германии, США, Франции, Великобритании. В активе института около десятка международных и всеукраинских научно-практических конференций и учебных семинаров. Руководство представительства ООН, учреждений, подотчетных ей, обратилось с предложением проводить совместные социальные, научные исследования, практические конференции. Подобные предложения поступили и от ЮНИСЕФ, с которым сейчас идет подготовка широкого договора, и от Международной организации труда. В середине февраля планируется совместная научная конференция.