UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕССИЛИЕ

Ситуация, сложившаяся с избранием спикера украинского парламента, напомнила известную комедийную ленту «Наверное, боги сошли с ума»...

Автор: Юлия Мостовая

Ситуация, сложившаяся с избранием спикера украинского парламента, напомнила известную комедийную ленту «Наверное, боги сошли с ума». Точнее, не весь фильм, а один эпизод, когда зверек, которого случайно обидел путешествующий по саванне человек, вцепился в его ботинок и неотступно следовал многие километры, не разжимая зубов даже в пустыне. В конечном итоге измученный жарой и дорогой человек вынужден был взять на руки измотанное упрямством животное, никак не желавшее отпускать обидчика.

Так они и шли по пустыне вдвоем, не в силах расстаться, не в силах перехитрить, не в силах подкупить или интеллектуально переиграть друг друга. Но это уже не об упрямом зверьке и благородном человеке, это о способности правых и левых в нашем парламенте принимать решения и добиваться их исполнения: в пятницу спикер так и не был избран.

На этой неделе под ворохом личных обид и личных расчетов, дисциплинарных нонсенсов внутри фракций и двойной игры внутри фракционных коалиций была погребена надежда Леонида Кравчука стать спикером и с триумфом вернуться в большую политику.

Недостаток харизмы, денег и видимых перспектив помешал Петру Симоненко сделать серьезную заявку на спикерское кресло, тогда как его место в нынешней лево-громадской иерархии ему было четко показано.

Павел Лазаренко провел ряд относительно успешных переговоров с лидерами правых и левых фракций на предмет взаимодействия и собственного будущего. Но при этом есть основания полагать, что его переговоры с Президентом, состоявшиеся в начале минувшей недели, не помогли Павлу Ивановичу решить те вопросы, которые он хотел: обеспечить неприкосновенность свою, бизнеса и партнеров. Все это Павел Лазаренко хотел получить за участие в спикерской гонке на стороне президентской команды. Соответствующие фракции ему могли это пообещать, но выполнение зависело от Президента. Скорее всего Леонид Кучма в этом торге оказался политическим скрягой…

В следующий тур голосования - уже не принципиально какой по счету - были выдвинуты семь кандидатов, пять из них, как в той считалочке, «пошли купаться в море», в результате, осталось двое, и то один из них достаточно сомнительный в смысле массовой поддержки, кандидат от фракции «Громада» Александр Пухкало хотел было выпрыгнуть из поезда во время движения, но бдительные сотоварищи заметили, что это можно сделать только до внесения фамилии в бюллетень. Таким образом, дружественный громадовец составит компанию Александру Морозу. К соседству товарища Пухкало Александру Александровичу не привыкать, поскольку они долгие годы прожили в одном доме. Так что они между собой разберутся.

Вредная счетная комиссия, не указав партийность кандидатов в бюллетенях для голосования, нарушила принятую форму, чем сорвала сроки намеченного на обед волеизъявления депутатов. Бюллетени переделали, но в пятницу определить сильнейшего так и не удалось. Вячеслав Черновил немедленно обвинил левых в попытке сорвать выборы. Нельзя не согласиться с благородным возмущением депутата, посчитавшего необходимым дать отпор наглецам, которые попытались посягнуть на монополию Руха, НДП, СДПУ(о) и «Зеленых», имеющих эксклюзивное, данное Президентом право срывать выборы спикера. Кстати, распадающаяся на глазах в своей идейной непоколебимости коалиция настаивала на голосовании в пятницу. Нетворческий подход к происходящему не позволял им отклониться от намеченной линии, тем более сделать это без разрешения Президента, который пытался представить черноморским странам Украину как цивилизованное государство.

Левые же стремились перенести голосование на вторник, по всей видимости считая, что смогут набрать необходимые для себя голоса.

Вот она, ирония судьбы. Морозу для того, чтобы победить, не хватает голосов фракции Наталии Витренко. Для того, чтобы победить кандидатуре от правоцентристской коалиции, не хватает не только единого достойного кандидата, но и голосов фракции Павла Лазаренко. Любопытно, кто из четырех играющих сторон сможет практичнее унизиться или, поддавшись магии посулов и обещаний, спеть, выронив сыр?

Попытки рефлексирующих депутатов, не претендующих на пост главы парламента, показать, что они готовы к работе, никем не принимаются всерьез. Несколько экономических решений, принятых конституционным большинством в более чем триста голосов, дают робкую надежду на то, что экономические вопросы (а именно ими парламенту придется заниматься ближайшие полгода-год, составляя бюджет и видоизменяя налоговые законы) Верховной Радой будут решаться. Причем некоторые утверждают, что решаться они будут хоть при левом спикере, хоть при правом.

Хотя с оптимизмом я бы, например, повременила. Особенно на фоне заявлений Президента о намерении, в случае избрания левого спикера, дать левым возможность формировать правительство по своему образу и подобию и брать на себя всю ответственность за происходящее в стране. Наверное, Президенту никто не сказал, что у него нет права делегировать части парламента свои полномочия, дарованные ему Конституцией. Наверное, никто не сказал Президенту, что левые депутаты не все пришли в парламент после восьмого класса и имеют представление не только о политических ходах, но и о нынешнем состоянии экономики, а также ответственности за нее. Президенту никто не подсказал, что в случае, если премьером станет ставленник Мороза и (или) Лазаренко, то оставшиеся кусочки рынка, на которых еще можно заработать, включая приватизацию, будут распределены не в пользу друзей Президента, а если и в их пользу, то они уже не будут дружить с нынешним Президентом так крепко, как это происходит сейчас при Пустовойтенко. Президенту также никто не сказал, что после добровольной отдачи им исполнительной власти в руки левых, следующим логичным шагом было бы подать в отставку самому. И еще Леониду Даниловичу никто не сказал, что отдавать страну на растерзание правительству во главе с условным Александром Ткаченко совсем не обязательно, если поддерживаемые им четыре фракции все же успокоятся, не поскупятся, изыщут целесообразность и договорятся о единой кандидатуре прежде всего между собой. Интересно, Президенту сказали, могут ли они это сделать?