UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОРИС АБРАМОВИЧ СЕРДИТСЯ

Несмотря на подхваченный в ходе лечения позвоночника гепатит, Борис Березовский приехал на пресс-конференцию в центральный офис информационного агентства «Интерфакс»...

Автор: Виталий Портников

Несмотря на подхваченный в ходе лечения позвоночника гепатит, Борис Березовский приехал на пресс-конференцию в центральный офис информационного агентства «Интерфакс». Приехал, хотя, очевидно, неважно себя чувствовал и напугал журналистов пергаментным цветом кожи. Ясно, что Борису Березовскому вовсе не хотелось становиться героем пересудов о своем здоровье. И, тем не менее, он должен был приехать на эту пресс-конференцию, чтобы напомнить о своем участии в политической жизни страны, проще говоря - о том, что он еще жив.

Никогда еще я не видел Березовского столь раздраженным, язвительным и готовым драться. Он явно подготовил свои обвинения. Поводом для встречи с прессой стали опубликованные на страницах газеты «Московский комсомолец» расшифровки телефонных бесед Березовского с чеченскими лидерами. Ему ли не знать, как это делается? В свое время подобная программа дискредитации была запущена против купившего акции «Связьинвеста» ОНЭКСИМбанка и Джорджа Сороса при активном участии самого Березовского - тогда союзника хозяина «Медиа-МОСТа» Владимира Гусинского. Сценарий ясен: вначале информация вбрасывается через какое-нибудь скандальное издание, затем автор или создатель скандальной публикации появляется в прямом эфире радио «МОСТа» «Эхо Москвы» (на этот раз в роли Александра Минкина выступал главный редактор «МК» Павел Гусев, а напротив него у микрофона сидел все тот же известный своей объективностью и беспристрастностью шеф информации «Эха» Алексей Венедиктов), ну а затем информацию подхватывает телеМОСТ - канал НТВ.

Возможно, в свое время Березовский и придумал эту нехитрую, но хорошо работающую схему и теперь явно негодовал, увидев, что отточенное им же оружие применяется против него же. Он обвинил Владимира Гусинского в том, что НТВ поддержало чеченцев во время информационной войны против России - чуть ли не небескорыстно. Он издевался над пухленьким корреспондентом «Московского комсомольца» Сашей Хинштейном - наблюдая за их диалогом, я как-то даже пожалел, что я еврей, а не антисемит… Короче говоря, Березовский был взбешен.

Но только ли информационная война вынудила Бориса Березовского встать с постели? Вероятно, она стала скорее поводом для того, чтобы ответить всем врагам сразу. Не случайно во время этой встречи с журналистами Борис Абрамович с особым сарказмом отзывался о людях, которые стали для него, скорее всего, главными противниками - бывшем премьере Евгении Примакове и московском мэре Юрии Лужкове. Он не удержался от прямых обвинений в адрес обоих, даже от оскорблений… Понятно, что хотя Примакову во время знаменитой кампании по вытеснению Березовского из России и не удалось победить, он если и не поколебал позиций великого комбинатора, то, по крайней мере, внушил президентской семье здоровые опасения по поводу того, что контакты с Борисом Абрамовичем вредят репутации окружения Бориса Николаевича. Именно в это время появились первые упоминания о влиятельности Романа Абрамовича - и, судя по ряду обстоятельств, не столько потому, что он был «вдруг» открыт прессой, никогда до этого почему-то не замечавшей главу «Сибнефти», сколько потому, что Абрамович не без поддержки из Кремля вышел из тени Березовского и стал превращаться в самостоятельную фигуру.

Березовскому так и не удалось восстановить своего влияния в «Аэрофлоте» - компания сейчас полностью контролируется ельцинским зятем Валерием Окуловым и из сферы влияния «семьи», разумеется, не вышла, зато уже не связывается с именем Березовского. Все усилия Бориса Абрамовича по внедрению в «Газпром» - а известно, что Березовский немало усилий приложил для отставки всемогущего Рема Вяхирева - окончились ничем. Разве что Виктор Черномырдин стал председателем совета директоров «Газпрома», но было бы ошибочным так уж считать Черномырдина человеком Березовского: это не главный редактор «Независимой» Виталий Третьяков или руководительница информационного вещания ОРТ Татьяна Кошкарева. Черномырдин скорее сотрудничает с Березовским и, заметив охлаждение Кремля, легко может забыть о вчерашней дружбе. То же можно сказать и о главе президентской администрации Александре Волошине - являясь человеком, тесно связанным с Березовским, он, тем не менее, вынужден учитывать нынешние настроения в семье. А они таковы, что Березовский все никак не может встретиться с дочерью главы государства Татьяной Дьяченко, которая долгое время была главным посредником между Березовским и Ельциным.

Некоторые наблюдатели, кроме того, уверены, что на позиции Березовского повлиял нынешний финансовый скандал, связанный с публикациями в западной прессе. Организацию этого скандала связывают с усилиями ближайшего окружения Евгения Примакова. Люди Примакова, таким образом, пытаются вывести из игры все окружение Ельцина, самого президента, реформаторов - словом, оставить Евгению Максимовичу Примакову чистое поле, на котором и произойдет его решающее сражение с Юрием Михайловичем Лужковым. Березовский мог также рассчитывать, что он держит в своих руках все нити компромата и люди президента должны это учитывать, общаясь с ним. Однако сегодня пугать президентскую семью Борису Абрамовичу попросту нечем: все уже сказано. А если в Кремль (существуют и такие слухи) возвратится в качестве главы администрации Анатолий Чубайс, борьба с которым долгое время была главным политическим занятием Березовского, бывший исполнительный секретарь СНГ получит опасного противника, который попросту не будет допускать его к членам семьи Ельцина - благо, по некоторым утверждениям, супруга Бориса Николаевича - Наина Иосифовна настроена крайне отрицательно по отношению к дальнейшим контактам с Березовским.

Понятно, что начало информационной войны в традиционном месте бичевания Березовского - «Московском комсомольце» с продолжением акции в электронных МОСТ-медиа было воспринято бизнесменом как попытка подорвать его и без того непрочные позиции, воспользоваться моментом и гепатитом, чтобы окончательно изгнать Березовского из российской политики. И пресс-конференция - отнюдь не единственный ответ Бориса Абрамовича оппонентам. У него не удалось отобрать главного - ОРТ.

Более того, в последнее время позиции Березовского на канале только усилились. Он добился отставки руководителя Первого канала, верного соратника, между прочим, Черномырдина, - Игоря Шабдрасулова - сразу же назначенного заместителем руководителя президентской администрации. Новым главой ОРТ стал аполитичный и талантливый Константин Эрнст, назначение которого показало, что руководство канала вообще больше не собирается вмешиваться в большую политику, отдав ее людям Березовского - Татьяне Кошкаревой, Рустаму Нарзикулову, вернувшемуся на ОРТ с собственной авторской программой Сергею Доренко. Можно предположить, что в качестве главного инструмента для политического выживания Березовский изберет именно ОРТ - и Первый канал, еще недавно бывший образцом лояльности по отношению к Кремлю, может удивить своих зрителей неожиданными оппозиционными выпадами и разоблачениями.

Но пока что Березовский не хочет ссориться. На пресс-конференции в «Интерфаксе» он заявил, что президентское окружение хочет в срок провести и парламентские, и президентские выборы. Говоря об ответственности нынешних и бывших премьеров и руководителей спецслужб за происходящее в Чечне и Дагестане, Борис Абрамович перечислил целый ряд фамилий, «забыв» о сегодняшнем главе правительства и недавнем руководителе ФСБ Владимире Путине. Для Березовского это - знаковая забывчивость. Он явно хочет дать понять Кремлю, что возобновление отношений возможно. Осталось только подождать, чтобы увидеть, к каким действиям по восстановлению собственных позиций прибегнет Борис Абрамович, убедившись, что на его реверансы не реагируют…