UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛИЖНЕВОСТОЧНЫЙ ТУПИК

Редкие оптимисты, ожидавшие того, что Вашингтонское промежуточное соглашение, подписанное лидера...

Автор: Михаил Соколовский

Редкие оптимисты, ожидавшие того, что Вашингтонское промежуточное соглашение, подписанное лидерами Израиля и Палестины, сможет коренным образом изменить политическую ситуацию на Ближнем Востоке, оказались довольно быстро разочарованными. Ведь мина под процесс мирного урегулирования в регионе была заложена в самом документе, определявшем, каким образом будет осуществляться вывод израильских войск из оккупированных территорий Западного берега.

С первого взгляда было понятно, что Ясир Арафат взял на себя заведомо невыполнимые обязательства. Камнем преткновения воплощения в жизнь соглашения, разработанного в Уай Плантэйшн, стал палестинский план обеспечения безопасности Израиля, согласно которому Арафат должен сократить свои силы полиции и безопасности и принять действенные меры против террористических группировок, действующих на подконтрольных ему территориях.

Чтобы понять, какая непосильная задача стоит перед лидером Палестины, достаточно взглянуть на конкретные пункты требований израильтян, которые он должен выполнить. Интересно, что до последнего времени обе стороны старались держать эти сведения в секрете, чтобы излишне не разжигать страсти своих недоброжелателей. А утечка деталей плана в американские средства массовой информации произошла после того, как на прошлой неделе этот документ поступил в представительство ЦРУ в Тель-Авиве, сотрудники которого будут осуществлять контроль за его выполнением. Итак, палестинское руководство обязано:

- сократить свою полицию и силы безопасности с 38 000 до

30 000 человек (подписывая предыдущие соглашения в Осло пять лет назад и в Хеброне в прошлом году, палестинцы согласились, что их вооруженные подразделения не будут превышать 24 000 человек);

- уничтожить инфраструктуру террористических организаций «Хамас», «Исламское движение сопротивления» и «Исламский джихад» на подконтрольных ему территориях, что предусматривает также арест 30 ведущих деятелей этих организаций;

- конфисковать все запасы взрывчатых веществ и другого оружия, созданные террористами на палестинской территории;

- объявить упомянутые выше группировки преступными организациями и предпринять решительные шаги по разъяснению среди палестинцев незаконности их деятельности;

- не допускать палестинскими масс-медиа подстрекательских действий, направленных на пропаганду ненависти к Израилю и его гражданам;

- предотвратить поступление финансовой помощи группировкам «Хамаса» и «Исламского джихада», дислоцирующимся на палестинской территории, со стороны их сторонников в США и ближневосточных государствах, проводящих антизападную политику;

- предпринять решительные действия согласно этому плану в течение двух недель после его утверждения.

Самое трудновыполнимое для Ясира Арафата условие связано с арестом тридцати видных руководителей организаций, ведущих террористическую деятельность против Израиля. Как стало известно, чуть меньше половины из них фигурируют в списках членов сил безопасности, непосредственно подчиняющихся лидеру Палестины. При этом, по словам советника израильского премьера Давида Бар-Иллана, они несут личную ответственность за гибель более ста граждан Израиля. На прошлой неделе палестинцы объявили об аресте двенадцати известных террористов, однако до сих пор неясно, входят ли в число арестованных упомянутые члены палестинских сил безопасности.

Несмотря на такой жест доброй воли Ясира Арафата, Биньямин Нетаньягу долго не решался вынести на ратификацию израильского кабинета соглашение, подписанное 23 октября в Вашингтоне. Главным поводом для этого он считал факт нахождения на свободе еще 18 террористов, задержать которых ему пообещали палестинцы. Впрочем, кроме этого хватало и других причин. За время, прошедшее после появления на свет Вашингтонского соглашения, террористы уже неоднократно проводили свои антиизраильские акции. Очередной подрыв самоубийцей в центре Иерусалима автомобиля, начиненного взрывчаткой, в результате которого было ранено более двух десятков израильтян, опять поставил вопрос о способности Ясира Арафата контролировать действующие на палестинской территории исламские организации вроде того же «Исламского джихада», который взял на себя ответственность за этот теракт.

Ко всему, Нетаньягу предупредил палестинцев, что подаст на ратификацию соглашение только после того, как те в законодательном порядке объявят о преступном характере исламских радикальных организаций. Арафат же отбросил это требование, заявив, что и «Хамас», и «Джихад» уже поставлены вне закона палестинской администрацией в 1996 году. В свою очередь он обвинил премьера Израиля в выдвижении новых, заведомо невыполнимых требований, что выглядит как неприкрытый поиск поводов для срыва достигнутых в американской столице договоренностей. В ответ израильтяне выразили вполне резонное удивление по поводу того, зачем Арафат в Вашингтоне все же согласился принять закон о запрещении деятельности «Хамаса» и ему подобных, если это им было уже сделано два года назад.

И когда в минувшую среду кабинет Нетаньягу наконец-то утвердил израильско-палестинское соглашение‚ окончательную ясность в дальнейшую судьбу мирного процесса на Ближнем Востоке это событие не внесло. Мало того, что восемь министров, представляющие правый блок кабинета, воздержались от голосования, ратификация была оговорена целым перечнем условий, в котором нашли свое отражение все сомнения израильтян. Так, например, было отмечено, что в случае одностороннего провозглашения палестинцами независимости своего государства в мае следующего года, Израиль оставляет за собой право просто-напросто анексировать значительную его часть. Понятно, что нормализации израильско-палестинских отношений такой подход вряд ли будет способствовать.

В складывающейся ситуации решающим может оказаться голос Соединенных Штатов, руководство которых приложило немалые усилия для того, чтобы усадить за стол переговоров палестинского и израильского лидеров. Причем, Арафат мог бы рассчитывать на более благосклонное отношение Вашингтона именно к себе, а не к своему визави. В последнее время невооруженным глазом было заметно, какое давление оказывали американцы на Тель-Авив, чтобы заставить израильтян начать диалог с палестинцами. Последние же наоборот всячески демонстрировали свою готовность найти точки соприкосновения с Израилем и на переговорах из кожи вон лезли, чтобы вызвать у США расположение к себе. И вряд ли кто-либо будет сомневаться в том, что это им в общем-то удалось.

Однако последние события заставили Вашингтон все же стать на сторону Израиля. И вряд ли это можно объяснить исключительно влиянием мощного еврейского лобби на государственные органы власти США. Всем известно, насколько бескомпромиссно американцы относятся к любому проявлению террористической деятельности. И в настоящий момент, когда палестинская администрация не только не может усмирить непримиримых экстремистов, но и не спешит выполнить свои обещания по изоляции их руководителей, Соединенные Штаты начинают понимать, что при подписании соглашения они что-то упустили. Во всяком случае, израильтяне всячески подталкивают Вашингтон к принятию именно такой позиции, а палестинцам ответить на это нечего. Тем более что в соглашении черным по белому записано обязательство палестинского руководства в полном объеме информировать США о своей деятельности, направленной на «объявление вне закона всех организаций, имеющих военный, террористический или насильственный характер и недопущение их свободной деятельности на подконтрольных ему территориях».

Пока что Арафату в Вашингтон сообщать нечего. Мало того, палестинский лидер пытается по-своему интерпретировать положения соглашения, заявляя о своей готовности пресечь только ту сферу деятельности «Хамаса» и «Исламского джихада», которая представляет собой непосредственную угрозу для безопасности Израиля, и отвергая требования запретить политическую деятельность этих организаций целиком и полностью.

Конца этой тяжбы не видно, как не видно конца террористической деятельности исламских фанатиков-самоубийц, подрывающих себя в людных местах израильских городов. Такое положение может продолжаться не один год и не одно десятилетие. Удивительно, но оно устраивает, похоже, как израильское, так и палестинское руководство. Пока палестинцы не совладали со своими террористами, Израиль никогда не согласится на освобождение оккупированных территорий Западного берега, тем более не пойдет на создание независимого Палестинского государства. Это может вполне быть приемлемо и для палестинской администрации, которая при таком развитии событий будет продолжать получать денежные инъекции как от основных посредников в мирном процессе на Ближнем Востоке - американцев, так и от их главных исламских недругов в регионе. А народ в таких случаях обычно становится ширмой, за которой его вожди и идейные вдохновители делают свои личные дела.