UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕСКРОВНОСТЬ СЕРБСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ГАРАНТИРУЮТ ВЕДУЩИЕ СТРАНЫ МИРА

Наблюдая с экрана телевизора за событиями в урезанной до неузнаваемости Югославии, потерявшей вм...

Автор: Вадим Нефедов

Наблюдая с экрана телевизора за событиями в урезанной до неузнаваемости Югославии, потерявшей вместе с большей частью своих республик и букву «Ф» в своем сокращенном названии, меня не покидает чувство, что сейчас год эдак 1989, а корреспонденты CNN ведут свои репортажи с улиц Праги, Будапешта или Варшавы. Белградская «бархатная революция» запоздала лет на пять-шесть и стала результатом экономических санкций мирового сообщества против СРЮ и банкротства политики стоящих у власти левых сил. Тогда, в конце 80-х, наследникам сербских коммунистов удалось избежать событий, характерных для большинства стран ЦВЕ, благодаря обвальному распаду югославской федерации, когда революционные «порывы масс» были направлены против обвиненных во всех грехах словенских, хорватских и боснийских «сепаратистов».

Поводом для начала грандиозной акции против правительства нынешнего президента Сербии Милошевича стал отказ центральной избирательной комиссии признать результаты выборов 17 ноября этого года в местные органы власти там, где победила оппозиция. А сейчас, когда истекает уже месяц с начала бесконечных демонстраций в Белграде, многие уже и позабыли, с чего все начиналось. Может быть, это и хорошо, что сербский нарыв лопнул именно сейчас, когда народ узнал, что такое война и когда мировое сообщество наконец-то смогло найти способ ее обуздания.

Сегодня противостояние властей и оппозиции протекает вполне мирно. Бесконечные каждодневные колонны движения «Единство» напоминают не марш протеста, а карнавалы где-нибудь в Бразилии или Аргентине. По улицам проходят прилично одетые люди, нередко с детьми, а воздух содрогается от трещоток, игрушечных труб и свистков, как на финальном футбольном матче с участием любимой команды. Люди на балконах активно поддерживают демонстрантов, и их приветствия встречают бурную реакцию колонн.

Каждый митинговый день завершается митингами, на которых обязательно выступают все три лидера «Единства» - писатель Вук Драшкович, философ Зоран Джиндич и социолог Весна Пешич.

Следует заметить, что государственное телевидение лишь в последние дни стало показывать истинные масштабы мирных манифестаций. До этого в выпусках теленовостей в лучших коммунистических традициях фигурировали лишь выбитые в первые дни протеста витрины зданий государственных СМИ да небольшие кучки демонстрантов, снятых в момент формирования колонн.

В последние дни выступления бессменных участников митингов дополняют известные артисты и писатели-сатирики. И трудно сказать, что более опасно для властей - обличения политиков или сатирические афоризмы, мгновенно разлетающиеся по стране, вроде такого: «Победу украли социалисты, а осудили на четыре года лишения свободы весь народ». Особенно достается движению «ЮЛ» («Югославские левые»), возглавляемому женой президента Сербии Мирой Маркович. Самому же Слободану Милошевичу, вернее, неотменному атрибуту всех митингов - кукле, изображающей его в арестантской одежде, в минувший уикэнд всенародно «отрубили» голову, что сразу же заставило вспомнить о судьбе четы Чаушеску в Румынии.

Какая же конечная цель оппозиции? По словам представителя триумвирата руководства оппозиции председателя Демократической партии Зорана Джиндича, условием проведения переговоров оппозиции с президентом Сербии Милошевичем и международными посредниками может быть только признание итогов второго тура выборов в местные органы власти. Для выхода из кризиса Джиндич предложил провести «круглый стол» с участием представителей оппозиции и властей о правилах поведения сторон в ходе предстоящих в Сербии весной парламентских и президентских выборов, которые должны пройти под международным контролем при обеспечении свободы прессы. Первоначально же звучавшие на митингах «Единства» призывы к свержению Слободана Милошевича и установлению власти оппозиции по всей стране Джиндич категорически отвергает как неприемлемые. Сравнивая ситуацию в Сербии с застойной эрой Брежнева, он утверждает, что нынешний кризис может привести к распаду Сербии как государства и отделению Косово, Санджака и даже Воеводины. Основной целью «Единства», по его словам, является демократизация отношений внутри государства и возвращение режима Милошевича к уважению закона.

С другой стороны, соцпартия Сербии во главе с президентом Милошевичем обвиняет оппозицию в навязывании народу насильственной и деструктивной политики, тем не менее избегая применять против демонстрантов силу.

Следует заметить, что мирное противостояние правящих сил и оппозиции объясняется во многом посредничеством в нем ведущих стран мира.

Началом такой посреднической деятельности можно считать визит на прошлой неделе в Белград министра иностранных дел Италии Ламберто Дини. Накануне визита он консультировался с генеральным секретарем НАТО Хавьером Соланой и госсекретарем США Уорреном Кристофером, которые одобрили его инициативу содействовать демократическим процессам, но не осуждать систему власти в Сербии. Почему же визит в Белград совершил именно представитель Италии? Дело в том, что в последние пять лет эта страна поддерживала наиболее тесные (среди других государств Запада) связи с Югославией и предпринимала активные меры для реинтеграции СРЮ в мировое сообщество после окончания войны на Балканах. Результатом визита стало заявление Дини о том, что вопроса об отставке сербского лидера Слободана Милошевича международное сообщество не ставит, а политический кризис в Белграде может быть урегулирован только политическим путем. Милошевич же, в свою очередь, гарантировал, что будет сохранять сдержанность в отношении манифестантов.

Несмотря на то, что глава внешнеполитического ведомства Италии опроверг утверждения о том, что он действует от имени НАТО или Европейского союза, подчеркнув, что визит был его личной инициативой, за его спиной явно угадывалась тень США. Соединенные Штаты постоянно напоминают, что внутренние дела СРЮ им вовсе не безразличны. Американцы осуществляют постоянные контакты с лидерами сербской оппозиции. Вместе с тем, похоже, что на настоящий момент они не готовы отказаться от контактов с президентом Милошевичем, с которым были подписаны Дейтонские соглашения об урегулировании в Боснии. Обе стороны являются гарантами соглашений, и в случае выпадения одной из них последние вряд ли будут считаться легитимными.

Билл Клинтон пока ограничивается только призывами к Милошевичу признать результаты выборов. По его словам, США заняли в этом вопросе четкую и ясную позицию, и хотя ни американцы, ни кто-либо другой не намерены вмешиваться во внутренние дела Сербии, их симпатии всегда остаются на стороне свободных людей, которые борются за свою свободу и добиваются уважения результатов выборов. В унисон со своим президентом, госсекретарь США Кристофер заявил, что народ Сербии заслуживает то, что имеют его соседи по Центральной Европе, а именно: честные выборы, свободную прессу, нормальную рыночную экономику. Если президент Милошевич будет выполнять волю народа, то Сербия сможет получить признание и поддержку международного сообщества, тогда как в противном случае поведение президента приведет только к большей изоляции Сербии и усугубит тяжелое положение народа.

Руководство США поддерживает и НАТО. Атлантический альянс после встречи министров иностранных дел, представляющих страны - участницы блока, обратился к Милошевичу с заявлением, в котором говорится, что НАТО глубоко сожалеет о решении Милошевича не признавать результаты выборов. НАТО одобрило поведение оппозиции, которая проводит свои акции протеста мирными средствами, а также предостерегло власти против использования силовых методов.

Такая посредническая активность Запада не смогла не обеспокоить и Россию, отдающую себе отчет в том, что стремительно теряет влияние в регионе. Однако, в отличие от США, Москва, похоже, поддерживает своего давнего друга Милошевича. Во всяком случае, министр иностранных дел РФ Евгений Примаков высоко оценивает позицию сербского президента, предложившего оппозиции диалог за «круглым столом» и не применяющего по отношению к ней силу, а к событиям в Белграде опять же предлагает относиться как к внутреннему делу Югославии.

Давно уже рассматривающая ОБСЕ как альтернативу НАТО, Россия приветствует решение этой организации о направлении в Сербию специальной делегации для изучения положения в этой республике.

Разница в подходах к решению сербского кризиса не помешала выработать общую позицию относительно его решения со стороны «контактной группы» по Боснии, включающей представителей России, США, Великобритании, Германии и Франции, заседание которой прошло в Женеве в начале недели. И представитель госдепартамента США Дж. Корнблюм, и представитель МИДа РФ

Н. Афанасьевский высказали мнение, что сейчас существует общий консенсус в отношении оценки положения в Сербии - республика переживает политический кризис и нуждается в политических реформах, а президент Милошевич должен «уступить демократическому давлению и открыть реформы в системе».

Судя по всему, кровавых событий в Белграде удастся избежать. Без сомнения, главной заслугой в этом является успех посреднической миссии стран, подписавших вместе с Сербией соглашения об урегулировании боснийского кризиса, которые сочетают осторожное давление на президента Сербии со сдерживанием оппозиции от экстремизма. Такие их действия являются ярким примером так называемой «превентивной дипломатии» (для США - воплощением их новой стратегии «превентивной обороны»). Удивительно только, что такую дипломатию относительно разрешения украино-российского спора вокруг Севастополя не применяют государства, гарантировавшие в Лиссабоне в 1994 году Украине безопасность в связи с отказом последней от ядерного оружия. Простого сожаления, выраженного руководством США в связи с последними решениями Федерального собрания России, сейчас явно недостаточно. Неужели для проявления большего внимания к себе со стороны ведущих стран мира Украине нужно пройти через такой же жестокий и кровопролитный конфликт, как и тот, через который прошла бывшая Югославия?