UA / RU
Поддержать ZN.ua

БОЛЬШИЕ, НО ВЧЕРА

Попытка политического психоанализа Люди зрелого возраста нередко больны ностальгией. Казалось бы, все идет нормально, карьера сделана и впереди еще немало хорошего - но нет...

Автор: Сергей Грабовский

Попытка политического психоанализа

Люди зрелого возраста нередко больны ностальгией. Казалось бы, все идет нормально, карьера сделана и впереди еще немало хорошего - но нет. Прошедшее представляется недосягаемым образцом совершенства по сравнению с ублюдочным настоящим. И солнце светило ярче, и девушки были настоящими королевами, и песни пелись только о главном.

Что ж, с психологической точки зрения все это понятно. И человек имеет право не только испытывать ностальгию по ушедшему, а даже выливать свои чувства в газетные статьи, толстые романы и застольные разговоры с друзьями. Но! Но одна разновидность человеческой породы - профессиональные политики - не имеют права на публичное выражение своих ностальгических чувств. Ибо политики должны смотреть в будущее, видеть все рифы на пути государственного корабля и руководствоваться стремлением к модернизации страны, чтобы не отстать безнадежно от соседей, увлекшись реставрацией каких-то (даже и симпатичных) атрибутов прошлого. Политик должен быть рационалистом - особенно на посткоммунистическом пространстве, когда необходимо делать много того, против чего вопиют привычка к былому и чувство стабильности.

Возьмем в качестве примера Клауса и Квасьневского, Бразаускаса и Желева и увидим, что эти политики, достигшие немалого при старой системе, смогли быть рационалистами, свободными от ностальгических стремлений подогнать нынешний день под мерки «старого, доброго, привычного». Не то в Украине. Ностальгические воспоминания державных мужей о своей молодости здесь выливаются в государственную политику.

Последние недели представили немало наиярчайших доказательств справедливости этого тезиса. О докладе председателя Верховной Рады Александра Ткаченко на торжественном собрании в честь Дня Независимости и говорить не стоит. Тут прямым текстом нас призывали, идя вперед, - смотреть назад. Что бывает в подобных случаях с пешеходами, известно. Да и само собрание как две капли воды походило на партийно-хозяйственный актив прошлых лет. А через два дня после собрания последовал военный парад. Слов нет, такие парады проводятся во многих демократических странах, и Украина имеет полное право публично продемонстрировать отличную строевую выправку бравых хлопцев в военных мундирах в день праздника. Однако по воле какого-то злого рока режиссура парада и выступления спортсменов слишком уж напоминали прошлое, разве что главным действующим лицом на трибуне, расположенной на традиционном месте, был Президент, а не первый секретарь ЦК КПУ.

В тот же самый день Леонид Кучма подписал указ «Про встановлення відзнаки Президента України «Герой України». Спору нет, государство должно иметь наивысшую награду для своих героев. Сталин придумал звание Героя Советского Союза с вручением Золотой звезды и ордена Ленина, Кучма - звание Героя Украины с той же самой Золотой звездой и орденом, правда, не Ленина, а Державы. Те, кто тоскует по временам, когда многозвездный Леонид Ильич щедро одарял таким же многозвездием приближенных, могут вздохнуть с облегчением...

Как и в советские времена, к празднику щедро раздавались почетные звания и разнообразные награды. Звания, кстати, установленные в благословенном прошлом, от тактики присвоения которых давно отказались те наши соседи, кто уже смог наладить нормальную жизнь, когда честно заработанных денег гражданину хватает и на хлеб с маслом, и на книгу о вечном. Мы же идем иным путем. И никто почему-то не задумывается, с какой стати «народным артистом» человека нарекает не народ, а одно-единственное должностное лицо? Понятно, что Брежнев или Щербицкий искренне думали, что знают о думах народа лучше, чем сам народ, но нынешние-то как? Неужели, ностальгически вспомнив молодость, реализуют свои юношеские мечтания: «Вот если бы я был Брежневым...»?

А дальше была трехсторонняя встреча в Крыму. На даче в Форосе. В свое время Леонид Ильич страшно любил во время отпуска принимать лидеров братских стран в своей крымской резиденции. С непременными ритуальными объятиями, растиражированными телевидением. Увы... Может быть, само место рандеву с иностранными руководителями мистическим образом влияет на людей, но телерепортажи о «встрече троих» в Крыму удивительно напоминали события двадцатилетней давности. Не случайно, наверное, у главы Украинского государства впервые за семь лет независимости вдруг выскочили слова о каком-то «союзе»...

После этого уже не казалось чем-то необычным очередное торжественное заседание, теперь уже в Луганске, в честь Дня шахтера, с участием премьера и главы президентской администрации. Где? Естественно, во Дворце культуры имени Ленина. Создается впечатление, что от привычки «себя под Лениным чистить» высокопоставленные руководители отказаться не могут. А поскольку во многих городах и весях уже отказались именовать улицы и дворцы именем вождя мирового пролетариата, который рассматривал Украину не иначе как безразмерный хлебный ресурс мировой революции, то тоскующие о прошлом чиновники, очевидно, долго искали надлежащий объект. Чтобы было, «как всегда». И нашли. А руководители независимой демократической Украины спокойно прозаседались под сенью пролетарского вождя.

Ну, а прекрасный день Первого сентября? Ну неужели обязательный «ленинский урок» столь же обязательно должен был перерасти в нечто украиноведческое? Неужели Министерство образования не могло дать школам свободу в выборе формы проведения этого праздничного для учителей и учеников дня? Неужели нельзя выйти за пределы заколдованного круга ритуалов советской педагогики?

Но всех перещеголяло в первый день осени руководство Верховной Рады, сделав невозможным общение журналистов с народными депутатами в здании парламента. Строгие молодые люди с добрыми глазами, одетые в форму, умело регулировали человекопотоки, оградив мудрые раздумья депутатов не только от надоедливых «гиен пера» и телекамер (которые по недосмотру считали, что делают полезное для общества дело, превращая в общественное достояние ценные идеи народных избранников), но и от помощников самих народных депутатов. Действительно, зачем депутатам помощники? Раз-два, проголосовали, и дело в шляпе. Ну точно как в добрые старые времена!

Конечно же, вытирать ноги обо все, созданное в минувшее время, может только несусветный дурак. Но почему обязательно нужно тащить из прошлого далеко не самое лучшее, гуманное, действенное - а ритуалы, побрякушки и абсурды? Потому что сильные мира сего не могут отрешиться от ностальгии по своей молодости и нереализованных тогда желаний надеть на себя звезды и помахать народным массам ручкой с трибуны?

Тоскливо все это, господа. Хотя, конечно, найдется немало как сторонников «сохранения и приумножения традиций», так и убежденных в том, что советски-ностальгической является только форма, а содержание -наше, свободное, украинское. Но еще старик Гегель не уставал говорить: форма, ребята, весьма и весьма содержательна.