UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕСПРИДАННИЦА

В польскую Криницу-Гурскую Президент не едет. Ему там нечего сказать Нас снова пытаются обмануть. Меня, вас, весь народ Украины...

Автор: Татьяна Силина

В польскую Криницу-Гурскую Президент не едет. Ему там нечего сказать

Нас снова пытаются обмануть. Меня, вас, весь народ Украины. Не исключено, что даже Президента. Обманывают наших партнеров по СНГ и
ГУУАМ. Обманывают Европейский Союз и ВТО. Так как утверждения о том, что участие Украины в Едином экономическом пространстве с Россией, Белоруссией и Казахстаном не будет противоречить ее стратегической цели — интеграции в европейские и евроатлантические структуры — это циничная ложь. Заверения, что участие в «четверке» не скажется негативно на темпах вступления нашей страны в ВТО — такая же ложь. Как и то, что ЕЭП не противопоставляется СНГ и другим межгосударственным образованиям на постсоветском пространстве.

Мы постараемся обосновать столь категоричное суждение, основываясь не только на мнениях отечественных и зарубежных экспертов, но и анализируя целый ряд документов.

Предвосхищая вопросы некоторых оппонентов типа «А вам-то зачем?», напоминаем, что согласно ст.17 Конституции Украины, «защита суверенитета и территориальной целостности Украины, обеспечение ее экономической и информационной безопасности являются самыми важными функциями государства, делом всего Украинского народа».

Заметки на полях первоисточников

Как известно, на последнем заседании Группы высокого уровня, прошедшей в Астане 15 августа, главы делегаций Украины, Белоруссии, России и Казахстана одобрили проекты соглашения о создании ЕЭП и концепции его создания. (Редакция «ЗН» располагает текстами этих документов и предлагает всем заинтересованным и желающим самостоятельно их проанализировать, ознакомившись с ними на Интернет-сайте газеты по адресу https://www.zerkalo-nedeli.com). В четверг проект соглашения о создании ЕЭП был одобрен правительством Российской Федерации. Теперь, по словам замминистра экономического развития и торговли РФ Дмитрия Сухопарова, документ должен пройти внутригосударственные процедуры согласования в России и других трех государствах, после чего он будет вынесен вместе с концепцией формирования ЕЭП на подписание президентами «четверки», запланированное на 18 сентября.

Что же предлагается подписать президентам, в том числе и Леониду Кучме?

В проекте Соглашения о формировании Единого экономического пространства в ст.1 сказано, что под ЕЭП Стороны понимают «экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика».

Стоп! Даже первокурснику экономического вуза понятно, что вышеописанная конструкция является не чем иным, как таможенным союзом. Но ведь до сих пор представители украинской стороны говорили в контексте ЕЭП лишь о создании зоны свободной торговли (ЗСТ) без изъятий и ограничений, в которую могла бы войти и наша страна. Лишь о зоне свободной торговли публично говорил Президент 23 февраля, в памятный день заявления четырех президентов. По сей день министр иностранных дел Анатолий Зленко уверен в том, что «целью нашего участия в этом механизме является эффективно функционирующая зона свободной торговли без изъятий и ограничений». В июне на пятом заседании ГВУ в Киеве украинской стороной был предложен принцип разноуровневой и разноскоростной интеграции, который, по мнению авторов этой идеи, позволил бы Украине стать участником ЕЭП (раз уж это так неизбежно) в части, не противоречащей ее евроинтеграционным устремлениям, а именно, в создании зоны свободной торговли.

Но вот какая интересная штука получилась. «Киевскую формулу» действительно учли и даже внесли в проект Соглашения. В ст.5 документа сказано: «ЕЭП формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции. Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса мер по формированию Единого экономического пространства. Стороны присоединяются к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП, по мере их готовности. При этом Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к соглашениям. Ни одна Сторона не может препятствовать другим государствам — участникам ЕЭП ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции. Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме».

Но только весь фокус в том, что теми же документами зоне свободной торговли ЕЭП дается такое определение, что это и не ЗСТ вовсе получается, а уже самый настоящий таможенный союз.

В проекте Соглашения в ст.2, перечисляющей стоящие перед Сторонами задачи, первой называется «формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки».

В проекте же Концепции формирования ЕЭП во второй главе, определяющей в качестве основных принципов функционирования ЕЭП обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников, также говорится: «Принцип свободного движения товаров будет предусматривать устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной сторонами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий».

Прошу прощения за столь обильное цитирование, но оно необходимо, дабы окончательно развеять иллюзии тех, кто все еще верит некоторым отечественным высоким должностным лицам, утверждающим, что украинской делегации удалось отстоять свои позиции и что вопрос о создании таможенного союза в рамках «четверки» в повестке дня перед Украиной «больше не стоит». Это неправда. Подписав документы о создании ЕЭП в их нынешнем виде, Украина тем самым даст согласие на создание таможенного союза с Россией, Белоруссией и Казахстаном.

Наши выводы подтверждает и глава российского правительства Михаил Касьянов, заявивший на прошлой неделе буквально следующее: «Расписаны уровни интеграции ЕЭП, минимальный уровень — единое таможенное пространство и единая внешнеторговая политика (выделено. — Т.С.), и, если четыре государства согласны даже делегировать часть своего суверенитета какому-то наднациональному органу в части внешнеторговой политики, это означает, что на огромном пространстве не существует никаких препятствий».

Вот так-то. Оказывается, украинская делегация во главе с первым вице-премьером г-ном Азаровым уже согласилась делегировать кому-то часть суверенитета Украины. Думаете, глава российского правительства преувеличивает и выдает желаемое за действительное? Снова обратимся к документам.

В ст.4 проекта Соглашения о формировании Единого экономического пространства сказано: «Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего». И далее: «Стороны учреждают единый регулирующий орган, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами–участниками ЕЭП». А в проекте Концепции есть и такая фраза: «По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются».

Да, действительно, слова «наднациональный» нигде нет. Но давайте обратимся к предыдущему варианту проектов документов (датированных 08.08.03), где оно присутствует многократно. Так вот к «достижениям» украинской делегации на последней встрече в Астане можно отнести лишь очковтирательство, поскольку слово «наднациональный» в новой редакции проектов просто взяли и заменили на более сложную и менее понятную словесную конструкцию, все же остальное, касающееся этого загадочного «регулирующего органа» так и осталось в тексте.

Любопытно было бы узнать мнение авторов проектов и его «утверждантов», что же подразумевается под «передачей полномочий Сторон единому регулирующему органу». Стороны — это Украина, Россия, Белоруссия и Казахстан? О каких конкретно их полномочиях идет речь? Какие вообще полномочия, например, существуют у Украины? В Основном Законе нашего государства мы нашли статьи только о полномочиях Президента, Верховной Рады и Кабинета министров, других государственных органов. Там же мы прочитали, что «единственным органом законодательной власти в Украине является парламент — Верховная Рада» (ст.75), а «Кабинет министров Украины является высшим органом в системе органов исполнительной власти». Может, речь в еэповских проектах идет о передаче президентских полномочий? Так ст.106 украинской Конституции прямо запрещает это делать: «Президент Украины не может передавать свои полномочия другим лицам или органам». Так что пусть юристы нам растолкуют, что же все-таки имела в виду Группа высокого уровня, утвердившая процитированные формулировки. Пока же прислушаемся к словам А.Зленко, который в ответ на вопрос коллеги из газеты «День» «А как насчет создания в ЕЭП наднационального органа?» на этой неделе заявил в интервью: «Мы это исключаем с самого начала, о чем четко заявила наша делегация. Это — принципиальная позиция, и не только в отношении ЕЭП».

Тем не менее в проекте Концепции формирования ЕЭП уже даже расписано, каким образом будут приниматься решения в «едином регулирующем органе» — Комиссии, а именно — взвешенным голосованием. «Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения Сторон».

Насколько нам известно, украинская сторона изначально предлагала предусмотреть право вето каждой из сторон к принимаемым решениям в органах ЕЭП (кроме Совета глав государств, где у каждой страны будет один голос, а решения будут приниматься консенсусом). В одобренных документах возможности вето для всех государств нам обнаружить не удалось. Что же касается утвержденного принципа голосования, то похожий существует в органах ЕврАзЭС (например, Интеграционном комитете) и, по мнению экспертов, фактически предусматривает право вето для… России.

Вероятно, многое смогут сказать отечественные юристы и по поводу ст.6 проекта Соглашения, в которой сказано: «правовой основой обеспечения деятельности в рамках ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права». Наше же внимание привлекло, например, то, что национальные законодательства лишь «учитываются», и ничего не сказано о том, что заключаемые договора и принимаемые решения в рамках ЕЭП не должны противоречить национальным законодательствам.

Хочется отметить еще один подводный камень, который закладывает в документы уже упомянутая выше «киевская формула». В главе VI Концепции сказано, что «принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы над подготовкой проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, когда соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами–участниками ЕЭП, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта». Как показала вся недолгая, но достаточно плодотворная история создания ЕЭП, расстановка сил на переговорах большей частью складывалась «один против трех» — украинской позиции, как правило, противопоставлялась консолидированная позиция остальных трех сторон. И вряд ли этот расклад изменится в дальнейшем. Таким образом, если будет действовать вышеописанное положение Концепции, то последующие соглашения и другие документы в рамках ЕЭП будут приниматься уже без участия Украины, ведь для этого будет достаточно согласия остальных трех участников «четверки». А затем Украину станут вынуждать присоединиться к уже готовым и принятым без учета ее мнения документам.

И последнее. Вопреки заверениям российских и украинских политиков и чиновников о том, что в ЕЭП будут учитываться также нормы ЕС, упоминаний об этом в документах нам найти не удалось. Более того, как утверждают источники, близкие к украинской делегации, российская сторона продолжает выступать категорически против фиксации в текстах еэповских документов намерений сторон опираться в процессе формирования ЕЭП на стандарты и нормы Евросоюза.

Штормовое предупреждение

Надеемся, что более глубокий и детальный анализ проектов документов о формировании ЕЭП будет обязательно проведен отечественными юристами, экономистами, дипломатами и политиками. Мы же еще бегло рассмотрим некоторые возможные последствия вхождения нашей страны в Единое экономическое пространство.

Прежде всего, подобный шаг затормозит вступление Украины во Всемирную торговую организацию. Об этом предупреждают не только отечественные, но и западные эксперты. Например, уже широко цитировалось мнение экс-советника российского, украинского, польского и киргизского правительств, а ныне директора программ Фонда Карнеги за международный мир Андерса Ослунда о том, что, во-первых, участие в ЕЭП не решает ни одной внешнеэкономической проблемы Украины, а во-вторых, помешает ее скорейшему вступлению в ВТО. Так как координация действий участников «четверки» в этом направлении будет означать, что они еще много лет не смогут вступить в ВТО. Поскольку все проблемы этих государств объединятся. А наибольшее количество проблем у самой большой страны — России. Общеизвестно, что чем меньше страна, тем легче ей попасть в ВТО. Следовательно, Украине вступить туда значительно легче, чем Российской Федерации.

Кроме того, как свидетельствуют участники переговоров Украины с ВТО, в Женеве им четко изложили три условия скорейшего принятия нашей страны в эту международную организацию. Необходимо, во-первых, решить все вопросы с Соединенными Штатами, во-вторых, принять оставшиеся необходимые законы и, в-третьих, приложить максимум усилий для того, чтобы Украина ни в коем случае не ассоциировалась в восприятии членов ВТО с Россией. Создание же с РФ, Белоруссией и Казахстаном таможенного союза крепко-накрепко привяжет Украину к этой троице и ее проблемам.

Далее. Отношения с Европейским Союзом. Неправда, что участие в ЕЭП не противоречит стратегическому курсу Украины на евроинтеграцию.

Мы уже показали, что одобренные в Астане Группой высокого уровня (а значит, и первым вице-премьером Украины Н.Азаровым) документы предполагают создание в рамках «четверки» таможенного союза.

А ведь на этой неделе глава нашего внешнеполитического ведомства Анатолий Зленко, отвечая на вопрос журналиста «На что Украина при реализации ЕЭП не согласится ни при каких обстоятельствах?», ответил буквально следующее: «…участие в таможенном союзе и тем более введение общей валюты неоднозначно воспринимаются в Украине. Очевидно, на такие уступки не пойдут ни наш законодательный орган, ни исполнительные структуры».

В который раз повторил свою знаменитую фразу и первый замминистра иностранных дел по вопросам европейской интеграции Александр Чалый: «Двух интеграций ни одна страна мира одновременно допустить не может. Это как квадратура круга, противоречие само в себе».

Ранее неоднократно также озвучивалось мнение советника Президента, директора Национального института стратегических исследований Анатолия Гальчинского: «Утверждение зоны свободной торговли — это не начальная ступень, а высшая планка наших экономических отношений в пределах четырех государств, переступить которую мы не можем. Мы не имеем на это права».

Но если Анатолий Зленко уверен, что, «обсуждая вопрос участия в ЕЭП, мы не отказываемся от тех принципов, которые разделяем и над реализацией которых работаем», имея в виду в том числе и «формирование зоны свободной торговли, а в дальнейшем — таможенного союза между Украиной и ЕС», то, может быть, кто-то попытается внятно объяснить, каким образом Украина собирается войти в два ТС одновременно? Ведь это же невозможно в принципе! Это же азбука!

Об этих азбучных истинах напоминает украинцам и Европейский Союз. По информации «ЗН», полученной от источника, близкого к Европейской Комиссии (ЕК), представителями ее генерального директората по вопросам внешней политики украинской стороне было изложено примерно следующее. Безусловно, ЕС не возражает против любых форм региональной интеграции, ведь каждая страна имеет право сама выбирать организацию региональной интеграции, в которую она хочет вступить. Однако процесс интеграции в подобную организацию должен быть согласован с другими обязательствами и устремлениями той или иной страны, а также провозглашенным ею политическим курсом.

В частности, если говорить о создании четырьмя бывшими республиками СССР Единого экономического пространства, то, по мнению ЕК, если сие пространство будет означать лишь создание зоны свободной торговли и не будет предусматривать (даже в перспективе!) никакой другой формы интеграции, и, прежде всего, таможенного союза (!), то это повлияет на отношения ЕС со странами ЕЭП одним образом. Но если же объединение даже только пока в перспективе будет предусматривать создание таможенного союза, то это, утверждают представители ЕК, кардинально меняет, например, перспективы создания зоны свободной торговли ЕС с каждой из стран этого ТС. ЕС не может иметь ЗСТ с одной из стран любого из таможенных союзов, а только со всем таможенным союзом, напоминают европейцы украинской стороне и уточняют: в частности, невозможным станет создание зоны свободной торговли с Украиной в случае, если она станет членом таможенного союза ЕЭП. В этом случае теоретически ЕС может вести речь лишь о ЗСТ с этим таможенным союзом. Но вот практически… Напрасно А.Зленко рекомендует «учитывать в целом развитие ЕЭП и его возможный в перспективе переход в плоскость ЕС—ЕЭП». Никакого перехода не будет. Во всяком случае, представители ЕК считают, что вести на данном этапе даже речь о зоне свободной торговли с таможенным союзом, членом которого является, например, Белоруссия, с которой у ЕС даже нет формальных отношений, совершенно невозможно. Более того, дают понять украинской стороне, в случае перспективы создания в рамках «четверки» таможенного союза или организации региональной интеграции подобного или более глубокого уровня, может возникнуть вопрос пересмотра правовых, политических или экономических отношений ЕС с Украиной. Например, сразу же под большим вопросом окажется реализуемость ст.4 Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, предусматривающая возможность создания зоны свободной торговли ЕС с Украиной.

Так что никаких иллюзий по поводу того, что «Украина интегрируется в ЕЭП настолько, насколько это совместимо с ее евроинтеграционными устремлениями», питать не нужно. Никак это не совместимо. Потому что, повторяем, таможенный союз в ЕЭП создается даже не в перспективе, а сразу (см. документы и высказывание Касьянова выше).

Кстати, по нашей информации, полученной из Брюсселя, российской стороне также было указано на то, что РФ не может одновременно создавать общее экономическое пространство с ЕС и единое экономическое пространство с тремя постсоветскими государствами.

В этой связи было бы любопытно узнать, а что же будет после создания ЕЭП с ЕврАзЭС? Ведь в его рамках также создан таможенный союз. Теперь три его члена — Россия, Белоруссия и Казахстан собираются создавать таможенный союз с Украиной. Значит, ТС ЕврАзЭС ликвидируется? А что по этому поводу думают покидаемые (или кидаемые) Киргизия и Таджикистан?

Интересно также и мнение об Украине в связи с планируемым участием в ЕЭП ее партнеров по ГУУАМ, с которыми она уже создает зону свободной торговли.

Не меньшее любопытство вызывает у нас и громко анонсированное полгода назад создание «полноценной зоны свободной торговли» в рамках СНГ. Впрочем, как и судьба самого СНГ.

Охотно напомним, что после избрания в январе с.г. Леонида Кучмы председателем Совета глав государств СНГ основной своей задачей на этом почетном посту украинский Президент называл именно создание зоны свободной торговли в рамках СНГ, а соответствующий документ планировалось подписать в сентябре на саммите Содружества в Ялте. Но в последнее время об этом ничего не слышно — все затмило ЕЭП. Похоже, Леонид Данилович таки собирается войти в историю могильщиком Содружества. Помните, что он ответил полгода назад по этому поводу в интервью Дмитрию Киселеву? «Это мнение не только Украины, это мнение общее. Все партнеры по СНГ, все республики — единодушны, что если не будет создана зона свободной торговли, то СНГ действительно как организация теряет смысл». Сегодня же украинские эксперты утверждают: подписание документов по Единому экономическому пространству торпедирует соглашение по ЗСТ СНГ.

Итак, кратко подведем итоги. С помощью Украины Россия, Белоруссия и Казахстан «кидают» своих партнеров по ЕврАзЭС — Киргизию и Таджикистан, Украина «кидает» своих партнеров по ГУУАМ — Грузию, Узбекистан, Азербайджан и Молдову, а также все СНГ вместе взятое с его вечными планами насчет зоны свободной торговли. Что, безусловно, очень «положительно» отразится на имидже Украины как «надежного» и «предсказуемого» партнера.

Но больше всех, конечно же, с помощью ЕЭП «кинут» саму Украину, поскольку путь в Европейский Союз ей будет отрезан. А взамен она ничего не получит. «ЗН» уже неоднократно публиковало мнения украинских экспертов о том, что экономически проект «ЕЭП» нереализуем и Украине невыгоден. Кто-то уже назвал его проектом «развития одного за счет развития остальных» — развития России за счет остальных участников объединения.

По сути ЕЭП мало чем отличается от ЕврАзЭС, по поводу возможности членства в котором сам Л.Кучма в ноябре 2002 г. говорил: «Мы экономически не можем вступить в ЕврАзЭС по простой причине — мы там будем неконкурентоспособными». Опыт существования Евро-Азиатского Сообщества показал, что экспорт России в остальные государства этой организации заметно увеличился, в то время как экспорт в Россию из этих стран так же заметно снизился. Почему в ЕЭП будет иначе? Что сделает нашу продукцию более конкурентоспособной по сравнению с российской? Нам обещают энергоносители по внутренним российским ценам? А вот это большой вопрос. В проекте Концепции формирования ЕЭП есть два любопытных абзаца. Первый из них в качестве задачи, стоящей перед участниками «четверки», определяет «формирование единых принципов регулирования деятельности естественных монополий (в сфере ж/д транспорта, магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа и т.п.), единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных монополий».

Другой абзац Концепции гласит, что «принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий». Чувствуете разницу? Уровень тарифов на транспортировку энергоносителей, на ж/д перевозки (который в Украине выше, чем в России) будут делать «равным», а цены на сами энергоносители только «выравнивать». Причем, как долго будет длиться процесс выравнивания, нигде не сказано. В результате, как поясняют эксперты, россияне, безусловно, постараются снизить стоимость транспортировки их энергоносителей в Европу через территорию Украины и тем самым повысить рентабельность торговли ими. Украина же в результате таких действий значительно потеряет в рентабельности одной из самых доходных сфер — экспорте транспортных услуг.

Кроме того, например, тот же А.Гальчинский не только подчеркивает «антиевроинтеграционную направленность зоны свободной торговли, которую мыслится утвердить». По мнению ученого, «экономики Украины и России имеют принципиальные структурные отличия и потому не могут развиваться на основе адекватных механизмов экономической политики». «Мы допускали серьезные ошибки, когда при осуществлении реформ шаг за шагом шли в фарватере «старшего брата», — уверен советник Президента.

Украина снова за один шаг до ошибки. На этот раз фатальной. Потому что времени и возможности на ее исправление у нашей страны не будет. Украина попала в жесткий цейтнот. 2004-й — не только год президентских выборов у нас и в России. Это год расширения ЕС и НАТО, определения ими дальнейших планов и перспектив своего развития. Выбрав ЕЭП, Украина на все обозримое будущее потеряет шанс попасть в эти планы. Именно в этом, на наш взгляд, и заключается основная цель политического проекта «Единое экономическое пространство».

Отдав свою интеграционную «девичью честь» тому, кто особенно настойчиво ее домогался, Украина окажется в роли главной героини пьесы известного российского драматурга Александра Островского. Когда те, кто еще вчера демонстрировал горячее желание завладеть ее рукой и сердцем, станут разыгрывать ее в «орлянку».

Методы контрацепции

Что же делать в сложившейся ситуации? Конечно, лучше всего было бы вообще прямо заявить об отказе принимать участие в формировании ЕЭП, мотивируя его тем, что остальные три государства вкладывают в определение ЕЭП изначально иной смысл, чем Украина, которая собиралась ограничиться лишь зоной свободной торговли.

Но будем реалистами, Президент Кучма вряд ли отважится на подобный шаг. Поэтому остается надежда только на МИД, парламент и Конституционный суд. Поясним почему.

Ст.9 нашего Основного Закона гласит, что «заключение международных договоров, противоречащих Конституции Украины, возможно лишь после внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины». В свою очередь, Закон о международных договорах включает в понятие «заключение международного договора Украины» ведение переговоров с целью подготовки его текста, принятие текста международного договора или установление его аутентичности и высказывание согласия на обязательность международного договора для Украины. Так что, на наш взгляд, самое время начать подготовку к рассмотрению готовящихся к подписанию документов о формировании ЕЭП в Конституционном суде Украины. Этим вопросом не мешало бы озаботиться, например, парламентским комитетам по международным делам и по вопросам европейской интеграции.

Кроме того, согласно Закону о международных договорах Украины, предложения относительно их заключения подаются правительству либо МИДом, либо другими министерствами и центральными органами государственной власти, но по согласованию с МИДом. В этих предложениях, в частности, обосновывается необходимость заключения международного договора, определяются возможные политические, правовые, материальные и финансовые последствия его заключения. Насколько нам известно, в настоящее время украинское внешнеполитическое ведомство как раз и занимается подготовкой такого документа совместно с другими профильными ведомствами. От того, какие аргументы будет содержать этот документ и, главное, что обосновывать — необходимость заключения соглашения по созданию ЕЭП или нецелесообразность этого шага, — во многом зависит дальнейшая интеграционная судьба Украины. Хочется надеяться, что МИД и его глава Анатолий Зленко хорошо отдают себе в этом отчет. Кстати, как свидетельствуют наши источники и в МИДе, и в Министерстве экономики и европейской интеграции, экономических расчетов последствий вхождения Украины в ЕЭП не существует. И до 18 сентября, даты запланированного подписания документов о создании Единого экономического пространства, их точно не будет. Потому что, как пояснил один наш собеседник, близкий к правительственным кругам, в принципе абсурдно подсчитывать экономические выгоды или потери для государства от его собственного исчезновения как государства.

Последней баррикадой на пути втягивания Украины в ЕЭП будет Верховная Рада, поскольку, согласно закону, международные договоры Украины, касающиеся ее участия в межгосударственных союзах и других межгосударственных объединениях (организациях), подлежат обязательной ратификации парламентом. Причем для этого необходимо не менее двух третей депутатских голосов от фактического количества парламентариев Украины, то есть 300.

В законе также сказано, что если постоянный комитет ВР по международным делам или другие постоянные парламентские комитеты установят наличие разногласий между договором, поданным на ратификацию, и Конституцией Украины, то договор отсылается в Конституционный суд для получения вывода о его соответствии Основному Закону.

Так что документам о создании ЕЭП, даже если Президент их все же подпишет в Ялте 18 сентября, предстоит в Украине пройти по долгому этапу.

* * *

Что же касается Леонида Кучмы, то, похоже, для себя Президент решение относительно ЕЭП уже принял. Об этом свидетельствуют, например, действия входящего в ближнее окружение главы государства Николая Азарова, который будучи представителем Украины в ГВУ является еще и уполномоченным страны по вопросам европейской и евроатлантической интеграции. Но если о деятельности Николая Яновича по созданию ЕЭП мы слышим постоянно, то об его успехах на ниве европейской интеграции известно очень мало. Более того, похоже, на переговорах «четверки» Азаров порой вообще о ней забывает. Во всяком случае, источники, близкие к украинской делегации на переговорах по ЕЭП, свидетельствуют, что хотя ее глава и сделал немало, например, отстаивая право Украины самостоятельно вступать в ВТО, по другим принципиальным вопросам он зачастую принимал решение вопреки мнению экспертов, пользуясь своим статусом главы делегации. Думается, что в таких важных вопросах, как передача части суверенитета каким-то наднациональным органам ЕЭП Николай Янович вряд ли решился бы действовать без ведома и согласия Президента.

О том, что Л.Кучма сделал выбор в пользу ЕЭП, косвенно свидетельствует и его внезапный отказ ехать в начале сентября на 13-й экономический форум в Кринице-Гурской, или так называемый «Центрально-Европейский Давос» (об этом «ЗН» стало известно из источников в АП). К слову, украинское посольство в Польше приложило просто неимоверные усилия для того, чтобы поляки согласились один из трех дней форума посвятить исключительно Украине. Подготовлена прекрасная экспозиция, которую должен был открывать Леонид Кучма, с его участием планировалось провести и заседание трехсторонней рабочей группы Украина—Польша—ЕС по вопросам Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора. На форуме в Кринице-Гурской будут присутствовать президенты Польши, Литвы, Словакии, Хорватии, Румынии. Разумеется, планировались и их двусторонние встречи с Президентом Украины. Но, видимо, Леониду Кучме нечего ответить своим коллегам ни по поводу возможного реверсного использования нефтепровода Одесса—Броды, ни по поводу вхождения Украины в Единое экономическое пространство…

…Выступление Леонида Кучмы на торжественном собрании, посвященном 12-й годовщине Независимости Украины, было напыщенным, переполненным образами и густо приправленным историческими параллелями. Впрочем, некоторые аналогии показались нам очень уместными. «Для Украины двенадцатая годовщина Независимости в определенной мере символична. Символична, поскольку не раз в нашей непростой истории так уже было, что наша страна несла фатальные потери именно после изнурительного двенадцатилетия, — констатировал Леонид Кучма. — Таким стал трагический 1930 год, когда на двенадцатом году после Четвертого Универсала, провозглашения государственной независимости Украинской Народной Республики — наша страна была на пороге наибольшего в истории человечества искусственного голодомора. Тогда за свое естественное стремление к свободе и за право самостоятельно хозяйствовать на своей земле заплатили жизнями миллионы хозяев самых богатых на планете черноземов. Таким стал 1660 год — тогда Юрий Хмельницкий, передав Украину под управление Речи Посполитой, предал двенадцатилетнее дело своего отца гетмана Богдана, дело Великого Украинского восстания».

Леонид Данилович тоже хочет войти в историю. И ему «не все равно», каким он останется в памяти потомков. И он прав в том, что «об этом могут говорить только конкретные дела».

Тексты проектов документов о формировании Единого экономического пространства

проект на 15.08.03

на 18.30 ч.

Статья 1

С целью создания условий для стабильного и эффективного развития экономик Сторон и повышения уровня жизни населения Стороны приступают к процессу формирования Единого экономического пространства.

Под Единым экономическим пространством (далее - ЕЭП) Стороны понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории Сторон, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающих свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика.

Стороны стремятся содействовать:

- развитию торговли и инвестиций между Сторонами, обеспечивающему
устойчивое развитие экономик Сторон на базе общепризнанных
принципов и норм международного права, а также правил и принципов
ВТО;

- укреплению единства и развитию экономических потенциалов, а
также повышению конкурентоспособности экономик Сторон на
внешних рынках.

Статья 2

Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением Сторонами принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

- формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

- унификация принципов разработки и применения технических регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.

- гармонизация макроэкономической политики;

- создание условий для беспрепятственного перемещения товаров, услуг,
рабочей силы и капиталов;

- гармонизация законодательств Сторон в той мере, в какой это
необходимо для функционирования единого экономического пространства,
включая торговую и конкурентную политику;

- формирование единых принципов регулирования деятельности
естественных монополий (в сфере железнодорожного транспорта,
магистральных телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и
газа и т.п.), единой конкурентной политики и обеспечение
недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов
естественных монополий.

Статья 3

Стороны в соответствии с указанными в статьях 1 и 2 настоящего Соглашения целями и задачами осуществляют действия, предусмотренные Концепцией по формированию Единого экономического пространства Сторон, прилагаемой к настоящему Соглашению и являющейся его неотъемлемой частью.

С целью реализации настоящего Соглашения Стороны разработают Комплекс мер по формированию Единого экономического пространства.

Статья 4

Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровня интеграции.

Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств (СГГ).

Количество голосов каждого государства-участника в рамках СГГ будет распределяться исходя из принципа: одно государство - один голос. Решения СГГ принимаются консенсусом.

Стороны учреждают единый регулирующий орган, которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками ЕЭП.

В едином регулирующем органе ЕЭП решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов устанавливается на основе соглашения Сторон.

Любая Сторона имеет право внести в СГГ предложение о пересмотре решения единого регулирующего органа.

Отдельным международным договором будет предусмотрен механизм компенсации, если принятое решение наносит существенный экономический ущерб одной или нескольким Сторонам.

Статья 5

ЕЭП формируется поэтапно, с учётом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Переход от одного этапа к другому осуществляют те Стороны, которые в полном объеме выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса мер по формированию Единого экономического пространства.

Стороны присоединяются к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП, по мере их готовности. При этом Сторона должна соблюдать согласованную последовательность присоединения к соглашениям. Ни одна Сторона не может препятствовать другим государствам - участникам ЕЭП ускоренно продвигаться к более высокой степени интеграции.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждая Сторона самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях она принимает участие и в каком объеме.

Статья 6

Правовой основой обеспечения деятельности в рамках ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учетом законодательств Сторон в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

Статья 7

Споры и разногласия между Сторонами относительно толкования и/или применения положений настоящего Соглашения разрешаются путем проведения консультаций и переговоров.

Статья 8

Настоящее Соглашение открыто для присоединения других государств, разделяющих его цели и принципы, на условиях, согласованных со всеми Сторонами настоящего Соглашения.

Для присоединяющегося государства настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего уведомления Сторон о согласии на такое присоединение.

Статья 9

По взаимному согласию Сторон в настоящее Соглашение могут вноситься изменения и дополнения, которые оформляются отдельными протоколами, являющимися неотъемлемой частью настоящего Соглашения и вступающими в силу в порядке, предусмотренном статьей 10 настоящего Соглашения.

Статья 10

Настоящее Соглашение вступает в силу со дня получения депозитарием последнего письменного уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.

Статья 11

Настоящее Соглашение заключается на неопределенный срок.

Каждая Сторона может выйти из настоящего Соглашения, направив письменное уведомление об этом депозитарию не менее чем за 12 месяцев до выхода.

Депозитарием настоящего Соглашения является Республика Казахстан.

Депозитарий уведомляет в месячный срок всех участников настоящего Соглашения о выходе какой-либо Стороны из Соглашения.

Совершено в городе ____________200___ года в одном подлинном экземпляре на русском языке. Подлинный экземпляр хранится в архиве Республики Казахстан, который направит каждому государству, подписавшему настоящее Соглашение, его заверенную копию.

(Подписи)

Проект на 15.08.03 на 19.00 ч.

Концепция формирования Единого экономического пространства (далее - Концепция) представляет собой программу мер по формированию Единого экономического пространства Республики Беларусь, Республики Казахстан, Российской Федерации и Украины (далее - государства-участники) с целью углубления многостороннего экономического сотрудничества.

Под Единым экономическим пространством государства-участники понимают экономическое пространство, объединяющее таможенные территории государств-участников, на котором функционируют механизмы регулирования экономик, основанные на единых принципах, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы и проводится единая внешнеторговая и согласованная, в той мере и в том объеме, в каких это необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности, налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая политика.

I. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Целью формирования Единого экономического пространства является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения.

Государства-участники стремятся содействовать:

- развитию торговли и инвестиций между государствами-участниками,
обеспечивающее устойчивое развитие экономик государств-участников на
основе общепризнанных норм и принципов международного права;

- созданию возможностей для развития предпринимательской деятельности путем установления гармонизированных систем регулирования и интегрирования инфраструктурного комплекса;

- интеграции и наращиванию экономических потенциалов государств-участников в целях повышения конкурентоспособности экономик государств-участников на внешних рынках.

Поэтапное решение задач углубления интеграции будет обусловлено выполнением государствами-участниками принятых обязательств и фактическим решением следующих задач:

-- формирование зоны свободной торговли без изъятий и ограничений,
предполагающей неприменение во взаимной торговле антидемпинговых,
компенсационных и специальных защитных мер на базе проведения единой
политики в области тарифного и нетарифного регулирования, единых правил конкуренции, применения субсидий и иных форм государственной поддержки;

- унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм.

- гармонизация макроэкономической политики;

- создание условий для беспрепятственного перемещения товаров,
услуг, рабочей силы и капиталов;

- гармонизация законодательств государств-участников в той мере, в
какой это необходимо для функционирования единого экономического
пространства, включая торговую и конкурентную политику;

- формирование единых принципов регулирования деятельности
естественных монополий (в сфере ж/д транспорта, магистральных
телекоммуникаций, транспортировки электроэнергии, нефти и газа и т.п.),
единой конкурентной политики и обеспечение недискриминационного
доступа и равного уровня тарифов на услуги субъектов естественных
монополий.

II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ

Основными принципами функционирования Единого экономического пространства являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы через границы государств-участников.

Принцип свободного движения товаров будет предусматривать устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной сторонами методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.

Принцип обеспечения свободного движения услуг предполагает формирование общих правил и подходов для обеспечения полного доступа на рынок услуг и поставщиков услуг в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики по доступу третьих стран на рынок услуг и поставщиков услуг Единого экономического пространства.

Принципом обеспечения свободного движения рабочей силы является обеспечение беспрепятственного перемещения физических лиц государств-участников в рамках Единого экономического пространства и формирование согласованной миграционной политики в отношении третьих стран с учетом норм и принципов международного права и ВТО.

Принцип обеспечения свободного движения капиталов предполагает поэтапное снятие всех ограничений на движение капитала из государств-участников в рамках Единого экономического пространства и проведение согласованной политики в области развития рынка капиталов при условии обеспечения макроэкономической стабильности.

Принцип проведения согласованной макроэкономической политики обеспечивает конвергенцию макроэкономических показателей, в том числе выравнивание уровня внутренних цен, в первую очередь - на энергоносители, и тарифов на услуги естественных монополий.

Принципы проведения общей политики по отдельным отраслям предполагают заключение секторальных соглашений, разработанных в развитие Соглашения о формировании ЕЭП.

Единое экономическое пространство формируется поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет, в каких из направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях оно будет принимать участие и в каком объеме. Государство имеет возможность присоединяться к соглашениям, обеспечивающим формирование ЕЭП по мере готовности. При этом государство должно соблюдать согласованную последовательность присоединения к перечню соглашений. Для присоединения государств-участников к действующим в рамках ЕЭП соглашениям требуется согласие всех государств-участников этих соглашений. Это правило распространяется на функционирование основных принципов и условий Единого экономического пространства, определяемых этой Концепцией.

Разноскоростная интеграция означает, что каждое государство-участник самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному соглашению, что приводит к разноуровневой интеграции, когда государства-участники находятся на разных уровнях интеграционного взаимодействия.

Переход от одного этапа к другому осуществляют те государства-участники, которые выполнили мероприятия, предусмотренные в предыдущем этапе Комплекса основных мер по формированию ЕЭП.

Объем преимуществ, предоставляемых государствами-участниками друг другу, определяется соглашениями по формированию ЕЭП, участниками которых они являются.

Неучастие или частичное участие какого-либо государства-участника в отдельных направлениях развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях не должно являться препятствием для остальных государств-участников в осуществлении указанных направлений развития интеграции или отдельных интеграционных мероприятиях.

Более поздние сроки присоединения какого-либо государства-участника к отдельным направлениям развития интеграции или отдельным интеграционным мероприятиям не меняют его статуса участника ЕЭП.

Учитывая различные степени интеграции государств-основателей ЕЭП (Российская Федерация и Республика Беларусь - Союзное государство, Российская Федерация, Республика Беларусь и Республика Казахстан - члены ЕврАзЭС), сроки возможного перехода к более высоким степеням интеграции определяются каждым государством самостоятельно.

Завершение формирования зоны свободной торговли является первоочередным и базовым этапом формирования ЕЭП.

Единое экономическое пространство формируется с учетом таких принципов, как добровольность, экономическая взаимовыгодность, отсутствие дискриминации, правовая гарантированность, сопряженность целей, ответственность за принятые обязательства, транспарентность.

III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Единое экономическое пространство формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учетом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Европейского союза.

Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих соглашений и решений институциональных органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждой из сторон в полном объеме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений.

Формирование Единого экономического пространства подразумевает осуществление следующих основополагающих мероприятий:

установление для товаров торгового режима без изъятий и ограничений на базе:

- реализации комплекса мер по завершению создания зоны свободной
торговли без изъятий и ограничений, предусматривающей свободное
перемещение товаров и услуг на базе единых правил конкуренции и
применения субсидий, проведения согласованной политики в области
тарифного и нетарифного регулирования;

- формирования общего таможенного тарифа;

- определения единых правил конкурентной политики, регулирования
естественных монополий, в том числе обеспечение недискриминационного
доступа и равного уровня тарифов, на услуги субъектов естественных
монополий, субсидирования и иных форм государственной поддержки;

- унификации мер нетарифного регулирования на основе норм и правил
ВТО, создания унифицированного порядка их применения в отношении
третьих стран;

- неприменения тарифных и нетарифных ограничений во взаимной
торговле;

- унификации торговых режимов государств-участников по отношению к
третьим странам;

- упрощения порядка таможенного оформления и таможенного контроля
на внутренних таможенных границах с последующей их отменой на
завершающем этапе;

- унификация принципов разработки и применения технических
регламентов и стандартов, санитарных и фитосанитарных норм;

- либерализация режимов доступа на рынок услуг, постепенное устранение имеющихся здесь барьеров и ограничений;

- согласование условий для создания благоприятного климата для
привлечения инвестиций в приоритетные отрасли и производства;

- установление единой политики в области охраны прав
интеллектуальной собственности;

- гармонизация принципов налогообложения, в том числе переход на
согласованные принципы взимания косвенных налогов без изъятий,
недопущение использования налогов и сборов как инструмента защиты
внутреннего рынка и национальных производителей;

- создание условий для взаимной конвертируемости национальных валют и перехода к расчетам в национальных валютах, последовательной либерализации валютной политики, согласования механизма установления валютных курсов национальных валют, формирования действенной платежной системы, повышения степени либерализации движения капитала по мере улучшения экономического положения государств-участников;

создание общего рынка труда со свободным передвижением граждан государств-участников;

осуществление мер по правовому оформлению и обеспечению формирования Единого экономического пространства;

- разработка механизма принятия и обеспечения выполнения принимаемых решений.

Достижение названных результатов обеспечивается посредством реализации Комплекса основных мер по формированию ЕЭП.

IV. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ПЕРЕГОВОРОВ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ К ВТО

Формирование и деятельность Единого экономического пространства осуществляется с учетом норм и правил ВТО.

Исходя из того, что государства-участники находятся на различных этапах переговорного процесса по присоединению к этой организации, необходимо выработать механизм согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО с учетом возможностей разноуровневой и разноскоростной интеграции. Данный механизм может предполагать:

- проведение ежеквартальных консультаций для обсуждения хода
переговоров о присоединении к ВТО;

- присоединение государств-участников к ВТО на согласованных
условиях.

Государства-участники самостоятельно выбирают конкретные формы механизма согласования позиций при проведении переговоров по присоединению к ВТО.

В случае вступления одного из государств в ВТО ранее остальных оно будет:

- содействовать скорейшему присоединению к ВТО других
государств-участников;

- воздерживаться от выдвижения требований в рамках переговоров
по присоединению к ВТО другим государствам-участникам.

V. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ПОРЯДОК ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

Координация процессов формирования Единого экономического пространства осуществляется соответствующими органами, структура которых формируется с учетом уровней интеграции.

Органы ЕЭП создаются на основе сочетания межгосударственных элементов и принципа передачи части полномочий Сторон единому регулирующему органу с постепенным повышением значимости последнего.

Осуществление координации и управления формированием ЕЭП на межгосударственном уровне будет обеспечиваться Советом глав государств-участников (СГГ).

Количество голосов каждого государства-участника в рамках Совета глав государств будет распределяться исходя из принципа: одно государство - один голос. Решения СГГ принимаются консенсусом.

Стороны учреждают единый регулирующий орган (Комиссия), которому они на основе международных договоров делегируют часть своих полномочий. Его решения являются обязательными для выполнения всеми государствами-участниками ЕЭП.

Комиссия начинает свое функционирование с момента введения общего таможенного тарифа или единых правил конкуренции в зависимости от того, что вводится раньше. По мере развития и углубления интеграционных процессов полномочия единого регулирующего органа соответственно расширяются.

В Комиссии решения по всем вопросам принимаются взвешенным голосованием. Количество голосов каждой из Сторон определяется с учетом ее экономического потенциала. Распределение голосов и процедура голосования устанавливаются на основе соглашения Сторон.

Основными полномочиями СГГ являются:

- определение перспектив дальнейшей интеграции в рамках
Единого экономического пространства;

- контроль за выполнением Комплекса основных мер по
формированию Единого экономического пространства;

- обеспечение применения и соблюдения основных принципов и
мер, принимаемых для формирования Единого экономического пространства;

- выработка торгово-экономической политики в отношении
третьих стран;

- принятие решений о приёме новых членов в ЕЭП;

- постановка задач по унификации таможенно-тарифной и
конкурентной политики государств-участников ЕЭП и рассмотрение
докладов Комиссии;

- принятие иных решений по принципиальным вопросам
функционирования ЕЭП.

Для обеспечения надлежащего функционирования и развития ЕЭП Комиссия:

- обеспечивает реализацию целей и задач ЕЭП;

- принимает решения в рамках своей компетенции и дает заключения
по вопросам, связанным с достижением целей и выполнением задач ЕЭП;

- разрабатывает в рамках своей компетенции проекты нормативных правовых актов, методические материалы и другие документы, необходимые для достижения целей и выполнения задач ЕЭП;

- осуществляет иные полномочия в рамках ее компетенции.

VI. ПРАВОВОЕ, ФИНАНСОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Правовой основой формирования и деятельности Единого экономического пространства являются международные договоры и решения органов ЕЭП, тесно увязанные с национальным законодательством государств-участников и нормами международного права.

Принимая во внимание разноскоростной и разноуровневый характер интеграции, решения о завершении работы над подготовкой проектов международных договоров и иных документов ЕЭП принимаются, когда соответствующий проект согласован не менее, чем тремя государствами-участниками ЕЭП, на долю которых приходится не менее двух третей совокупного валового внутреннего продукта.

Государства-участники признают необходимость закрепления механизма реализации принятых решений, введения санкций за их невыполнение, а также механизма разрешения споров в каждом заключенном ими международном договоре, направленном на формирование ЕЭП. Данные документы должны содержать положения о недопустимости оговорок к ним.

Финансирование институциональных органов Единого экономического пространства осуществляется за счет долевых взносов государств-участников, пропорциональных числу голосов Сторон в едином регулирующем органе.

Для обеспечения функционирования Единого экономического пространства формируется база данных, в которой концентрируется постоянно обновляемая информация экономического и правового характера.

VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Единое экономическое пространство будет открыто для присоединения к нему других стран, при условии принятия ими обязательств, вытекающих из международных договоров, заключаемых и действующих в рамках Единого экономического пространства, их соответствия установленным соглашением макроэкономическим и институциональным критериям, и на основе согласия всех государств-участников.

Любое государство имеет право выхода из Единого экономического пространства, предварительно урегулировав свои обязательства, принятые в рамках формирования ЕЭП.

С момента выхода государства-участника из Единого экономического пространства обязательства других государств-участников перед этим государством-участником, вытекающие из заключенных в рамках ЕЭП соглашений и принятых решений, утрачивают силу.