UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЛГРАДСКИЙ СЦЕНАРИЙ ДЛЯ БЕЛОРУССИИ

На центральной площади Минска, прямо перед президентским дворцом сжигали российский флаг. Бело-си...

Автор: Максим Череда

На центральной площади Минска, прямо перед президентским дворцом сжигали российский флаг. Бело-сине-красное полотнище занялось сразу - сверху донизу, и на радость многочисленным демонстрантам превратилось в пылающий факел. Из всех стран, входивших когда-то в СССР, ожидать увидеть такое меньше всего можно было именно в Белоруссии.

Церемония сожжения государственного флага соседней страны происходила в последний день выходных, совпавших с празднованием так называемого «женского дня», во время пятитысячной демонстрации сторонников Белорусского народного фронта, проводимой им в знак протеста против заседания российско-белорусской парламентской ассамблеи, созданной в рамках сообщества РФ и РБ. Решения этой ассамблеи новизной отнюдь не блистали. Наиболее заметные ее результаты - это очередной призыв к более тесной интеграции, избрание председателем (по старшинству) спикера нижней палаты российского парламента Г.Селезнева и выступление главы этого сообщества и по совместительству президента одного из его субъектов А.Лукашенко. Это выступление запомнилось благодаря двум неординарным идеям, высказанным белорусским президентом. Первая касается предложения создания в противовес расширенному НАТО тройственного союза между РФ, РБ и КНР, своеобразного «гигантского копья» от Пекина до Минска. Вторая же заключалась в предложении России перенять у Белоруссии опыт проведения экономических реформ и вообще поучиться у нее демократии.

Опыт завидный. В то время, когда в России в минувшем году продолжался спад производства, в Белоруссии наметился его подъем на полтора процента. Не стоит обращать внимание на то, что при этом склады белорусских предприятий забиты нереализованной продукцией, а импорт за год возрос на 26,5%, что вызвало увеличение отрицательного торгового баланса до 1 млрд. 200 млн. долларов.

Что же касается демократии, то здесь тоже все в порядке. Возьмите один из последних президентских указов. Согласно ему, во-первых, любые общественные мероприятия запрещено проводить ближе 50 метров от государственных учреждений (для президентского дворца сделано исключение - 200 метров), а во-вторых, отныне не разрешается использовать на митингах незарегистрированную символику, под которой понимается, конечно, национальный бело-красно-белый белорусский флаг. За игнорирование запрета можно заплатить немалый штраф - до 1500 долларов США. Президентские указы получили обкатку как раз во время упомянутой демонстрации. Задержаны были около ста ее участников, более десятка - получили разной степени травмы во время столкновения с милицией.

Белорусская власть, похоже, начала «крестовый поход» против оппозиции. Но и последняя оказалась не лыком шита. Демонстрации в Минске стали проходить уже не только в выходные, но и в будние дни. Ответными мерами власти стали обыски в штаб-квартире БНФ и арест его лидера - известного в Белоруссии активиста оппозиции Юрия Ходыко. До апофеоза торжества белорусской демократии остался один шаг - полный запрет всех оппозиционных президенту организаций с внесением соответствующих поправок в уголовный кодекс страны.

Минувшей весной аналитики предсказывали скорый уход Лукашенко с политической арены. С иронией приводили слова его супруги, утверждавшей, что ее муж более двух лет на одном месте не работал (двухлетний срок истекал как раз в июле 96-го). Они жестоко ошиблись. Похоже, нынешний белорусский президент будет главой своей страны и в XXI веке.

Внешней изоляции ему бояться нечего. Куда уж хуже, чем сейчас. Ведь совсем недавно эксперты Совета Европы, изучавшие условия проведения последнего белорусского референдума, ознакомили Лукашенко с результатами своей работы. Выводы, сделанные ими, огласке не придавались, но, по просочившимся сведениям, они были неутешительными. Особенно экспертов удивил способ формирования новой законодательной власти, да и количество нарушений во время всенародного голосования перевалило за все разумные пределы.

Кроме того, на прошлой неделе пресс-секретарь американского госдепартамента Николас Бернс, говоря об американо-белорусских отношениях, выразил сожаление относительно их нынешнего состояния. По его словам, положение дел с демократией в Белоруссии вынудило США приостановить ей всякую помощь (в первую очередь, финансовую) и заморозить другие виды отношений. Говоря же о перспективах дальнейшего углубления интеграции между РБ и Россией, Бернс отметил, что она может являться внутренним делом этих двух государств до тех пор, пока не затрагивает интересов третьих стран. Кого имел он в виду, понять несложно, тем более что эти интересы фактически уже оказались затронутыми - Белоруссия в своей активности препятствовать расширению НАТО уже перещеголяла даже Россию.

Лукашенко ничего не остается, как продолжать делать ставку на своих российских сторонников. В свете этого, характер белорусско-российских отношений приобретает любопытные формы. Похоже, происходит своеобразный шантаж российского руководства со стороны президента Белоруссии. С одной стороны, Лукашенко радушно принимает в Минске делегацию Госдумы и становится первым лидером из стран СНГ, с которым Борис Ельцин встречается в Кремле после своей болезни. С другой же, из его уст сыплются обвинения в адрес России за невыполнение обязательств по договору о российско-белорусском сообществе и в ответ на напоминание России о белорусских долгах за энергоносители - аргументы о бесплатном использовании Россией военных объектов на территории РБ и ее транспортной инфраструктуры. В добавок белорусский президент за «необъективное» освещение событий в его стране время от времени грозит лишить аккредитации российских журналистов и преобразовать канал ОРТ во второй белорусский общенациональный (по образу украинского «Интера»). Кроме того, в последнее время, говоря о возможном объединении Белоруссии и России, Лукашенко все чаще заявляет о том, что при этом каждая из стран должна сохранить свой суверенитет в полном объеме.

Нужно заметить, что такой шантаж является довольно успешным. Россия, похоже, махнула рукой на задолженность по нефти и газу, а в программе «Время» исчезли репортажи с критикой белорусского президента, проиллюстрированной протестами оппозиции. Теперь о Белоруссии говорят либо хорошо, либо ничего.

Но за все нужно платить. Первым взносом стало решение Белоруссии все-таки ввести НДС на украинские товары и услуги, хотя полгода назад было объявлено, что это не отвечает интересам РБ. Как ни демонстрировал перед этим белорусский лидер в Гомеле преданность украинско-белорусской дружбе и полное взаимопонимание с нашим Президентом, а интересы партнера по сообществу оказались более актуальными. Вторым шагом будет, очевидно, уступки Белоруссии в вопросе дальнейших интеграционных процессов. Ельцин, говоря о предстоящей встрече с Лукашенко 2 апреля (в день создания российско-белорусского сообщества), опять настойчиво повторил, что в будущем полное объединение России с Белоруссией все-таки возможно. В Минске на этот раз горячо откликнулись на это заявление, и Лукашенко, в свою очередь, на проходившем в минувшее воскресенье в Минске конгрессе «народов СССР» сообщил, что в именно 2 апреля сообщество будет преобразовано в союз с общими финансовыми системами и законодательными базами. Кстати, сам конгресс состоялся в большей степени благодаря личному патронажу белорусского лидера и даже частичному финансированию из его президентского фонда.

Реально же создание унифицированных экономических и политических систем двух стран - чрезвычайно сложный процесс, можно даже сказать невыполнимый. А само полное объединение в общем-то реально не нужно ни Москве, ни Минску. России не потянуть отсталую и по сути социалистическую экономику Белоруссии, а Лукашенко прекрасно понимает, что в случае слияния двух государств он потеряет всякую власть и способность влиять на развитие событий не только в новообразованном государстве, но и на территории того, что раньше называлось Белоруссией (прогнозы аналитиков о его желании выиграть президентские выборы в новом образовании вряд ли можно считать серьезными - кто же ему даст их выиграть). Гораздо более необходимым является сам процесс подготовки к объединению - в нем заключен безграничный потенциал повышения популярности лидеров обеих стран в случае их провалов в других сферах. Так что смены направления внутренней и внешней политики северного соседа Украины в последующие четыре с половиной года (столько осталось до следующих белорусских президентских выборов) ожидать не приходится.

В такой ситуации возникает вопрос - а правильно ли было отказываться от международной изоляции Белоруссии и поддерживать с ней связи на высшем уровне. Ощутимого результата, по крайней мере для Украины, это не дало. Не лучше ли было направить основные усилия на поддержку оппозиционных белорусских сил, конечно, не официальными лицами государства, а родственными по направлению украинскими политическими партиями и общественными организациями. Ведь в любом случае в ближайшее время действия белорусской оппозиции будут становиться все более радикальными и власти будут использовать для противодействия ей все более жесткие методы (всем силовым структурам в РБ зарплату выплачивают своевременно). Уже 15 марта - в день Конституции Белоруссии, измененной недавно лукашенковским референдумом до неузнаваемости, в демонстрации оппозиции под национальными флагами приняли участие около 20 тысяч человек (в Киеве последний раз столько людей на демонстрации собиралось не меньше пяти лет назад). А за день до этого при попытке молодежного крыла БНФ выставить пикеты у посольств западных стран с требованиями оказания давления на Лукашенко в вопросах соблюдения прав человека были избиты и задержаны десятки человек, среди них, кроме участников пикетов, - белорусские и иностранные журналисты и просто любопытствующие.

Такое развитие событий дает наблюдателям право говорить о возможности развития ситуации в Белоруссии по белградскому сценарию, с бесконечным марафоном демонстраций оппозиции, только с более жестким противостоянием между демонстрантами и властными структурами. И тогда Украине рано или поздно все равно придется определяться - поддерживать соседнее, по сути полицейское государство или присоединиться к его международному бойкоту.