UA / RU
Поддержать ZN.ua

Аугусто Пиночет: «КАЖДОЙ СТРАНЕ НУЖНЫ СВОИ ЛЕКАРСТВА»

(программа «Лица мира» выходит в эфир на канале «Интер» по пятницам в 22.00) Интервью это было совсем необычным...

Автор: Александр Ткаченко

(программа «Лица мира» выходит в эфир на канале «Интер» по пятницам в 22.00)

Интервью это было совсем необычным. Не только потому, что нам было заявлено о том, что Пиночет решил в последний раз пообщаться с иностранными журналистами, и не потому, что проходило накануне 25-летия со дня переворота в Сантьяго. Когда мы пришли в военный клуб Ла-Корро, где нам была назначена встреча с экс-диктатором, его помощники протянули нам список вопросов, которые мы должны были задавать Пиночету. Очень симпатичные для генерала вопросы. На наши удивленные возражения о том, что мы так не договаривались и наш собственный список вопросов был согласован заранее, последовал лаконичный солдатский ответ: тогда интервью не будет вовсе.

В Чили до сих пор любое публично сказанное Пиночетом слово вызывает волны общественного резонанса, поэтому генерал если и общается с журналистами, то только с теми, кому очень доверяет. А сегодня в Чили - стране, которая больше напоминает какой-то американский штат, чем бедную латиноамериканскую державу, таких журналистов становится все меньше. Здесь любят говорить и левые, и центристы о том, что Чили только возвращается к демократии и этому процессу мешают пиночетовское наследие и преступления его режима. Правые поддерживают Пиночета и пока еще сдерживают натиск оппозиции, требующей лишить генерала пожизненного сенаторского иммунитета. Местной Фемиде уже удалось засадить за решетку, хотя и очень комфортабельную, ряд ближайших соратников генерала. Тем не менее Пиночет - почетный командующий Вооруженных сил Чили (их количество по разным данным не превосходит 50 тысяч, то есть меньше, чем полпроцента населения страны) - не только сохраняет многие нити управления через своих людей при власти, но и по-прежнему является самым авторитетным политиком в стране.

Фактически Чили до сих пор поделена на три части: ярых сторонников генерала, его противников и тех, кому все равно. За голоса последних сейчас и сражаются социалисты - наследники Сальвадора Альенде, кандидат которых - экс-министр труда г-н Лагос - имеет лучшие шансы победить на следующих выборах президента страны в 1999 году. Правда, сегодняшние чилийские социалисты больше похожи на последователей Тони Блэра и потому они в серьезной ссоре с местными коммунистами, которые по-прежнему хотят крови. Вообще чилийские политики как левые, так и правые (среди них нам удалось поговорить с Хуаном-Пабло Летельером - сыном убитого в Вашингтоне министра обороны в правительстве Альенде, а также с автором чилийских реформ - главным «чикагским мальчиком» в Сантьяго Эрнаном Бихи) поражают своей высокой политической культурой и образованностью. Они яркие, неординарные личности, способные осуществлять менеджмент страны на краю света по высшим международным стандартам. Глядя на них, понимаешь, что и без Пиночета, этого живого воплощения железной воли, стране обеспечено место под солнцем стабильности, а в недалеком будущем - и благополучия.

Семнадцать лет генерал правил страной в ранге президента пока, по им же написанной Конституции, не отдал власть. Он победил хаос, воцарившийся в 1973-м. За это время погибло около трех тысяч человек и сотни пропали без вести (статистика о размахе действий пиночетовской службы безопасности оспаривается до сих пор). За это время отсталая страна превратилась в экономического вундеркинда Латинской Америки (со средним доходом на душу населения около 270 долларов, ежегодным ростом ВВП около 5% и своей собственной экономической программой реабилитации и развития, которая, правда, пару раз давала серьезные сбои). Но страна эта по-прежнему очень красива и необычна, а ее люди по-прежнему обаятельны, а политики блещут интеллектом и мало замечены в коррупции. И поэтому так долго не могло все зависеть от воли, даже железной, одного человека. И поэтому он так хочет остаться в истории спасителем нации и реформатором, а не диктатором. Он ищет понимания, и, поговорив с ним перед началом интервью, нам удалось достичь компромисса. Однако генерал, например, категорически отказался говорить о целом ряде тем, в частности о своем отношении к коммунистам. «Живая история» не хочет быть многословной.

- Вы провели успешные реформы, но не думаете ли вы, что их успех стоил жизни слишком многим людям?

- Этот вопрос потянет за собой еще один. А тот - еще один и так далее. Поэтому - нет, я не буду отвечать, переформулируйте вопрос.

- Ваша страна достигла многочисленных успехов, но не считаете ли вы, что возникло много трудностей и проблем во время военного режима?

- Как и все явления в мире... Все явления сталкиваются с трудностями во время их реализации. Одни решаются проще, другие - сложнее, но все они имеют проблемы и подводные камни, которые нужно преодолевать.

- То есть вы считаете, что когда цель поставлена, то нужно достигать ее любой ценой?

- На пути к цели всегда много проблем. И если ты двигаешься этим путем, то видишь, как на нем каждый раз возникают новые и новые трудности. Но суть твоего задания заключается в том, чтобы добиться цели и не уклониться от магистрального направления. Как говорят военные, есть приказ и его нужно выполнить, несмотря ни на что.

- Какую цель вы ставили перед собой, когда были президентом?

- В том положении конкретной цели у меня быть не могло. Необходимо было поднимать страну, нищета просто удушала. Но в Чили господствовал не только экономический кризис, но и социальный, политический...

- Почему вы, военный, стали президентом страны?

- Людям судьбу определяет Бог. Я - верующий и поэтому так говорю. Просто мне Всевышним была уготована судьба президента, чтобы я осуществил свое дело.

- А как вы ощущаете себя сейчас в роли сенатора?

- Хорошо, очень хорошо. Сейчас я являюсь членом фонда, который проводит обстоятельные исследования в различных отраслях. Следовательно, я работаю во имя своего государства и поэтому весьма удовлетворен.

- В сенате Чили есть оппозиция к вам...

- Как и во всех демократических странах... Я имею сторонников и оппозиционеров. Кстати, мои политические противники - это достойные мужи, которые не проявляют агрессии. Я плодотворно с ними контактирую. А среди моих сторонников преобладают люди, которые сотрудничали со мной еще тогда, когда я был президентом. Они помогают мне быть в курсе событий, которые происходят в моей стране, у соседей, на континенте, в мире.

- Сегодня в Чили второй демократически избранный президент. Удовлетворены ли вы тем, что он делает?

- Я не очень доволен сегодняшним состоянием, но думаю, что в общем дела идут неплохо.

- В 1973 году вы пригласили в правительство так называемых «чикагских мальчиков». Почему вы выбрали именно их, а не людей, которые имели больший опыт?

- В первую очередь, люди, которых я знал, не пришли ко мне. Ну а опыт бывает различный. Я выбрал то, что было мне нужно, людей, которым я доверился.

- То есть, вы доверяете молодым людям?

- Да. Я всегда доверял молодым людям. Всегда имел с ними дело и они были рядом со мной. Я имею группу молодежи, и эти люди мне очень близки. Соответственно, они пользуются моим особым расположением. А еще я хорошо понимаю молодежь, поскольку общаюсь со своими внуками. Я знаю, что их тревожит, на что они надеются в будущем.

- У вас двадцать четыре внука. Чем они занимаются?

- У меня 24 внука и четыре правнука. Об их судьбе я не могу ничего сказать. Судьба - это независимая зона. Я двадцать один год слежу за их жизнью, пытаюсь чем-то помочь. Из двадцати четырех - пятеро уже специалисты, еще один станет профи в будущем году. Также есть один военный, и зовут его, как и меня, Аугусто Пиночет.

- Какую роль в вашей карьере сыграла семья?

- Мои родные не причиняли мне никаких забот. Наоборот, содействовали службе и создавали все условия, чтобы я хорошо выполнял функции президента.

- Чем отличается ваш сегодняшний рабочий день от того, когда вы были президентом?

- У меня каждый день распланирован. Есть также календарь со всеми мероприятиями, где все расписано по дням, неделям, месяцам на целый год. Я занимаюсь тем, что изучаю документы, исследую различные вопросы, разговариваю с людьми, которые приходят ко мне со своими проблемами. Пытаюсь их решить. Я очень много езжу, чтобы знать, что происходит в стране.

- Вы занимаетесь сегодня спортом, что читаете, какую музыку слушаете?

- Я уже не в том возрасте, чтобы интенсивно заниматься спортом. Мне восемьдесят два, но некоторые минимальные упражнения я выполняю. Я сейчас больше читаю, учусь. Я в основном читаю исторические произведения: древнюю, средневековую и современную историю. В последнее время вышло много книг по международным проблемам, и это мне нравится. А музыка? Мне нравится классика, я ее слушаю, но много времени не посвящаю.

- Вы ощущаете себя победителем?

- Я никогда не ощущал себя победителем ни в чем. Я ощущаю себя человеком, который выполнил свой долг. И я удовлетворен тем, что сделал.

- В Украине и России вас хорошо знают. Не думаете ли вы, что опыт Чили необходимо использовать в странах молодой демократии?

- В панамском аэропорту, где когда-то жил мой друг генерал Торрихос, была такая надпись: «Каждой стране нужны свои собственные лекарства».

- Могли бы вы несколько слов сказать гражданам Украины?

- Желаю, чтобы они имели веру в свою страну. Ибо вера в Родину и национальное единство ведут к благоприятному развитию и росту.

- Вы уже являетесь частью не только чилийской, но и мировой истории. Как вы хотите, чтобы вас помнили?

- Я бы хотел, чтобы меня помнили как человека, который любил свою родину, боролся за свою родину и умрет за нее. На своей родине.

- А каких воспоминаний вы ожидаете от людей?

- Я не Кассандра, и не могу говорить об этом, но хочу, чтобы меня вспоминали сердечно.