UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ МАЙСКИЕ ДЕРБИ

Если поставить в ряд цифры 1, 9, 1, 7 в этом порядке, или 1, 9, 3, 9 именно в такой последовательности, то эти цифры сами по себе могут сообщить какую-то информацию...

Автор: Микола Вересень

Если поставить в ряд цифры 1, 9, 1, 7 в этом порядке, или 1, 9, 3, 9 именно в такой последовательности, то эти цифры сами по себе могут сообщить какую-то информацию. Есть таким образом драматургия цифр, когда многие события, факты, поиски, возможности совпадут в один день или в одну неделю или месяц и получится нечто неожиданное или ожидаемое, но новое, другое. Сейчас, накануне мая, получается как раз такое совпадение, такая драматургия цифр и дат, когда майские события во внешней политике Украины сами по себе рисуют или изображают эту внешнюю политику (если предположить, что она существует). Дипломатия находится накануне того, что можно назвать испытанием многовекторности, то есть, основы внешней политики Украины, как ее описывают политики и дипломаты. Просто можно в хронологическом порядке перечислить, что ожидает Президента Леонида Кучму в мае, и таким образом векторы рисуются сами по себе.

Сначала 8 мая Хавьер Солана, главный натовский чиновник, приедет в Киев. Что он точно сделает, так это как-то отметит или упомянет факт окончания второй мировой войны в Европе. Все остальное, как всегда бывает в дипломатии, пока неизвестно. В отношениях Украины и НАТО все похожи на голубых воришек, которые, правда, ничего не воруют, но постоянно чего-то стесняются. Украинские политики и дипломаты, потупившись, философски размышляют, что, мол, в НАТО пока рано, может быть, потом, а сейчас давайте укрепим партнерство, чтобы не было войны. Хотя, с другой стороны, количество совместных с НАТО маневров указывает, что речь идет больше чем о партнерстве, или об очень уж тесном партнерстве. Можно вспомнить, например, о заходах кораблей НАТО в Одессу. Если вспомнить, то уже вроде пора главную базу 6-го флота НАТО перенести именно туда из Неаполя и прописать там командование.

Анонимные, но знающие источники на печерских холмах, утверждают, что во время переговоров с натовцами в Киеве и Брюсселе речь идет именно о том, что вступать надо. И ждать уже осталось не долго. Если следовать формальной логике, то натовцы уже пригласили Украину к себе, сказав, что дверь перед Киевом в альянс не закрыта. Это буквально означает, что она открыта. А когда приглашают, не войти уже неловко. В Киеве, видимо, у профессора Соланы спросят, что он там будет подписывать с Россией. И он, видимо, ответит, что ничего опасного для Украины. Кроме того, поговорят о том, что сама Украина будет подписывать с НАТО. И можно с достаточной долей уверенности утверждать, что что-то не очень обязывающее подпишут. В смысле продолжения дружбы, уважения и партнерства. Вряд ли украинцы будут настаивать на гарантиях безопасности, понимая, что письменных гарантий никто не даст. НАТО теперь пытается балансировать в разбалансированном мире между Центральной и Восточной Европой, Россией, Балканами, ООН и внутри себя. И может, экспансия на Восток приведет к балансу, только если она будет медленной. И притом, если не будет серьезного альянса России и Китая, но это другая история прошедшей недели, а не будущего месяца.

Потом в Киев приедет президент Александр Лукашенко и вместе со своим коллегой Леонидом Кучмой проведут границы между странами. Плохо, что приедет после Соланы, а не до. Если бы до, то мог бы что-нибудь Солане передать через Президента Кучму, а так на Западе никто не узнает, чего, кроме дружбы с Россией, хочет белорусский президент. У Киева тут есть выгода. Он может вести, как это модно теперь говорить, критический диалог с Александром Лукашенко, так как больше белорусскому президенту на Западе говорить не с кем. То есть Кучма - это как бы посол Белоруссии перед Западом. И наоборот. Тут открываются широкие перспективы украинской дипломатии. Картина может получиться такая. Украинские власти ведут диалог с авторитарной Белоруссией, потому что так надо. А украинские политики критикуют белорусскую власть, потому что тоже так надо. Но упустить возможность контактировать с Белоруссией - точно не надо. Так как изолированная с запада, юга и севера страна будет иметь только один выбор, а так, глядишь, со временем появится и другой. А Украина - тут как тут.

Но, может быть, Президент Леонид Кучма передаст привет от белорусского президента американскому, с которым увидится 16 мая. Хотя вряд ли будет время говорить о Белоруссии в Вашингтоне. Там будут говорить об Украине. В Киеве уже знают, что в Вашингтоне Украиной недовольны. И даже подозревают, что очень недовольны. Недовольны двумя моментами: экономикой Украины и премьер-министром. Хотя пессимисты скажут, что это одно и то же, но оптимисты надеются, что пока еще нет. Об экономике Украины и раньше было известно, что она в кризисе. И говорилось, что дальше некуда, а оказалось, что есть. Надо только не принимать бюджет и отказаться от инвестиций. С другой стороны, это, кажется, уже последняя возможность что-то ухудшить, и значит, прав премьер, когда говорит, что со второго полугодия будет улучшение. По его логике, отсутствие ухудшения - это улучшение.

Говоря о премьере, следует подчеркнуть, что никаких прямых обвинений против него никто в Киеве не высказывает, то есть, в смысле коррупции. Но шепотом говорят, что от него все это зло. Значит, или боятся, или сплетничают. На Западе говорят, точнее пишут (например, в «Вашингтон таймс»), прямо, что премьер имеет в год миллионов 200. Это, во-первых, означает, что Павел Лазаренко и экономика Украины - не одно и то же, так как экономика Украины стоит намного больше. Во-вторых, премьер Украины в суд на газету за клевету не подал. А в-третьих, Билл Клинтон почитывает «Вашингтон таймс» и поэтому поговорит с Президентом Кучмой о его премьере. Разговор, видимо, будет тяжелый, и поэтому визит будет носить скорее рабочий, нежели церемониально-официальный характер. И вопрос может быть только один: «Куда вы деваете наши деньги? Если не скажете, то больше не дадим». На самом деле дадут и под парламентские выборы, и под президентские. Учитывая, что коммунисты, как говорит одна моя коллега, в стране еще есть. Можно с большой долей уверенности говорить, что Лазаренко из-за Клинтона не снимут. Если снимут, то кто будет бюджет проталкивать? Вот если бюджет примут до визита, тогда, может быть, и Кучму Клинтону критиковать уже будет не за что или не за кого... В общем, получается, что прав классик одного верного учения, что внешняя политика - это продолжение внутренней.

Вернувшись из Вашингтона, Президент сразу сменит переводчика. Теперь ему понадобится переводчик с польского, чтобы понять, о чем с ним хочет говорить Александр Квасьневский - польский лидер. У двух лидеров есть о чем поговорить в свете вышесказанного - о НАТО, о Белоруссии, но все же о НАТО. Тут такая конструкция получается: Польша уже можно говорить, что в НАТО, а Украина и Польша - стратегические партнеры. Кроме того, обе боятся России; кроме того, после этого визита сам Леонид Кучма поедет в Таллинн на встречу сразу с тремя балтийскими коллегами. И так за неделю возникнет Балто-Черноморская дуга или буферная зона, или санитарный кордон, или еще что-нибудь. Одни готовятся в НАТО, а другие дипломатично активничают. Тем более, что если все будет как запланировано, то встреча четырех президентов - Латвии, Литвы, Украины и Эстонии - произойдет тогда, когда в Париже Россия подпишет свое соглашение с НАТО, то есть 27 мая. Визит в Таллинн готовится очень активно, а это значит, что может что-то произойти, какой-нибудь демарш в сторону Парижа.

Ну и в самом конце месяца в Киев приедет премьер России Виктор Черномырдин. И хотя к этому визиту также очень активно готовятся, но имеют в виду, что Россия, как всегда, во мгле, и знать точно, приедет их премьер или нет, - просто невозможно. Я бы лично приехал после таких визитов и приемов, которые будут у Президента Украины. Просто из любопытства. Поинтересовался бы: как Клинтон, как НАТО, как Лукашенко, как Квасьневский, ну и как долги заодно.

Говорят, что Черномырдин относится к тому редкому типу российских политиков, которые не то чтобы хотят присоединить Украину к России, а наоборот - хотят, чтобы Украины вообще не было. Россия - и сразу Венгрия или Румыния, а на месте Украины - Черное море. Хотя ввиду того, что Президент Ельцин призвал не обижать прибалтов, ввиду того, что он же что-то подпишет с НАТО и ввиду того, что он же может в начале июня приехать в Киев (как бы в 11-й раз не сглазить!), может, Черномырдин и смягчится и скажет: «Давайте флот делить не по-братски, а по-справедливости, и Севастополь находится, по уточненным в Москве географическим данным, на территории Украины». Если это случится, учитывая переговорный тандем премьер Черномырдин - посол-вице-министр Дубинин, это будет вовсе удивительно.

В общем теперь понятно, почему в стране объявлены такие большие каникулы. Ну, во-первых, потому что страна и так не работает, а во-вторых, перед такой напряженной работой надо хорошо отдохнуть, чтобы не сказать Лукашенко, что пора вступать в НАТО, а Клинтону - что пора провести общую границу. На этой оптимистической ноте можно закончить и объявить большие майские дипломатические дерби открытыми. Участвуют только профессионалы, но надо не забыть место каждого скакуна, дорожку, по которой надо бежать, цель, к которой бежать, знать все преграды на пути и помнить, что скакуну с женским именем Украина уже скоро шесть лет, и по любым меркам он уже должен соображать, хотя на самом деле часто спотыкается. Просьба делать ставки.