«Военные действия» в мировой индустрии туризма начались задолго до войны с Ираком. Первой «бомбой», сброшенной на отрасль, стали события 11 сентября. Но тогда на фоне финансового краха группы крупнейших авиационных компаний банкротство туристических фирм было не так заметно. Тем не менее, с этого времени турфирмы, особенно те, которые ориентированы на международный туризм, систематически терпят убытки. Резко уменьшился поток туристов в Египет, Турцию, Арабские Эмираты, другие страны Ближнего Востока. Это повлияло как на их ценовую политику (туры стали намного дешевле), так и на сам контингент туристов: большую их часть составили граждане СНГ, которые за последнее десятилетие так ко всему привыкли, что относятся к угрозе терактов довольно философски. Вытянуть этот сезон на «снгешниках» не удастся. Мы опросили пять ведущих туристических компаний: «САМ», «Гамалия», «Украина-Русь», «Олимп», «ПАН-Юкрейн» плюс Государственная туристическая администрация. По мнению экспертов, значительно поредеют пляжи Турции, которая в последнее время стала для украинцев самой популярной зарубежной страной летнего отдыха.
Безусловно, от военных действий в первую очередь пострадают страны арабского региона, независимо от их политической позиции и обстановки в самой стране. Это ощутимо ударит по их экономике, ведь во многих из них именно туризм является одной из основных доходных статей бюджета.
Последние три дня идет активная эвакуация туристов из Арабских Эмиратов. Под усиленной охраной вывозят граждан Америки, Австралии, Японии и пр. Билеты на авиарейсы в Америку и Европу раскуплены на несколько недель вперед. Руководство страны выступило с обращением, в котором предложило Хусейну сдаться.
Война уже сказывается на туристическом бизнесе всех стран, и чем дольше она продлится, тем печальнее прогнозы.
Уменьшится приток путешественников в Америку и европейские страны, особенно в те, которые активно поддерживали военные действия в Ираке. Поскольку именно для них угроза терактов становится особенно актуальной. Есть надежда, что в плане въездного туризма — Германия, Франция, Россия пострадают меньше других. Оптимисты причисляют к ним также Испанию, где правительство войну поддержало, но народ отреагировал наиболее массовыми демонстрациями протеста: количество митингующих в общей сложности превысило три миллиона. Остаются Африка, Австралия и Латинская Америка. Но они тоже оказываются в убытке. Ведь путешествующий народ массово перестает доверять самолетам. А на поезде в такую даль не скоро попадешь. Поднимутся (ненамного) цены на отдых в ряде стран средиземноморского региона и в первую очередь на Балканах.
Безусловно, сегодня все, кто занимаются международным выездным туризмом, опасаются, что их бизнес окажется в глубоком кризисе. И потому являются ярыми противниками войны. Но раз уж это неизбежно, то турагентства заинтересованы в как можно скорейшем ее завершении. В таком случае можно будет «спасти хотя бы часть летнего сезона». Если же война примет затяжной характер — многие просто разорятся.
Чтобы как-то минимизировать потери и пережить войну, выход один — ограничить риски и сократить их объемы до реально контролируемых. А это значит отказаться от всего, что может быть непредвиденным: в несколько раз уменьшится количество всех видов чартерных рейсов. Упор будет делаться на развитие внутреннего туризма.
В Украине, согласно прогнозам, количество отдыхающих у себя в стране тоже возрастет. По предварительным данным, за прошлый год число туристов, путешествующих внутри страны, увеличилось на 4,5 %, а выезжающих на отдых за рубеж стало на 1,5% меньше. В этом году следует ожидать большого притока отдыхающих в Крым и Карпатский регион (цены возрастут в среднем на десять—тридцать процентов). Сложившиеся обстоятельства, по идее, должны были бы сделать Украину более привлекательной для иностранцев. Но недостаточная развитость туристической инфраструктуры и уровень сервиса пока что не в нашу пользу.
Что же касается рынка наших турфирм, то, безусловно, они понесут (да и уже несут) убытки. Но в целом ситуация на рынке будет менее напряженной, чем в той же России, где существует четкая специализация туроператоров: «смертниками» станут фирмы, которые занимаются только Турцией или Египтом. В Украине же операторов, четко ориентированных на какой-то один рынок, совсем немного.