UA / RU
Поддержать ZN.ua

Босния: ООН, АЙФОР — КТО СЛЕДУЮЩИЙ

Балканский кризис за последние сто лет разразился уже в третий раз. И в третий раз (как и после перв...

Автор: Вадим Нефедов

Балканский кризис за последние сто лет разразился уже в третий раз. И в третий раз (как и после первой и второй мировых войн) мировые лидеры пытаются прервать его природное течение и силой заставить помириться народы бывшей Югославии. К чему привели первые две попытки - хорошо известно. Конечно, сейчас не 1918-й и даже не 1945 год. Однако даже после формального прекращения конфликта вряд ли кто-то может с уверенностью сказать, что мир уже наступил навсегда. Из всех стран, входивших когда-то в СФРЮ, сегодня практически нет вопросов о дальнейшей судьбе, по крайней мере, двух из них. Словения уже прочно и бесповоротно закрепилась в Европе, а Черногория также бесповоротно осталась частью новой союзной Югославии. Некоторые проблемы имеет Македония, а основной узел все-таки завязан между Сербией, Боснией и Хорватией.

Несмотря на решение военного блока вопросов, предусмотренных Дейтонскими и Эрдутскими договоренностями, сегодня нет уверенности в том, что так называемые «гражданские вопросы» будут решены в определенные договоренностями сроки (до конца 1996 года). Это обусловлено наличием ряда проблем, существующих сегодня в регионе.

Прежде всего, что касается Боснии и Герцеговины. Здесь не исключен срыв выборов в федеральные органы власти страны, назначенных на 14 сентября. Это может произойти из-за чрезмерных амбиций лидеров этнических групп, которые, как вариант, могут отказаться признать их результаты в случае неблагоприятного для себя исхода.

До сих пор не обеспечена свобода перемещения населения по территории Боснии, и эта проблема встанет особенно остро при попытках возвращения беженцев к местам жительства.

Не решен, собственно, и сам вопрос возвращения беженцев. Многие из них уже никогда не вернутся в те места, где жили до войны, опасаясь преследования со стороны своих прежних противников, которые сейчас контролируют их города и села.

Неизвестно, как решится вопрос статуса города Брчко. Он должен рассматриваться специальной комиссией только 14 декабря 1996 года.

Наконец, до сих пор не задержаны основные военные преступники Р.Караджич и Р.Младич. Как это сделать, представители АЙФОР не знают, и этот вопрос всегда будет для них занозой, постоянно угрожающей превратиться в гнойный нарыв.

Значительной проблемой остается наличие иностранных наемников из числа мусульманских стран. Они вряд ли добровольно покинут бывшие зоны боевых действий и всегда будут катализатором потенциальных конфликтов.

Не следует забывать, что кроме Боснии существует еще взрывоопасный регион Восточной Славонии. Несмотря на решение о мирной интеграции его в состав Хорватии, сербы, проживающие здесь, продолжают добиваться для себя широкой автономии на территории Восточной Славонии, Бараньи и Западного Срема. Кроме того, они требуют пересмотра закона об амнистии, который в настоящее время не распространяется на жителей, оказавшихся на этой территории после 1991 года.

Осознавая наличие такого клубка проблем, руководство НАТО приняло политическое решение о продолжении присутствия контингента альянса в Боснии и Герцеговине после определенного ранее крайнего срока 20.12.1996 года. Конкретные планы проведения новой миротворческой операции в Боснии будут скорректированы в соответствии с политической обстановкой, которая сложится в стране после проведения выборов 14 сентября. Они должны быть утверждены на заседании Совета НАТО во второй половине сентября. Однако решено, что уже в ближайшее время в Сараево планируется разместить специальный штаб сил НАТО. Основное его назначение - координация вывода частей и подразделений АЙФОР, закончивших проведение операций в Боснии, и подготовка условий для действий новых миротворческих сил НАТО, которые будут продолжать здесь миротворческую миссию.

На решение о дальнейшем проведении миротворческой деятельности НАТО в Боснии в значительной степени будет влиять позиция США. Ведь Соединенные Штаты являются наиболее заинтересованной стороной в решении югославского кризиса на основе Дейтонских соглашений, в первую очередь потому, что практически все их положения разработаны американскими специалистами и их срыв может существенно повлиять на результаты президентских выборов в США. Пока не принято решение о формах и сроках американского присутствия в Боснии. Очевидно, с ним станет ясно после ноябрьских президентских выборов, но уже сейчас известно, что после окончания миротворческой операции НАТО на Балканах значительная часть американских войск останется как минимум на месяц в Боснии. Не исключено, что часть сухопутных войск США будет выведена в страны Восточной Европы, добивающиеся членства в НАТО, а именно - в Венгрию или Румынию.

Исходя из того, что остальные члены-контрибьюторы войск в Боснию ставят условием выделения своих войск участие в миротворческой операции американского контингента, наиболее вероятным вариантом продолжения выполнения НАТО миротворческой операции в Боснии является такой. На территории Боснии останется многонациональный контингент сухопутных войск (в том числе США) численностью 15 тыс. человек, а дополнительный резерв в 5 тыс. человек будет расположен на территории соседней страны (предположительно - Венгрии). Кстати, о таком варианте было заявлено командующим АЙФОР французским генералом Ж.Эйнришем.

Таким образом, очевидно, в декабре 1996 года будет заявлено об успешном окончании операции «Джойнт Ендевор» и исполнении сторонами Дейтонских соглашений. Силы

АЙФОР будут торжественно выведены из Боснии, и одновременно будет объявлено о создании новых сил с новым названием и новой формулировкой задач. Принципиальными особенностями этих новых сил будут - многонациональный состав, обязательное участие США и финансирование за счет стран-участниц.

Исходя из такой перспективы, возникает вопрос о возможности участия украинских военных в новых миротворческих силах. Излишне говорить о тех политических дивидендах, которые дают «голубые каски» Украине. Кроме этого, участие в натовском контингенте обеспечивает пристойным заработком хоть какую-то часть украинских военных и дает им бесценный опыт в боевой подготовке. Для нашей стороны, тем не менее, больной проблемой остается вопрос финансирования. Однако его можно решить на двусторонней основе с теми из стран НАТО, которые будут заинтересованы в продолжении участия нашей страны в миротворческой операции в Боснии и Герцеговине.