UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЛЕСК И НИЩЕТА «ОБОРОНКИ»

Совсем недавно у национальных торговцев оружием появился еще один повод для хорошего настроения. ...

Автор: Валентин Бадрак

Совсем недавно у национальных торговцев оружием появился еще один повод для хорошего настроения. Дело в том, что Украина заняла седьмую позицию в списке мировых экспортеров оружия за 1998-й, поднявшись за год с девятого места сразу на две позиции и потеснив при этом Испанию и Беларусь. Именно такие результаты опубликовал Стокгольмский международный институт исследования проблем мира (СИПРИ) в очередном ежегодном отчете по объемам мировой торговли оружием в 1998 году. Стоит отметить, что и девятое место по результатам торговли оружием в 1997 г. было в свое время значительным успехом и свидетельствовало о закреплении на мировом рынке вооружений. Согласно данным экспертов СИПРИ, Украина теперь занимает общую девятую строку в списке стран, продавших наибольшее количество оружия за последние четыре года (1994-1998 гг.). Ежегодник СИПРИ также отметил, что в 1998 г. наблюдалась тенденция к снижению расходов на закупку вооружений при некотором росте производства вооружений. Кроме того, по подсчетам специалистов международного института, абсолютное первенство в торговле вооружениями держит США, вторую позицию по результатам 1998 г. занимает Франция, третью - Россия. Кроме этих экспортеров, Украина пропустила вперед также Германию, Великобританию и Голландию.

Блеск «оборонки»

Когда Украина летом 1996 г. заключила крупнейший контракт десятилетия на поставку 320 танков в Пакистан (на сумму более 650 млн. долл.), мало кто верил, что она состоится как экспортер вооружений и военной техники. И все же украинские торговцы оружием сумели вклиниться, причем прочно и надолго, в уже жестко переделенный рынок вооружений. Украина, как любят говорить в «Укрспецэкспорте», госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального характера, получив в наследство от СССР 30% его мощнейшей «оборонки», просто обречена торговать оружием, хотя бы для того, чтобы обеспечить работой целое поколение, сделавшее когда-то ВПК процветающим.

Многие наблюдатели уверены, что именно агрессивная политика и монополизация оружейного бизнеса (сразу же после заключения упомянутого контракта три торгующие оружием структуры были объединены под крышей созданного осенью того же года «Укрспецэкспорта») позволили Украине не только удержаться на рынке, но и заключить ряд прибыльных, хотя и не очень крупных контрактов. Например, Ирану было продано 12 самолетов Ан-74, Эквадору - партия комплексов ПВО «Оса» со складов Минобороны и т.д. Кроме того, создав имя и имидж торгующей вооружениями страны, «Укрспецэкспорт» сумел выйти на рынки тех стран, которые традиционно пользовались услугами других партнеров по ВТС, в частности, на традиционные российские рынки: Индию и Китай. Так, уже в 1997 г. с Индией было заключено контрактов на ремонт авиатехники на 10 млн. долл. Украина стала постоянным поставщиком турбин и аккумуляторов для боевых кораблей ВМС Индии. Что касается Китая, то кроме поставок специального оборудования для боевых самолетов (Харьковским заводом ФЭД), Украину пригласили для реализации крупного трехстороннего проекта (украинско-китайско-пакистанский) по созданию образца основного боевого танка для Пакистана МБТ-2000. Уже успешно завершено несколько этапов испытаний и быстрота принятия решения зависит лишь от способности заказчика профинансировать работы. К этому можно добавить, что украинский дизельный двигатель, установленный на опытный образец танка нового поколения для Пакистана, превосходит испытываемые до этого двигатели. (Первый был создан китайцами еще в начале 90-х, но из-за проблем с двигателем в условиях жары он вскоре был отвергнут, к сборке второго приложили руку югославы, поставив на танк свою силовую установку, но испытания, проведенные в 1993 году, были признаны неудачными. Наконец, третий вариант танка, собранный при участии английской фирмы «Перкинс», после соответствующих испытаний также был признан как не удовлетворяющий требованиям заказчика). Интересно, что объявленное на этой неделе решение Индии закупить у России 100 танков может внезапно решить судьбу четвертого по счету МБТ-2000 с украинским участием.

Стоит заметить, что харьковчане весьма активно ведут переговоры с Кипром о поставках (Кипр тоже традиционный российский партнер) танков. Скоро также должен начаться один из наиболее крупных танковых тендеров начала нового столетия по обеспечению производства 1000 танков в Турции, куда Украина также официально приглашена. Как сообщил автору информированный источник, близкий к дипломатическим кругам Турции, только американский танк «Абрамс» воспринимается сегодня как главный соперник украинского Т-84, причем больше с учетом политического аспекта, который будет определяющим в тендере. Потому что «с технической точки зрения Т-84 более приемлем, чем «Абрамс», поскольку при похожих характеристиках рассчитан на три члена экипажа («Абрамс» рассчитан на четыре члена экипажа. - Авт.) и на его производство расходуется меньше металла». Правда, на результаты танкового тендера непосредственно будут влиять результаты тендера по производству 145 боевых вертолетов, поскольку Турция вряд ли позволит себе попасть в серьезную зависимость в вопросах вооружений от одной страны (в тендере участвуют российский, два американских и два европейских вертолета). То есть, если турки остановятся на одном из американских вертолетов, то шансы Т-84 намного возрастают. В то же время, по мнению дипломата, весьма серьезно навредить украинской стороне в танковом тендере может последнее заявление парламента с требованиями отказаться от казни курдского лидера Абдуллы Оджалана, что турецкая сторона уже восприняла очень болезненно.

В большей степени, благодаря огромным запасам военной техники и вооружений на складах Минобороны, украинские оружейные бизнесмены за два последних года хорошо закрепились на африканском и ближневосточном рынках. Только в 1998 г. на рынках африканских стран Украина заработала более 150 млн. долл., не нарушая при этом международных договоренностей (что часто позволяют себе более политически независимые конкуренты). Хотя, впрочем, и не только старая техника интересует ближневосточных эмиров: только на прошлой неделе Украину посетил высокопоставленный представитель ОАЭ и, как утверждают очевидцы, украинские «Зубры» (десантные корабли на воздушных подушках) его не разочаровали. Небезынтересно также, что во время выставки «Айдекс-99» некоторые богатые страны Ближнего Востока и Северной Африки сделали впечатляющие предварительные заказы на украинские станции раннего предупреждения (другими словами, на станции радиотехнической разведки) «Кольчуга».

Уникальным в работе Украины на рынке оружия стал тот факт, что она, освоив стандарты, уже сотрудничает со странами НАТО, что еще пять лет тому воспринималось бы как фантастика. В списке покупателей украинской продукции военного назначения числятся США, Греция, Испания и Турция, а среди партнеров по ВТС - Франция и Израиль. Если наш Ан-70 будет принят за базовый проект для европейского военно-транспортного самолета, можно будет с полным основанием считать, что украинские технологии прорвались на европейские рынки.

К определенным достижениям Украины можно отнести и другой факт: Россия - второй-третий в мире экспортер вооружений и первый в мире экспортер постсоветских вооружений - наконец-то официально признала Украину как серьезного конкурента на рынках постсоветских вооружений. Взвешенные оценки украинских возможностей со стороны нынешнего руководителя «Росвооружения» Григория Рапоты уже кардинально отличаются от сардонических высказываний первого гендиректора российской компании Александра Котелкина, инициировавшего блокаду поставок в Украину танковых пушек для обеспечения пакистанского контракта. Кстати, и тот факт, что украинские разработчики сумели создать в кратчайшие сроки собственный образец пушки, а позже еще и адаптировать его к стандартам НАТО, еще раз убедил неверующих в чрезвычайном потенциале Украины на этом специфическом рынке.

Если в 1997 г. оружие продавалось в 30 стран мира, то теперь в покупателях числятся более 50 государств. Кстати, за время существования независимой Украины ее объемы экспорта оружия никогда не падали. Что часто вызывало недоумение западных экспертов: как при общем кризисе экономики может неуклонно расти экспорт вооружений?

Монополия торговли оружием. За и против.

Подписав 12 июля с.г. специальное постановление о предоставлении нескольким субъектам внешнеэкономической деятельности право осуществлять экспорт-импорт товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, представляющие государственную тайну, украинское правительство практически завершило модернизацию системы торговли оружием. Предже всего, согласно документу, право на экспорт и импорт таких товаров предоставлено дочерним предприятиям ГК «Укрспецэкспорт» - «Укроборонсервис», «Прогресс», «Укринмаш», «Промоборонэкспорт» и «Спецтехноэкспорт». Кроме того, такие же полномочия по экспорту и импорту военных взрывчатых веществ, боеприпасов и их элементов предоставлены государственному предприятию «ТАСКО-экспорт», государственной акционерной холдинговой компании «Артем», ОАО «Мотор-Сiч», Киевскому государственному заводу «АВИАНТ», государственному предприятию «Научно-исследовательский институт радиолокационных систем «Квант-радиолокация», а также госпредприятию «Авиационный научно-технический комплекс им. Антонова». Кроме того, право на экспорт услуг по авиаперевозкам товаров военного назначения и реализацию самолетов, полученных от военного ведомства (при взаимодействии с госпосредником), предоставлено государственному предприятию министерства обороны «Украинская авиационная транспортная компания». В документе также указано, что во время проведения внешнеторговых операций с товарами военного назначения уполномоченные субъекты внешнеэкономической деятельности должны осуществлять маркетинг рынка сбыта и устанавливать внешние цены по согласованию с ГК «Укрспецэкспорт».

Практически принятие Кабмином этого постановления означает не что иное, как... возвращение монополии государственному посреднику - «Укрспецэкспорту» в осуществлении торговли вооружениями. С той лишь разницей, что с осени 1996 г. до февраля 1999 г. «Укрспецэкспорт» был подотчетен правительству (с апреля 1998 г. - непосредственно премьер-министру), а теперь лишь на Банковой будут решать, кому и сколько оружия продавать. Можно добавить, что повторный приход к монополии осуществлялся чрезвычайно плавно и последовательно: с февраля по июнь 1999 г. президент подписал шесть указов, переподчиняющих оружейный бизнес от Кабмина к Совету национальной безопасности и обороны, а именно, Комиссии по вопросам экспортного контроля и военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами во главе с первым заместителем секретаря СНБОУ Владимиром Радченко.

По сути, постановление Кабмина подвело итог противостоянию правительства и совещательного органа с колоссальными полномочиями. Окончательный список предприятий говорит о том, что Кабмин пошел на серьезные уступки. Напомним, что еще в марте с.г. министр промышленной политики Василий Гуреев был уверен, что «через неделю решение по наделению прав спецэкспортера ряда предприятий будет принято». При этом министр отметил, что без сомнения такие права получит и танковый гигант «Харьковский завод им.Малышева» и многие другие. Интересно, что в прошлом году право спецэкспортера (но не юридическое, а лишь на основании решения правительственной комиссии во главе с первым вице-премьером) имели восемь предприятий (сегодня - шесть, без учета УАТК, которая продавать самолеты военного ведомства все-таки может лишь согласованно с «Укрспецэкспортом»). Как и министр В.Гуреев, ошибся председатель «Укравиапрома» Валерий Шмаров, утверждая в 1997 г., что не менее 20 предприятий ВПК должны получить права спецэкспортера и торговать самостоятельно. Кстати, 22 предприятия ВПК официально претендовали на получение прав. Пересмотрел, очевидно, свои взгляды и секретарь СНБОУ Владимир Горбулин, сказавший автору в феврале текущего года об «Укрспецэкспорте» буквально следуещее: «... на какой-то срок нам удалось предельно сконцентрировать все операции через эту госкомпанию, однако, потом я увидел, что мы на этом теряем, в частности, на этапе технологий и опытных образцов техники, когда предприятие способно быстрее прийти к заказчику, чем «Укрспецэкспорт», кроме того, предприятие может быть значительно гибче на переговорах». В условиях жесткой монополии 1997 г. Украина вдвое увеличила объемы экспорта оружия и недопустила при этом несанкционированных поставок. А, даже не получив еще прав спецэкспортера, тот же «Завод им. Малышева» не слишком удачно поработал в Йемене, поговаривают в кулуарах ВПК.

Что ж, может быть, объявление нового списка спецэкспортеров имеет и непосредственное отношение к президентским выборам, у автора на этот счет нет никаких данных. Разве что один руководитель КБ заметил в неофициальной беседе, что далеко не все деньги, получаемые Украиной от контрактов, идут на развитие отраслей ВПК. Реально можно говорить лишь о том, что Украина остановилась на конкретной схеме торговли оружием, которую можно назвать жесткой монополией. Кроме того едва ли не впервые не Украина копирует российскую схему, а наоборот: недавно российское руководство из-за обострения внутренней конкуренции решило сократить число самостоятельных экспортеров. Очевидно, там жива ностальгия по сильному и единому «Росвооружению» времен генерала Котелкина, который вывел Россию на второе место в мировом оружейном бизнесе.

Нищета «оборонки»

Жесткая схема все еще позволяет балансировать в условиях продолжающегося экономического кризиса и год от года увеличивать объемы продажи вооружений. Трудно сказать, как долго протянет национальный ВПК, который уже в прошлом году сбавил до минимума (до 4-6%, по словам министра промышленной политики В.Гуреева) выпуск военной продукции при том, что еще в 1991 г. только объем госзаказа «оборонке» составил 27% от общих объемов производства предприятий министерства. Насколько хватит «оборонки» в условиях отсутствия финансирования исследовательских работ и даже самых перспективных проектов, таких, как Ан-70?

Практически, программа конверсии оборонных предприятий, намечавшаяся на 1993-96 гг., не была реализована по той простой причине, что предприятия получали лишь 20-30% запланированных средств. Эксперты утверждают, что резкий спад госзаказов и очень существенный разрыв кооперационных связей со странами СНГ скоро приведет национальный ВПК к полной «эрозии». На сегодняшний день заморожен ряд научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР). Только финансирование фундаментальных НИОКР «оборонки» упало с 72% в 1992 г. до 0,01% на нынешний момент. Если в 1995 г. разрабатывалось около 600 НИОКР с участием 133 КБ или НИИ, то сегодня на «оборонку» реально работают только 19 научно-исследовательских структур. По мнению первого заместителя руководителя Днепропетровского филиала Национального института стратегических исследований при СНБОУ, по сути приостановлено выполнение практически всех наиболее важных НИОКР, направленных на разработки новых образцов вооружений и военной техники. (Хотя министр обороны Украины Александр Кузьмук и объявил на этой неделе, что в ВСУ на вооружение принято семь новых видов вооружений, и в частности, головка самонаведения для зенитных ракет «Барс»).

До сих пор в стране отсутствует стратегия реструктуризации ВПК, а непривлекательный инвестиционный климат не позволяет привлечь для развития «оборонки» иностранный капитал. За год соседняя Польша получает инвестиций в 3-4 раза больше, чем Украина получила за все годы независимости. Существующая банковская система (или ее отсутствие) не позволяет кредитовать производителей продукции военного назначения, оставляя их наедине со своими проблемами. Наиболее ярким примером является известный каждому украинцу проект Ан-70. Два больших государства дали на финансирование проекта 7% необходимых средств, задекларировав при этом приоритетность проекта. Взять же кредит под 53% годовых означает уничтожить предприятие, считает генеральный конструктор АНТК Петр Балабуев.

Все эти цифры, к сожалению, не вселяют уверенности, что Украина и дальше будет наращивать объемы экспорта оружия. Даже имея несколько предприятий-гигантов с многолетними заказами. Даже имея команду профессионалов по сбыту оружия. Даже имея квалифицированных дипломатов и сильное лобби на некоторых рынках. И даже начав реализовывать собственную информационную политику на международной арене.