UA / RU
Поддержать ZN.ua

Блокировка

Склонность Виктора Ющенко к большим политическим формам проявилась еще накануне прошлых парламентских выборов...

Автор: Ольга Дмитричева (Чорная)

Склонность Виктора Ющенко к большим политическим формам проявилась еще накануне прошлых парламентских выборов. Его тогдашняя идея создания широкой коалиции демократических сил воплотилась в предвыборное объединение десяти партий, каждая по отдельности из которых не смогла бы даже приблизиться к результату, полученному ими вместе. Имя опального экс-премьер-министра, возглавившего в 2002 году список «Нашей Украины», словно магнит, притягивало симпатии избирателей и, соответственно, всех тех, кто надеялся конвертировать эти симпатии в собственные депутатские мандаты. Именно это послужило фундаментом, на котором был возведен предвыборный блок, завоевавший три с половиной года назад без малого четверть голосов избирателей.

За прошедшее с той поры время незыблемым осталось разве что стремление Виктора Андреевича к крупногабаритным политпроектам. Он вновь демонстрирует готовность выступить центром притяжения для максимально широкого круга участников парламентской кампании. Не особо задумываясь при этом об изменившихся обстоятельствах, требующих совершенно иных принципов проектирования предвыборного блока и существенной модернизации строительных технологий. Наиболее очевидное и самое важное из этих обстоятельств – возникновение центробежных тенденций в рядах потенциальных участников пропрезидентской коалиции.

Кто пасует, тот поймет

Заявление Виктора Ющенко о том, что его партия готова выступить на выборах единым фронтом с политическими силами, возглавляемыми Владимиром Литвином и Юлией Тимошенко, кому-то, возможно, и могло показаться логическим продолжением союза, сложившегося во время оранжевой революции. Но только не самому главе украинского парламента. Наивность и доверчивость не значатся в перечне качеств, наиболее присущих спикеру. К Ющенко же и Тимошенко Литвин относится с особым недоверием. И потому ему не составило особого труда сообразить: за приглашением в компанию главы государства и премьер-министра стоит нечто иное, нежели стремление приобщить электоральную базу Народной партии Украины к совместной победе провластных сил. Да и база, скажем прямо, не поражает своими масштабами. Зато личный рейтинг лидера НПУ довольно высок. И, без сомнения, имеет все шансы вырасти еще больше. Особенно к осени, когда обострятся социально-экономические проблемы и вновь поползут вверх цены на бензин, а также на газ, коммунальные услуги и транспорт. Это, конечно же, не замедлит сказаться на рейтинге как Президента, так и главы правительства, на фоне которых спикер может превратиться просто-таки в лидера народного доверия. А если еще аккуратно и без фанатизма станет критиковать действия исполнительной власти, то более благоприятные условия для успешной избирательной кампании трудно даже представить. В то время как Ющенко и Тимошенко будут вынуждены постоянно занимать активно наступательную позицию, при которой неизбежны ошибки и, как следствие, риск потерять определенную часть голосов избирателей, от Литвина не потребуется особых усилий для наращивания электоральных мускулов. Наработанный имидж «отца» всея парламента, не позволяющего себе в конфликтных ситуациях откровенно принимать сторону одной из сторон, придает фигуре спикера солидности и статичности. Ему не нужно прибегать к резким движениям, достаточно просто пасовать. В картах разумно пасующий остается, как минимум, не в проигрыше.

Вот почему для окружения Ющенко так важно было вовлечь Литвина в совместное предвыборное предприятие. Чтобы не дать сыграть ему самостоятельную игру. А заодно установить контроль над парламентом. Но, похоже, организаторы мероприятия по привлечению Литвина в единый блок немного перестарались. Если до сих пор у Владимира Михайловича были основания не верить своим гипотетическим союзникам по предвыборной кампании, то теперь появился повод обижаться на них. По большому счету, вклад, сделанный мэром Киева Александром Омельченко и главой Верховной Рады Владимиром Литвином в победу оранжевых на президентских выборах, трудно переоценить. И то, что их роль сегодня оспаривается, – несправедливо и глупо. Но, по всей видимости, кому-то это показалось действенным способом вызвать у Литвина приступ рефлексии, ведущей прямиком в единый провластный блок. Эффект, кажется, получился противоположный. Как и при попытке воздействовать на спикера с помощью эпизода записей Мельниченко, в котором зафиксировано общение тогдашнего главы президентской администрации с Леонидом Кучмой. Те, кому в период «всплытия» далеко, между прочим, несвежего аудиосюжета довелось наблюдать за Литвином в неформальной обстановке, заметили его подавленность, тщательно скрываемую на людях. Объяснялась она, по мнению представителей ближайшего окружения главы парламента, именно обидой и разочарованием спикера в тех, кто с помощью компромата пытался склонить его к принятию нужного для них решения.

Правда, вполне вероятно, что это не последнее испытание, уготованное несговорчивому спикеру. По некоторым сведениям, посетив Москву, майор оставил там в «надежных руках» 45 часов записей с голосом Владимира Литвина. И тому остается лишь надеяться, что память его не подводит, когда он утверждает, будто в диалогах с Леонидом Кучмой не было ничего, что могло бы навредить спикерской репутации.

Конечно же, Литвин отдает себе отчет в том, что у него нет команды, из членов которой можно было бы составить достойный предвыборный список. И уже, кажется, смирился с тем, что его политический проект все больше становится прибежищем для бывших сторонников старой власти, не видящих себя в роли оппозиционеров. Но, во-первых, конкуренцию по этой части ему вполне может составить Юлия Тимошенко, чья парламентская фракция приросла за последнее время куда более одиозными персонажами. А во-вторых, Литвина должно утешать одно важное обстоятельство. Большое количество крепких мажоритарщиков, собравшихся под сенью спикера (какое бы политическое прошлое у них не было), способны обеспечить солидный электоральный урожай в своих округах той политической силе, по спискам которой они пойдут на выборы. Не может не подогревать автономные настроения у главы парламента и тот факт, что в числе таких мажоритарщиков оказался Виктор Пинчук, чьи финансовые возможности и медиа-ресурсы уже не столь внушительны, как раньше, но все же могут стать подспорьем в предвыборной борьбе.

Наверняка обуздать «сепаратистские» настроения Владимира Литвина можно было бы, пообещав ему пост спикера в будущем парламенте. Но потенциальных кандидатов на эту должность немало и среди ющенковцев. Да к тому же, как говорилось выше, Литвин не склонен доверять своим гипотетическим союзникам. Поэтому, скорее всего, присоединив к Народной партии еще пару-тройку организаций, он назовет своим именем блок и отправится на выборы отдельной электоральной дорогой. Маленькая, но своя фракция в парламенте лучше, чем большая, но абсолютно чужая. Из которой-то и уйти, в случае чего, будет невозможно. Ведь с изменениями в Конституцию вводится императивный мандат, не позволяющий депутатам покидать партии и блоки, по спискам которых они прошли в парламент.

Премьерский крест

Говорят, будто Владимир Литвин как-то обронил в кулуарах фразу о том, что пойди они на парламентские выборы в тандеме с Юлией Тимошенко, им удалось бы уделать всех остальных участников кампании. «Но этого не будет», – реально смотрит на вещи Владимир Михайлович. И потому, наверное, не особенно старается выстраивать партнерские отношения с премьер-министром, демонстрируя полное равнодушие к законодательным нуждам Кабмина. Правительственные законопроекты с завидной регулярностью не добирают необходимого для их утверждения количества депутатских голосов. Нередко парламентарии не просто игнорируют инициативы исполнительной власти, а вовсе принимают решения в пику правительству. Правда, по мнению наблюдателей, для этого у них в большинстве случаев есть основания: поступающие в Верховную Раду из Кабмина законопроекты зачастую сырые, а профильные министры не горят желанием энтузиазмом общаться с законодателями ради того, чтобы утрясти «недоречності» до вынесения документа на голосование. Словом, отношения спикера и премьера оставляют желать лучшего. Но Юлию Владимировну это, пожалуй, сегодня волнует мало.

По отзывам многих из тех, кто имеет возможность наблюдать за Тимошенко вблизи, Юлией Владимировной все сильнее овладевает навязчивая идея во что бы то ни стало сохранить премьерский пост и после выборов в Верховную Раду. И потому формат своего участия в парламентской гонке Тимошенко ставит в зависимость от того, удастся ли ей получить гарантии неприкосновенности нынешнего статуса.

На сегодняшний день Юлия Тимошенко – номинальный премьер. Ее возможности, как главы правительства, ограничены. И не Конституцией, а токмо волею подписавшего указ о ее назначении человека и его ближайшего окружения. Руководительница Кабмина не влияет на кадровую политику исполнительной власти и устранена от участия в принятии наиболее судьбоносных государственных решений. И если с Владимиром Литвином у Юлии Тимошенко всего лишь прохладные отношения, то своих соратников по «Народному союзу «Наша Украина» она имеет все основания просто ненавидеть. Но Тимошенко так долго шла к власти, преодолевая на этом пути столько сложностей, что ради пребывания у кабминовского руля готова терпеть, кажется, любой дискомфорт. Ее сторонники и ближайшие соратники считают, что на выборы Тимошенко должна идти самостоятельно, во главе своего именного блока. И, надо полагать, премьер не исключает для себя подобного варианта. Она уже дала распоряжение разрабатывать структуру «Батьківщини» и других партий–союзниц БЮТ. Осознавая, что для составления презентационного списка у нее нет соответствующей команды, но при этом имеется прочный запас личного рейтинга, Юлия Владимировна уже предприняла попытку заполнить кадровый вакуум, предложив идти на выборы в ее компании половине своего правительства.

Вот только Президент считает, что это правительство его. И вероятность того, что Тимошенко продолжит руководить им при новом парламенте и обновленной Конституции, расширяющей премьерские полномочия, – невелика. «ЗН» известно, что руководство МВД получило задание отслеживать и собирать компромат на главу Кабмина. Кстати, по некоторым сведениям, Юрию Луценко предлагалось место в первой пятерке предвыборного списка БЮТ. Испытания бывшим соратникам по оппозиции, попавшим во властные коридоры, предстоят те еще! Если Тимошенко, которая готова ради сохранения премьерства пообещать не выдвигаться на следующих президентских выборах, не получит гарантий (либо данных публично, либо документально зафиксированных) по поводу незыблемости своего статуса, для нее не будет смысла в блокировании с НСНУ. Правда, удастся ли Юлии Владимировне уйти из власти на гребне электоральных симпатий или с имиджем не справившейся с обязанностями и вновь преследуемой правоохранительными органами – еще большой вопрос. Отдельные представители НСНУ, замеченные в особой симпатии к приглашаемой в единый блок Тимошенко, настойчиво предлагают Президенту рассмотреть вопрос о возобновлении дела по неуплате «Едиными энергетическими системами» налогов на сумму 7 миллиардов гривен. Забыв при этом, однако, сообщить главе государства одну деталь: суд еще при старой власти принял решение о закрытии этого дела.

Без руля и ветрил

Но не меньше сложностей и неопределенности в самой партии Президента. Составившие костяк блока Виктора Ющенко на прошлых парламентских выборах Народный рух Украины, Украинский народный рух (нынче Украинская народная партия) и Партия «Реформы и порядок» (называющаяся теперь «Наша Украина») оказались вне процесса обустройства большого партийного проекта «Народный союз «Наша Украина». Идея создания НСНУ вынашивалась и воплощалась в среде бизнес-окружения Виктора Ющенко. Порочная практика формирования структур партии власти с откровенным использованием админресурса и игнорированием интересов и мнения партийных «романтиков» привела к возникновению колосса на глиняных ногах. Редкий губернатор сегодня не возглавляет областную организацию НСНУ. А учредительные конференции местных ячеек партии, проходившие без громких скандалов, можно отнести к разряду исключений. В основе повсеместных конфликтов лежал один и тот же сценарий: являвшиеся на конференции активисты оранжевой революции обнаруживали в президиумах своих недавних идеологических противников, мимикрировавших под изменившийся политический ландшафт.

Идеологической основы в партии нет. Да и не могло быть изначально. Поскольку выстраивали ее под себя те, чьей целью было монополизировать Ющенко, укрепившись в его окружении и во власти. До сих пор остается под вопросом участие в проекте Виктора Ющенко. В зависимости от того, станет ли Президент первым номером в избирательном списке блока, и зависит количество, качество его участников, а также формат взаимоотношений между лидерами партий-союзниц. Романа Бессмертного, выступившего за неформальное лидерство Ющенко в блоке, можно понять. Региональные лидеры, все больше входящие во вкус власти, со скрипом подчиняются командам вице-премьер-министра по административной реформе, совмещающего свою правительственную должность с постом главы политисполкома НСНУ. Руководить партстроительством и предвыборной кампанией будет куда сподручнее от имени первого лица в государстве. Но само лицо, судя по всему, пока колеблется по поводу своего участия в выборах.

Наверное, Виктор Андреевич видит определенные резоны и в аргументах противников идеи вовлечения его в избирательную кампанию. Ведь перевес голосов, полученных Ющенко на президентских выборах, трудно назвать внушительным. Можно предположить, что запас прочности электоральной поддержки Президента с приближением парламентских выборов несколько уменьшится. И амбиции организаторов избирательной кампании провластного блока могут не воплотиться в пятьдесят с лишним процентов ожидаемых голосов. Для блока это не фатально. В конце концов, 49 процентов — тоже неплохой результат. А вот лично для Президента официально зафиксированный рейтинг политсилы, освященной его именем, будет, по сути, означать четвертый тур президентских выборов. Вряд ли Виктора Андреевича не тревожит перспектива продемонстрировать более низкий показатель, нежели во время третьего тура. Следующим после решения дилеммы «Идти — не идти» в пользу последнего будет вопрос «Кто же, если не я?». Говорят, будто прорабатывался вариант, согласно которому список возглавит министр внутренних дел Юрий Луценко. Но как это скажется на перспективе привлечения в блок Литвина и Тимошенко?

Кстати, на пятидесятипроцентную победу провластного блока можно будет рассчитывать только в случае союза с этими политиками. Без Литвина, но с Тимошенко НСНУ может, по подсчетам партийных аналитиков, собрать под сорок процентов. Однако проблема состоит еще и в том, что в самом НСНУ достаточно много людей, не желающих видеть в союзниках спикера и премьера с их партиями. Многие из них убеждены, что электорат Тимошенко — это часть электората Ющенко, а у Литвина он и вовсе отсутствует. Однако отправившись на выборы в гордом одиночестве, «Народный союз «Наша Украина» может повторить судьбу блока «За ЕдУ!», снискавшего на прошлых выборах симпатии менее чем у тринадцати процентов избирателей. А такой исход вероятен еще и потому, что освобожденная от предвыборных уз Юлия Тимошенко сможет легко объединить в своем избирательном списке ПРП Виктора Пинзеника, УНП Юрия Костенко и НРУ Бориса Тарасюка, недовольных своим нынешним положением в ющенковском окружении и совсем не радужными списочными перспективами, которые светят им в президентском блоке. Такая предвыборная конфигурация вполне вероятна. Как, впрочем, и присоединение к вырисовывающемуся альянсу «Поры», получившей, наконец, возможность участвовать в парламентской кампании. Чем, скажите, не блок Майдана? Вот только «Пора» в борьбе за самовыживание подрастеряла свой революционный нонконформистский дух. Ее лидер обзавелся статусом советника Президента и служебным «Мерседесом». А потому у «Поры» есть два пути: либо, стремясь к сытой, безбедной жизни, стать сателлитом партии власти, либо вновь вспомнить о своей майдановской молодости и попытаться собрать голоса тех, кто разочаровался в победителях оранжевой революции, но не в ее идеалах. Нужны же в нашем парламенте хоть немногочисленные партии нового типа.