UA / RU
Поддержать ZN.ua

АТАКИ НА ПРЕССУ ПРОДОЛЖАЮТСЯ

В прошлом году 26 журналистов в мире заплатили жизнью за то, чтобы их читатели узнали правду В Америке существует организация, которая называется «Комитет защиты журналистов», сокращенно КЗЖ...

Автор: Максим Череда

В прошлом году 26 журналистов в мире заплатили жизнью за то, чтобы их читатели узнали правду

В Америке существует организация, которая называется «Комитет защиты журналистов», сокращенно КЗЖ. В уставе этого комитета сказано, что он является независимым и некоммерческим, а работает он от имени журналистов всего мира, по мере возможности пытаясь отстаивать их права или хотя бы привлекать внимание общественности к неблагополучному положению людей этой профессии в различных государствах мира.

Каждый год КЗЖ издает специальный доклад, отражающий свободу прессы в большинстве стран и подробно освещающий наиболее вопиющие факты, связанные с ограничением деятельности журналистов. Доклад за минувший год был выпущен в свет под названием «Атаки на прессу в 1997 году». Этот труд представляет собой 443-страничное издание и содержит подробные исследования, касающиеся прав представителей масс-медиа в 117 странах. Страны эти выбраны руководителями комитета произвольно - как общественная организация, КЗЖ руководствуется в этом только соображениями собственного удобства в работе. При этом заведомо выведены из-под контроля развитые демократические государства Запада. А из республик бывшего СССР не охвачены докладом остались только страны Балтии и Молдова.

Исполнительный директор комитета Уильям Орм, представляющий доклад в Национальном клубе прессы в Вашингтоне, отметил, что его организация за прошлый год зарегистрировала 26 случаев насильственной смерти представителей прессы, еще 10 - находятся в стадии расследования, а за решеткой оказались 129 журналистов, представляющих 24 страны мира.

Если судить по этим цифрам, то работа журналистов постепенно становится безопасной. Так, еще в 1994 году 73 человека заплатили жизнью за право собирать и распространять информацию, в 1995 году - 51, а в 1996 - 27 человек. Резко снизилось в прошлом году и число заключенных работников прессы - годом раньше их было 185 человек.

Однако Орм в своем выступлении призвал присутствующих не обольщаться этими показателями. Он отметил, что по ним лишь косвенно можно судить о свободе печати в той или иной стране: например, в Северной Корее, по его словам, никто не убивает и не преследует журналистов как раз из-за того, что пресса находится под тотальным контролем.

Наиболее вопиющие факты, связанные с ограничением свободы деятельности журналистов, были отмечены в Нигерии, где независимые средства массовой информации подавлялись особенно жестоко. По распоряжению главы этого государства генерала Сани Абаши за свою деятельность лишено свободы наибольшее количество журналистов - 17 человек.

Неблагоприятным остается положение и в Турции. Несмотря на то, что в 1997 году из тюрьмы были освобождены 40 журналистов, количество находящихся за решеткой все еще остается значительным - по крайней мере 29 человек вынуждены ожидать своей участи за тюремными стенами. По словам Орма, его организация продолжает оказывать давление на турецкое правительство, чтобы оно вообще отказалось от применения уголовного законодательства для ограничения деятельности представителей прессы.

Корреспондент Си-Эн-Эн Питер Арнетт, входящий в совет директоров КЗЖ, участвовал в миссии комитета в Турции в прошлом году. Выступая на пресс-конференции, он отметил значительный прогресс в отношении турецкого руководства к вопросу свободы слова в стране. В результате работы только его делегации на свободе оказались семь редакторов местных газет, отбывающих наказание в тюрьмах по приговорам, связанным с выполнением ими своих служебных обязанностей.

В отчете комитета отмечено, что в Мексике журналисты пытаются объединятся, чтобы хоть как-то защитить себя от преследования и насилия. Толчком к этому стало убийство трех журналистов и многократные случаи судебного преследования тех смельчаков, которые решились публиковать разоблачительные материалы, касающиеся коррупции среди представителей власти.

В докладе отмечено, что журналисты в Гонконге, после передачи его Китаю, запуганы со стороны новых властных структур до такой степени, что вынуждены сами просматривать свои материалы на предмет политической цензуры, чтобы избежать в отношении себя карательных действий.

Согласно данным комитета, семеро из погибших в прошлом году журналистов были убиты в Индии и четыре в Колумбии. В дополнение к ним и погибшим в Мексике корреспонденты стали жертвами насильственной смерти в Камбодже, Аргентине, Бразилии, Гватемале, Индонезии, Иране, Пакистане, Филиппинах, Руанде, Сьерра-Леоне и, как ни прискорбно, в Украине (имеется в виду, конечно, гибель от пули наемного убийцы редактора «Вечерней Одессы» Бориса Деревянко). 10 дополнительных смертных случаев, зафиксированных комитетом, на сегодняшний день находятся в состоянии расследования, так как связь их гибели с выполнением служебных обязанностей еще на сто процентов не доказана.

В своем выступлении Уильям Орм отметил, что уменьшению количества смертельных случаев и лишений свободы журналистов способствовал в том числе и ряд факторов геополитического характера.

Так, например, в Таджикистане за последние несколько лет корреспонденты столько раз становились жертвами нападений различных противостоящих группировок, что сегодня там уже практически не осталось представителей этой профессии. Ну а в Алжире журналисты в целях безопасности просто не покидают свои дома и офисы. С другой стороны, на снижение статистики сказалось и прекращение боевых действий в Боснии и Хорватии в результате воплощения дейтонских соглашений, а также вывод российских войск из Чечни и установление в этой республике хоть какого-то подобия мира.

Любопытна оценка положения дел, данная КЗЖ в отношении России. Здесь авторы документа рисуют противоречивую картину. С одной стороны, они приветствуют свободу прессы в этой стране, как одно из главных завоеваний демократии, с другой же, выражают тревогу по поводу того, что на смену правительственным или государственным монополиям пришли мощные частные структуры, также монополизировавшие крупнейшие российские издания и использующие их для прямого политического влияния. Кроме того, «мировым рекордом» названо в докладе похищение в течение прошлого года 21 журналиста в Чечне и на прилегающих к ней территориях.

В еще более мрачных тонах американские правозащитники описывают ситуацию в нашей стране, где пресса стала инструментом сведения счетов в процессе предвыборной борьбы. Но особенно тяжело приходится журналистам в Беларуси. Достаточно сказать, что, по оценкам комитета, здесь положение дел со свободой печати сейчас даже хуже, чем было в последние дни существования Советского Союза.

Еще одним любопытным выводом, который содержит доклад, является изменение природы преследования представителей «второй древнейшей профессии». Если ранее журналистов притесняли в основном по идеологическим причинам, то сегодня ограничения их деятельности связаны в большинстве случаев с организованной преступностью, орудующей при попустительстве коррумпированных властей. И хотя подтверждения этому Орм видит в Азии, Африке и Латинской Америке, мы с вами прекрасно и без труда можем их найти в нашей стране.