UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ ГОПАК

Гейдар Алиев несомненно большой друг Украины, однако большим нефтяным другом еще не стал В украин...

Автор: Ростислав Хотин

Гейдар Алиев несомненно большой друг Украины, однако большим нефтяным другом еще не стал

В украинско-азербайджанских отношениях, которые не зависели от того, кто сидел на бакинском или киевском тронах - то ли коммунист Муталибов, то ли националист Эльчибей, то ли опять как бы и «бывший» Алиев, то ли умеренный националист и такой же коммунист Кравчук или же прагматик Кучма, слишком много «понятностей».

Понятно, что президенты Леонид Кучма и Гейдар Алиев ничего нового не открыли, подписав совместную политическую Декларацию - просто на бумаге изложили очевидное, формализовав таким образом давно уже сложившееся «стратегическое партнерство» Украины и Азербайджана.

Понятно, что взгляды на СНГ у Киева и Баку полностью совпадают - обоим не нравится доминирование «большого и северного».

Понятно, что Киев хочет избавиться от монопольной привязанности только лишь к российской нефти.

Понятно, что обе страны сближены сходными, но разными по своим масштабам проблемами внутреннего сепаратизма - и здесь не стоит похлопывать по плечу азербайджанцев - мол, понимаем, сочувствуем - нет у вас контроля над Нагорным Карабахом и множеством прилегающих к нему территорий, откуда десятки тысяч азербайджанцев были изгнаны армянскими карабахскими формированиями и регулярными частями вооруженных сил Армении.

Но, с другой стороны, Баку четко знает, чего хочет и как этого добиться, - там не скрывают, что именно «большая» каспийская нефть должна принести те средства, которых будет достаточно, дабы перевооружить свою армию и силой разрубить карабахский узел, - кстати, самый ранний этноконфликт со времен перестройки, в начальной стадии политбюрошного урегулирования которого стоял Владимир Шербицкий.

Понятно, что обе страны находят полное взаимопонимание в вопросе самостоятельной охраны своих внешних границ.

В конце концов понятно, что азербайджанцам симпатично отсутствие среди населения Украины антипатии к «лицам кавказской национальности», а на киевских рынках ОМОН унизительно не гоняет, по московской терминологии, «черных».

Однако в самом главном моменте - нефтяном - а именно там присутствуют геополитические интересы Украины - еще есть слишком много непонятностей.

Россия

Президенты Кучма и Алиев сошлись в том, что варианту транспортировки нефти, альтернативному российскому (транспортным коридором от Каспия через Грузию до Украины), «мешать будут, но не смогут» (Алиев) и что, мол, если РФ исходит из интересов царской России - это одно, но если из интересов современного демократического государства, заинтересованного в развитии отношений с соседями, - это другое (Кучма). Однако было бы поверхностно полагать, что российской стратегии будет присуща одна лишь деструктивность в отношении не российских альтернатив для новых независимых государств.

Во-первых, Россия стремится доказать, что маршрут транспортировки нефти через ее территорию является самым выгодным и наиболее реальным. Во-вторых, предпринимает колоссальные шаги, дабы нефть пошла, - после нескольких переносов ожидается, что «инаугурационная нефть» по старому, но в то же время новому (после войны в Чечне) нефтепроводу пойдет в октябре сего года. И здесь, как ни странно, чеченцы, давние союзники Баку, выступают именно за этот вариант - сейчас они будут иметь от этого огромнейшие выгоды и нет смысла противиться нефтяному транзиту, в отличие от предыдущих времен, когда чеченский народ представлялся марионеткой Доку Завгаевым.

Кстати, так и осталось тайной: чем же занимался в Киеве во второй день после визита Гейдара Алиева зам. секретаря Совета безопасности России Борис Березовский, курирующий нефтяной путь от Каспия до Новороссийска и стремящийся как можно быстрее найти компромисс с Грозным. Конечно, комплексом украино-российских проблем, однако за господином Березовским тянется очень туманный нефтяной след, а маршруты его перемещений по Закавказью и Северному Кавказу в качестве державного мужа, по выражению российской периодики, в точности повторяют векторы его собственных бизнес-интересов.

Вот и гадают заинтересованные - то ли Березовский прощупывал серьезность угрозы украинской транспортной альтернативы, то ли присматривался к возможности ее использования...

С все большей прагматизацией российской внешней политики Москва становится способной на шаги, представить которые раньше было бы проблематично. на той неделе, когда Гейдар Алиев гостил в Киеве, Россия после двух лет проволочек таки выдала Баку полковника Сурета Гусейнова, бывшего премьера и путчиста. Как, впрочем, и надавила на Ереван, чтобы тот передал Баку группу азербайджанских военнопленных. А как красиво россияне вышли из, казалось бы, провального для их кавказкой политики факта поставок Еревану (Степанакерту?) 84 танков Т-72 и полусотни бронетранспортеров! министр обороны Родионов признал факт поставок. да вот проблема: правительство было не в курсе - более сотни единиц бронетехники прошло через границу, которую даже нельзя пересекать негражданам России и Азербайджана.

Кажется, нефтяные интересы потихонечку толкают Россию от однобокой ставки на Ереван, и в ближайшее время ожидается серия подобных балансирующих шагов, имеющих целью приблизить к себе Баку. С постепенным возрастанием позитивизма и частичными уступками со стороны России некоторым партнерам Киева Украине будет сложно оставаться неформальным лидером «вольнодумцев» и чуть-чуть спекулировать на всеобщих ущемлениях бывших четырнадцати - пятнадцатым. Сближение на основе собственных позитивов в отличие от сближения на почве чужих негативов и противодействия им - игра намного сложнее и тоньше.

Не Россия

Украинскому варианту транспортировки каспийской нефти, разрабатываемому Азербайджанским нефтяным консорциумом во главе с британской «Бритиш Петролеум» и норвежской «Статойл», а также перспективе подключения к нефтяному потоку через Баку, порт Супса и Одессу нефти из казахстанского Тенгиза, где хозяйничают американские «Шеврон» и «Мобил» может помешать не только российский фактор, но как минимум еще три - турецкий, азербайджанский и собственно украинский.

Турция, являющаяся одним из главных лоббистов азербайджанских интересов на внешней арене, считает, что путь транспортировки нефти через ее территорию является самым выгодным. Только немного надо добавить труб от грузинской до турецкой территории. Здесь и Запад доволен - нефтяной транзит как бы не через Россию (вернее, не только через нее) и азербайджанцам хорошо - Анкара и далее будет обеспечивать дипломатическую поддержку исламским миром все еще слегка изолированному усилиями армянской диаспоры Азербайджану (Баку, кстати, не получает американской финансовой помощи).

В Азербайджане тоже не все склонны считать украинский вариант самым выгодным - в том числе и по экономико-транспортным расчетам: уж слишком длинные расстояния, уж слишком часто нефти надо будет «пересаживаться» с суши на море, с моря на сушу, уж слишком много препятствий на пути - тут и российские пограничники у грузинских берегов, и черноморский флот на пути в Одессу...

Одновременно с подписанием соглашения о сотрудничестве Украины и Азербайджана в нефтегазовых отраслях один из высоких чиновников азербайджанской государственной нефтяной компании «СОКАР» заявил в Баку, что украинский путь является далеко не самым перспективным...

Кстати, и планировавшееся совместное обращение Леонида Кучмы, Гейдара Алиева и Эдуарда Шеварднадзе о выделении евроденег на транспортный коридор пока не состоялось - слишком осторожным был азербайджанский лидер.

А куда нефть привозить в Украине? под звон бокалов в Мариинском дворце российский ИТАР-ТАСС невзначай напомнил читающему миру о замороженном строительстве нефтетерминала в порту Южный под Одессой... Да и нефтепровод Одесса - Броды сооружается неадекватными возрастающей нефтяной лихорадке темпами... можно, конечно, и цистернами на паромах нефть возить. а танкеры - как во всем мире - где? Как, впрочем, и пресловутая программа Леонида Кравчука с названием что-то вроде «Танкерный флот Украины-2000»...

Скорее именно украинский фактор и является самым большим препятствием украинского же маршрута транспортировки большой каспийской нефти. Однако нет сомнений, что с точки зрения значимости нефте-азербайджанское направление должно занять место наряду с политико-натовским в приоритетах украинской макрополитики на ближайшие годы.