UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗ КОТА МЫШАМ РАЗДОЛЬЕ

Справедливость пословицы, вынесенной в заглавие этой статьи, подтверждает новейшая мировая история...

Автор: Андрей Кротов

Справедливость пословицы, вынесенной в заглавие этой статьи, подтверждает новейшая мировая история. Сегодня мы становимся свидетелями того, как под покровом югославских событий в мире начинают возникать новые источники напряженности. Казавшиеся надежно погашенными пожарища одних конфликтов опять начинают тлеть, а недавние несмелые попытки урегулирования других сейчас выглядят совершенно абсурдными.

Все понятно - мир по уши увяз в конфликте на Балканах, и многие государства, географически и политически весьма далекие от европейского очага войны, стремятся решить проблемы со своими соседями наиболее простым по их мнению способом - с помощью военной силы.

Кажется, еще совсем недавно мы были свидетелями открытия первого автобусного маршрута из Индии в Пакистан, звучали речи о нормализации отношений между двумя странами и появилась робкая надежда на скорое завершение бесконечного индо-пакистанского противостояния.

И вот на прошлой неделе на свет появляется ежегодный доклад индийского министерства обороны. В нем подчеркивается, что осуществленные в Индии в мае 1998 года ядерные испытания и создание в республике ракетно-ядерного потенциала сдерживания обеспечили безопасность страны и уменьшили угрозу нападения с использованием оружия массового уничтожения. Практически одновременно индийцы проводят испытание новой баллистической ракеты «Агни-2», способной доставлять ядерные боеголовки к целям на расстояние свыше двух тысяч километров.

Первые ответные действия Пакистана удивили своей сдержанностью. Исламабад призвал Индию проявить более серьезный подход к своему предложению подписать соглашение о взаимной сдержанности в создании ракетно-ядерного оружия.

Однако дальнейшие действия давнего индийского оппонента не оставили сомнений в начале нового витка гонки вооружений на Индостанском полуострове. Власти Пакистана объявили о необходимости испытаний двух типов своих баллистических ракет средней дальности для обеспечения «насущных оборонных потребностей» и для создания минимального потенциала сдерживания на случай ракетно-ядерного нападения извне. По заявлениям официального Исламабада, его заставили пойти на этот шаг осуществленные в Индии испытания баллистической ракеты «Агни-2», что «ознаменовало появление у соседней страны нового вида оружия в условиях чрезвычайно нестабильной обстановки в регионе».

Исламабад быстро перешел от слов к делу. Сперва были проведены испытания баллистической ракеты «Гхори-2», которая стартовала с полигона «Тилла» (провинция Пенджаб) и, преодолев расстояние в 1165 километров, «с большой точностью» поразила заданную цель на побережье Аравийского моря. Затем был произведен запуск ракеты «Шахин-1». Эта новая мобильная ракетная система позволяет доставлять ядерную боеголовку на расстояние 750 километров. «Шахин-1» впервые была запущена с одного из полигонов в провинции Белуджистан.

Сценарий полностью повторяет события минувшего года, связанные с испытанием ядерного оружия. С радикальными действиями выступают индийцы, пакистанцы готовят им достойный ответ, и обе страны еще на шаг приближаются к взаимному уничтожению.

На этот раз реакция мировой общественности оказалась на удивление равнодушной. Американцы, еще недавно угрожавшие Индии и Пакистану всевозможными международными мерами воздействия, объявили, что новых санкций против этих стран вводить не планируют. Вашингтон остановился на сохранении действующих экономических ограничений, объявленных еще в прошлом году после совершенных Дели и Исламабадом ядерных испытаний, которые, откровенно говоря, особых неудобств обоим государствам не доставляют.

Похоже отреагировала на происшедшее и Япония, реакция которой на ядерные испытания Индии и Пакистана год назад была чрезвычайно жесткой. Токио не намерен вводить какие-либо дополнительные экономические санкции против Индии и Пакистана в связи с проведением ими ракетных испытаний, а будет придерживаться прежних мер, которые были объявлены в мае прошлого года вслед за осуществлением этими двумя странами серии подземных ядерных взрывов.

Очередной раз выразил озабоченность в связи с происшедшим Совет Безопасности ООН. Члены Совбеза обратились с призывом к Индии и Пакистану воздерживаться в дальнейшем от подобных шагов и призвали обе страны продолжать ведение диалога в духе Лахорского соглашения. В штаб-квартире Объединенных Наций было распространено заявление генерального секретаря ООН Кофи Аннана, в котором он отметил, что последние испытания Дели и Исламабадом баллистических ракет средней дальности так же, как и действия других стран в области разработки ракетного оружия и ракетных оборонных систем, сводят на нет многосторонние усилия по установлению международных норм для ограничения подобных видов оружия.

Вот, пожалуй, и все. Говорить о том, что все эти призывы каким-то образом повлияют на действия противостоящих сторон, было бы по крайней мере наивно.

Практически одновременно с обострением индо-пакистанского противостояния началась реанимация еще одного подзабытого конфликта на Среднем Востоке - между Ираном и Ираком.

Лондонская арабоязычная газета «Аль-Заман» на прошлой неделе сообщила, что впервые с окончания войны 1991 года в Персидском заливе Багдад и Тегеран начали переброску вооруженных сил к своей общей границе. Причиной обострения стали действия иранской террористической организации «Моджахедин-э Хальк», взявшей на себя ответственность за недавнее убийство заместителя начальника генерального штаба вооруженных сил ИРИ генерал-лейтенанта Али Сайада Ширази. Погибший от рук террористов генерал был, к тому же, советником по военным вопросам иранского верховного лидера.

По заявлениям представителей террористов, убийство высокопоставленного генерала было местью за его активное участие в организации наземных операций иранских войск по уничтожению баз «Моджахедин-э Хальк» на территории Ирака во время ирано-иракской войны 1980-88 годов.

Сразу же после этого иранский МИД выступил с жестким протестом против поддержки иракским правительством иранских террористов. В заявлении внешнеполитического ведомства Ирана сказано, что происшедшее будет иметь чрезвычайно негативные и непоправимые последствия для ирано-иракских отношений.

Багдад в ответ на это заявил о готовности прекратить поддержку иранских террористов только в случае адекватных действий Тегерана в отношении иракских оппозиционных сил, базирующихся на территории Ирана. Имелась в виду, очевидно, поддерживаемая Тегераном деятельность так называемого «Верховного совета иракской исламской революции», ответственного за недавние беспорядки в южном Ираке.

Учитывая то, что базы «Моджахедин-э Хальк» расположены вблизи ирано-иракской границы, можно предположить, что удары по ним могут быть нанесены иранской авиацией в любое время. Тем более, что это уже случалось в прошлом. Во всяком случае, пропагандистские меры Тегеран уже начал применять. На днях состоялись успешные испытания новой иранской ракеты «Сайад-1» класса «земля-воздух». Этот вид вооружений получил свое название как раз в честь погибшего от рук террористов Али Сайада Ширази.

Понятно, что в случае нанесения ударов по иракской территории, Багдад не останется в долгу. Хотя бы для того, чтобы сорвать на иранцах свою злость за американо-британские бомбежки. Тогда мир получит еще один конфликт в Персидском заливе, урегулировать который с помощью международных усилий вряд ли удастся. Не стоит забывать, что как Ирак, так и Иран подозреваются в обладании оружием массового уничтожения. А во время прошлой войны между ними Саддам Хусейн решился на применение химического оружия. Какие еще «сюрпризы» имеются у обеих стран не знают сейчас даже эксперты ООН, восемь лет проверяющие военные арсеналы Ирака.

Получается, что за месяц бомбежек Югославии в мире обострились два конфликта, каждый из которых может иметь непредсказуемые последствия не только для их участников, а и для всего мира. И это только начало. Мир неожиданно утратил механизмы поддержания стабильности. Вслед за ООН на наших глазах теряет свой авторитет миротворца и НАТО. Американцы уже сегодня одновременно участвуют в двух региональных конфликтах низкой интенсивности - на Балканах и в Персидском заливе. Держать свою военную группировку еще в одном взрывоопасном регионе им вряд ли будет под силу. Наступает эпоха хаоса?