До боли знакомая ситуация: балкон ломится от пустых бутылок и банок, а приемные пункты увешаны объявлениями «Нет тары» или «Заболел приемщик». Сдаешь бутылки чуть ли не даром уличным торговцам напитками, а те непременно требуют купить что-то взамен. Фактически в столице пустую бутылку больше чем за восемь копеек не сдашь.
В универсаме «беличи» старушка умоляла взять у нее десяток пустых пивных бутылок «хоть по пять копеек». Приемщик наотрез отказался, сетуя на отсутствие тары. Но тары - за приоткрытой дверью - было, что называется, хоть завались. Давать какие-либо пояснения в пункте приема отказались. Директор одного из магазинов на Нивках, также занимающийся сбором тары, оказался более благосклонным: «А вы так и напишите: принимать тару невыгодно. К чему нам замороженные деньги? Пока с нами рассчитается «Киевтара», пройдет месяц, а то и два. Поверьте, мы сумеем распорядиться своей прибылью без их вмешательства».
Директор предприятия «Киевтара» Борис Гуцол, с которым я беседовала, подобные аргументы собирателей стеклотары выслушивает чуть ли не ежедневно. Тем временем не умолкают телефоны с претензиями другого рода - от заводов, выпускающих продукцию, которую нужно заливать в банки и бутылки: соки, воды, овощные консервы. Они же от отсутствия тары катастрофически страдают!
- Использованные бутылки, тем не менее, заводы берут неохотно, - сказала мне ведущий специалист ценообразования на продукты аграрно-промышленного комплекса Министерства экономики Украины Виктория Ермак. - Заводам проще купить новую бутылку, нежели помыть старую, заплатить за сбор приемщику. По-моему, все идет к тому, что бутылка вторичного использования себя изживает. Объемы выпуска продукции в стеклотаре резко снизились, появились бутылки одноразовые. То же молоко теперь вы скорее купите в пакете, чем в стеклянной бутылке. Не оправдывают себя новшества в ценообразовании, введенные сначала в Закарпатье, а потом в Киеве.
Что же это за новшества? С сентября бутылки у населения принимают по договорным ценам, но не менее 60 процентов от залоговых цен, установленных горадминистрацией. Исключение - поллитровая молочная бутылка. Ее-то обязаны принять по 20 копеек и не копейкой меньше. заводы же при реализации готовой продукции применяют действующие цены на стеклотару. Итак, если вы сдали бутылку по 8 копеек, завод ее уже закупает у приемщика по 12 - 13 копеек. В магазинах ваша вымытая, обновленная бутылка, заполненная той или иной жидкостью, будет стоить не менее 15 копеек. Суть новшества, как объяснили мне в управлении ценовой политики Киева, заключалась в том, чтобы поддержать перерабатывающие предприятия стеклотары. Однако заслон на пути к ним твердо поставили приемные пункты. далеко не в выигрыше оказались и те, кто эти самые бутылки и банки сдает. Уже не раз мне довелось наблюдать, как двухсотграммовые баночки и бутылки от трехсотграммовой «Кока-колы» забрасывались в мусорные контейнеры. И доводы были убедительны: зачем же носиться по всему городу в поисках открытого приемного пункта, если за банку вам никто не даст больше трех-четырех копеек? Кстати, если вам повезет, и пункт будет открыт, запомните действующий в столице прейскурант залоговых цен на стеклотару.
Трехсотграммовая бутылка стоит 12 копеек, поллитровая - 15, бутылка для разлива водки - 20 копеек, майонезные банки - 10, банки емкостью от 0,5 до литра - всего 6 копеек, литровые - 10, двухлитровые - 12, трехлитровые - 30 копеек. Получить за сданную посуду вы должны не менее 60 процентов от указанных цен.
Как сказали мне в Министерстве экономики, мало чем отличается «бутылочная эпопея» в других областях Украины. приемные пункты там также не спешат распахнуть перед посетителями двери, а на лотках, где торгуют пивом, тару принимают по ценам намного ниже, чем в приемных пунктах. разница, впрочем, только в том, что в областях пока воздержались от эксперимента.
- И это далеко не конец затовариванию, - считает начальник отдела маркетинга государственного предприятия «Укртараснаббыт» Николай Алексеев. - В связи с государственной монополией на спирт осталось много неиспользованной тары у коммерсантов. Выход - создать разумные цены и условия, которые будут выгодны всем: и тем, кто тару сдает, и приемщикам, и тем, кто ее перерабатывает. И, конечно, же строить новые перерабатывающие предприятия.