UA / RU
Поддержать ZN.ua

БУДЕТ ЛИ ОЧЭС СЧАСТЛИВЕЕ СНГ

Организацию черноморского экономического сотрудничества, в отличие от СНГ, создала сама жизнь. Украина стала ее «повивальной бабкой»...

Автор: Николай Семена

Организацию черноморского экономического сотрудничества, в отличие от СНГ, создала сама жизнь. Украина стала ее «повивальной бабкой». Какие перспективы это сулит?

Три отличительных черты разнят ОЧЭС от СНГ: она создана не от безысходности, как СНГ в Алма-Ате, а к этому подтолкнула сама жизнь, ее естественное течение; во-вторых, в первую очередь это организация экономическая, а политика, если и будет присутствовать в ней, то на второстепенных ролях; в-третьих, в нее вошли страны, которые уже определились в своем перспективном курсе, в отличие от Алма-Аты 1991 года. Эти три фактора говорят о том, что ОЧЭС может, в отличие от СНГ стать «движущей силой» если не всех, то многих определяющих процессов в регионе. Иначе зачем бы Албании, Армении, Азербайджану, Болгарии, Грузии, Греции, Молдове, Румынии, России, Турции, Украине, странам с численностью населения больше 400 миллионов человек и по площади превосходящей Европейский союз, создавать еще один «экономический клуб»?

В первую очередь в пользу этого тезиса говорит тот факт, что ОЧЭС уже работает. Как отметил в своем выступлении на саммите Президент Украины Леонид Кучма, в регионе уже «начата реализация ряда проектов сотрудничества в энергетике, транспорте, связи, экологии. Диапазон взаимодействия пополнился также такими важными аспектами как преодоление последствий природных и техногенных катастроф, скоординированная борьба с международной преступностью». Во-вторых, на базе ОЧЭС созданы «эффективные механизмы сотрудничества», в которые уже включились субъекты предпринимательской деятельности. Президент Украины назвал их даже «своеобразными локомотивами Черноморской инициативы». В-третьих, ОЧЭС представляет собой, по словам Леонида Кучмы, «важнейший компонент новой системы европейской безопасности, которая создается именно на экономическом фундаменте». А это дополняется «укреплением доверия и безопасности в военно-морской области». Как отметил Леонид Кучма на саммите «предотвращена перспектива превращения ОЧЭС в замкнутый «клуб» ограниченного числа государств». Привлекательность ее для новых членов лишний раз свидетельствует о благоприятной перспективе. Более того, еще раньше, на саммите Европейского союза в Люксембурге, решено разработать стратегию действий и поддержки по отношению к ОЧЭС. Конечно целью этого процесса должна стать, согласно европейской декларации, «прогрессивная форма экономической зоны Европа-ОЧЭС».

Фактически уже на Ялтинском саммите заложен механизм достижения этих перспектив - создание Черноморского банка развития и торговли, благодаря чему страны надеются преодолеть ограниченность внутренних инвестиционных ресурсов, а также активизировать сотрудничество со Всемирным банком, ЕБРР, финансовыми механизмами Евросоюза. Во-вторых, это развитие транспортной инфраструктуры региона, что улучшит международные перевозки на гигантском пространстве от Китая до Северной Европы. Частью этого проекта станет объединение в единую транспортную систему трасс Евразийского коридора, коридора ТРАСЕКА, сети Критских коридоров, создание в Черном море кольцевой паромной переправы. Как известно, последнее предложение - инициатива украинской стороны.

ОЧЭС, как показывает практика, дает новые импульсы развитию двустороннего и комбинированного сотрудничества между странами региона. Например, на своей встрече президенты Украины Л. Кучма и Греции К. Симитис обсудили проблемы развития «размещения греческих заказов на судостроительных предприятиях Херсона и Николаева, привлечения украинских строителей к возведению олимпийских объектов в Греции». Намечается активизация сотрудничества Украины с Турцией, другими странами Причерноморского региона.

Одним из ключевых на саммите (хотя участники старались это и не афишировать) был вопрос транспортировки и добычи нефти. По словам Леонида Кучмы, «здесь открывается уникальный шанс объединить возможности многих стран продемонстрировать добрую волю, взвешенное сочетание экономического подхода с экологическими и политическими гарантиями». Как один из вариантов Президент Украины предложил схему транспортировки ранней и большой каспийской нефти «из Каспия через Черное море и далее - по территории Украины в Европу». Одновременно ОЧЭС открывает новые возможности для сотрудничества в области разведки и разработки месторождений нефти и газа непосредственно в Черном море. В связи с тем, что с интернационализацией экономических связей и ростом объемов и темпов таких работ возникает и рост угрозы экологии Черного моря, его климатическим и биопродуктивным, курортно-рекреационным ресурсам, Леонид Кучма предложил создать координационный Совет экологической безопасности, а также разработать механизм контроля за загрязнением экосистемы. К недостаткам ОЧЭС Президент Украины отнес «опасность роста масштабов организованной преступности и терроризма, незаконной торговли наркотиками, оружием и радиоактивными материалами, а также нелегальной миграции».

Суммируя «плюсы и минусы» рождения ОЧЭС, Леонид Кучма сказал, что «найдены формы и средства приведения к общему знаменателю интересов стран-участниц - действительно не всегда совпадающих и не всегда близких между собой». Как бы в развитие этого тезиса президент Азербайджана Г. Алиев сказал корреспондентам, что по примеру ОЧЭС он считает «очень перспективным» и сотрудничество его страны в рамках ГУАМ - то есть с Грузией, Украиной и Молдовой. Это, по сути, является новой тенденцией рождения государственных союзов и объединений не по политическим интересам, не против третьих стран, а из экономической необходимости, что есть признаком их долговечности и устойчивости.

Следует сказать также, что несмотря на то, что Президент Украины в своей речи отметил «роль Турции как инициатора» углубленного черноморского сотрудничества, формирование ОЧЭС поднимает роль и международное значение самой Украины. Во-первых, устав ОЧЭС подписан по инициативе Президента Украины, которую он выдвинул 22 октября прошлого года в Киеве на совещании министров иностранных дел стран ОЧЭС. Активная дипломатия Украины, встречи практически со всеми главами делегаций на саммите, обсуждение многогранных проблем сотрудничества и укрепления стабильности в регионе фактически выводят Украину на роль если не первого, то второго лидера в регионе ОЧЭС. В этой связи характерно, что несмотря на то, что, по словам премьер-министра России С.Кириенко, «Россия была, есть и впредь остается активной участницей черноморского процесса», ее роль заключается в том, что она вынуждена «приступить к подготовке целевой федеральной программы сотрудничества в ЧЭС», цель которой «вовлечь в осуществление проекта более широкий круг российских компаний и государственных организаций». Таким образом Россия, наравне с СНГ, после Ялты получает еще один вектор для сотрудничества, что делает содружество, созданное в Алма-Ате, не единственным направлением распространения ее влияния. И хотя ОЧЭС, конечно же, как подчеркивали некоторые главы делегаций, не является альтернативой СНГ, но и дополнением к нему ее тоже трудно назвать, поскольку она дает альтернативные экономические механизмы, которые при определенном стечении обстоятельств могут иметь и политическое значение. Поэтому сегодня можно говорить о том, что ОЧЭС может стать как второй ступенью СНГ, не отменяющей его, так и второй очередью СНГ, способной заменить его полностью, во всяком случае для причерноморских стран. Истинную ее роль покажет сама жизнь...