UA / RU
Поддержать ZN.ua

Бойцы

Не факт, что даже после того как из сессионного зала Киеврады скорая увезла депутата с сотрясением мозга, представители высшей власти публично выразят свое отношение к происходящему в украинской столице...

Автор: Инна Ведерникова

Не факт, что даже после того как из сессионного зала Киеврады скорая увезла депутата с сотрясением мозга, представители высшей власти публично выразят свое отношение к происходящему в украинской столице. Киев, а точнее, его земля и бизнес, всегда консолидировали политические элиты. Поддержка на прошедших выборах мэра некогда «непримиримыми» противниками Омельченко — яркое тому подтверждение. Однако ситуация вывела на политическую арену столицы эксклюзивный персонаж, который спутал карты одних и планы других. Но если в верхах, судя все по тому же синхронному молчанию триумвирата (правда, президент уже по факту бойни в Киевраде все-таки высказался против необоснованного повышения тарифов), с градоначальником, по-видимому, успели договориться, то в самой Киевраде «переговорный» процесс с мэром не только затянулся, но и обострился. Недавнее рождение оппозиционного объединения «Демократический Киев» (БЮТ, «НУ», Блок Виталия Кличко), которое, кстати, покинули еще три депутата от БЮТа, объявило Черновецкому войну. По крайней мере, на публике.

Заметим, что главная провинность Черновецкого, на взгляд оппозиционеров, сегодня не в приверженности Сандею и даже не в продуктовых подачках неимущим, а в болезненной страсти его молодой команды осуществлять и приобретать все задуманное несмотря ни на что (в том числе на интересы громады). Среди последних ярких примеров — распоряжение мэра почти о четырехкратном повышении тарифов на жилищно-коммунальные услуги и удачно завершившаяся афера с муниципальным банком «Хрещатик». Однако, если тарифы скорее удобный телевизионный фон (народ заводится с пол-оборота), нежели реальная причина противостояния, то история с банком — показательное методическое пособие для начинающих авантюристов от власти. Но это тема отдельного разговора.

Накануне событий у мэрии президент по следам встречи с Черновецким таки отозвался проходным призывом к «конструктивному диалогу». В рамках короткой информации на собственном сайте. Однако конструктива не получилось: к дверям столичной мэрии мы пробирались сорок минут. Отнюдь не проплаченные, а уже озверевшие пенсионеры, стояли стеной. Потасовка между кричащими «Мера — геть!» пожилыми женщинами, оборванные рукава и карманы… «Продажных» журналистов народ тоже не жаловал. Уже в тот момент атмосфера на улице была весьма накалена. Впрочем, как и в зале, несмотря на наличие десятков народных депутатов, пришедших поддержать младших товарищей в борьбе «за» или «против» повышения тарифов. На такой борьбе, в принципе, оппозиция и построила свою антимэрскую кампанию. По этому поводу под диктовку оппонентов уже исписаны километры газетных полос и израсходованы сотни видеокассет. И как теперь убеждены вникнувшие в вопрос граждане — речь не о том, надо или не надо повышать тарифы, речь о том — если повышать, то насколько?

Заметим, что непоследовательность мэра в процессе подписания распоряжения изначально дала толчок интриге, а мутная история с созданием «Киевэнергохолдинга», против которого Черновецкий выступал до тех пор, пока председателем наблюдательного совета компании не стал Олесь Довгий, позволила интриге развиться. Сегодня среди основных аргументов оппозиции посыл о том, что в результате экономически необоснованного повышения тарифов «Киевэнергохолдинг», который связывают с бывшим бютовцем и известным бизнесменом Андреем Ивановым, сможет претендовать на сверхприбыли. Ситуацию обострил и экс-мэр Александр Омельченко, активно включившийся в борьбу с «нечестной властью». Можно сказать, что вдруг ставший белым и пушистым Сан Саныч пошел дальше всех, публично назвав распоряжения Черновецкого незаконными и призвав киевлян не платить по новым тарифам, за что, кстати, заслужил немало «лестных» слов от новоиспеченного городского головы. Омельченко, со своей стороны, обратился в суд по поводу оскорбления чести и достоинства, а также, что для нас наиболее ценно, неправомочности действий столичной власти, повысившей тарифы.

В этой связи есть один интересный момент. Как утверждают юристы, в случае подачи подобных исков суд, дабы не усугублять проблему, обязан вынести решение о приостановлении действия распоряжения городского головы до, так сказать, определения истины. Правда, ни один столичный суд этого не сделал, хотя такие иски подал не только Омельченко. Суды проигнорировали и мнение министра юстиции г-на Лавриновича, который заявил о недействительности распоряжений Черновецкого без регистрации Минюста. Спор о том, как трактовать позицию Минюста и как относиться к многозначительному молчанию судов, идет до сих пор. А власть тем временем заверяет киевлян в собственной правоте, обещая организовать такую систему субсидий, которая «спасет каждого, кому плохо». В части подобных обещаний мэр силен. Как, впрочем, и в желании раскошелить богатых. Оппозиция же в лице бютовца г-на Клюса, члена комиссии Киеврады по ЖКХ, напомнила мэру о том, что Украина вообще-то идет в Европу, а там богатых «раскошеливают налоги». На какой-то момент показалось, что обстоятельное получасовое выступление заместителя председателя комиссии по ЖКХ действительно повернет диалог провластного большинства и оппозиции в некое конструктивное русло. Не срослось. У каждой из сторон была своя задача.

По нашим сведениям, для оппозиции на этом заседании сессии было принципиально важно, во-первых, во что бы то ни стало отменить решение городского головы о повышении тарифов, во-вторых, создать рабочую группу из депутатов всех фракций, где можно было бы получить на руки все документы, цифры и расчеты, изучить вопрос, обменяться аргументами и прийти к общему знаменателю. «Демократический Киев» после выступления Клюса настаивал на немедленном голосовании по этим двум проектам решений. На том же, видимо, настаивали и митингующие за окном.

Мэр же хотел выслушать еще и собственного зама Голубченко, представляющего драконовскую позицию администрации. На чем также сильно настаивал. Вот тут и началось самое интересное. Возле Леонида Михайловича как из-под земли вырос народный депутат Анатолий Семинога — он же руководитель городской партийной ячейки БЮТа. Г-н Семинога попытался отключить микрофон Черновецкого, на что возмущенный мэр отреагировал не словом, а делом. Таким образом, начало стычки «стенка на стенку» в Киевраде положили эти уважаемые люди. Что было дальше, увидела вся страна. Одни называют сие событие провокацией бессильной оппозиции. Другие добавляют, что оппозиция действительно хотела проголосовать за отмену тарифов сразу, понимая, что после выступления Голубченко большинство Черновецкого завалит этот вопрос. Как, в принципе, и произошло после нескольких часов жарких споров под пристальным наблюдением чемпиона по боксу, позднее прокомментировавшего бойцовский непрофессионализм коллег. Действительно, было бы смешно, если б не было так грустно.

Сводная же аналитическая версия «провокации» выглядит примерно так: «Накануне сессии фракция БЮТ приняла решение о том, что в случае провала вопроса по отмене распоряжения Черновецкого по тарифам заменить не очередного лидера фракции, а руководителя столичной партийной ячейки. По-видимому, и без того проштрафившийся Семинога, приведший в список вереницу «предателей», решил показать соратникам по партии, на что он способен. В борьбе за справедливость». И показал.

Кстати, если БЮТ в последнее время довольно часто кается в части процедуры формирования списков — на днях г-н Турчинов высказался по поводу случайных людей и в столичном совете, и в парламенте, — то «регионалы» к этому вопросу относятся без фанатизма. Мало того, что в эти трудные дни «своих» пришли поддержать небезызвестные г-да Калашников, Табачник, Горбаль и пр., так у них уже определились с ролями и «случайные люди». Так, практически в гуще мордобоя оказалась молодая «регионалка» Юлия Ковалевская. Психолог по образованию. На вопрос, что вы-то там, Юлия Сергеевна делали, прозвучал довольно смелый профессиональный ответ народного депутата: «Я должна была это видеть». А зачем?..

Еще один настораживающий факт из «военной истории» Киеврады: на заседании отметились хорошо обученные «депутаты» районных советов столицы. Значок на груди, рация в руке, ну и что там еще в … кобуре? Кто-то шепнул, что эти «соколы» охраняют «юных птенцов» команды Черновецкого. Мы обратились к ним с вопросом о депутатских удостоверениях. Ребята общаться отказались. Как оказалось дерутся они лучше, чем разговаривают.

Апофеозом дня, в некотором смысле, конечно, стало возвращение в сессионный зал застрельщика оппозиционного движения столицы Бродского. С массажа или с прогулки, как утверждают его оппоненты, не важно… Показательно, что Михаил Юрьевич не бросился в драку, а счел демонстративную борьбу за тарифы чистым пиаром… оппозиции. «Уже давно пора ставить политические вопросы, — заявил таки непризнанный коллегами по оружию лидер, имея в виду референдум об отставке и Черновецого, и Киеврады. — Каждый депутат теперь несет политическую ответственность. Зачем нужна была сегодня эта провокация? Кому нужна? Может быть, кое у кого есть желание сильно напугать мэра, а потом сдаться. Ведь у всех масса нерешенных вопросов. Ведь быть пять лет во власти с Леней легче, чем в оппозиции. Тем более при такой лояльности гаранта Конституции. Вот мне интересно, когда Виктор Андреевич посоветовал нам договариваться с мэром о сотрудничестве, он имел в виду и украденный у столицы банк «Хрещатик»? Скажу вам честно, в БЮТе осталось буквально восемь-девять человек, которых привели я и Томенко и которые готовы идти до конца. Все остальные — сторонники неких полумер, а проще говоря, всегда готовы занять соглашательскую позицию. То, что представители «Нашей Украины» и сам г-н Андриевский еще в сентябре вместе с мэром голосовали за тарифы, с которыми теперь так отчаянно борются, мне лично говорит о многом». Так что Бродский — снова в оппозиции. И, кажется, сразу ко всем.

При всей неприглядности политической картины в столице, к сожалению, только в силу этого обстоятельства появляется надежда на то, что высшая власть таки внятно озвучит свою позицию не только в отношении тарифов, а и банка «Хрещатик», земли и собственности киевской громады, лишив мэра возможности произвольной интерпретации мнений и высказываний как президента, так и премьера, якобы полностью одобряющих его политику. К тому же, вряд ли стоит забывать и о том, что все революции имеют привычку начинаться в столице. И если на Майдане улыбчивые революционерки гвоздиками украшали железные щиты «Беркута», то вчера у Киеврады не совсем адекватные пенсионерки украшали друг друга и окружающих тумаками. И это может быть только начало.