Отмена в минувший четверг визита Виктора Ющенко в Брюссель из-за неблагоприятных погодных условий выглядит весьма символично. Из столицы Евросоюза в самом деле снова повеяло ледяным холодом…
Последние пару недель Киев и Брюссель вели затяжную позиционную борьбу. И чем горячее украинцы, воодушевленные результатами помаранчевой революции, заявляли о своем страстном желании наконец занять свое место среди свободных и процветающих европейских наций, тем больше ледяных ноток звучало в ответах евробюрократов. Причем последние демонстрировали небывалую оперативность: не успевал МИД или кто-то из заметных фигур из команды нового Президента высказаться по поводу евроинтеграционных устремлений Украины, как буквально через несколько часов из Брюсселя доносился отрезвляющий отклик.
После душевных телевизионных кадров встречи Ющенко с Хавьером Соланой, еще до инаугурации прилетевшим специально, чтобы поздравить нового украинского Президента с победой, после его теплых слов о нашей стране, полных оптимизма относительно ее будущего, после настойчивых призывов Александра Квасьневского к Евросоюзу четко обозначить дату возможного начала переговоров о вступлении Украины в ЕС, после воодушевляющей резолюции Европарламента, призывающей Еврокомиссию и Европейский Совет предоставить нашей стране четкую перспективу будущего членства в Евросоюзе, мессиджи брюссельских бюрократов в самом деле оказались под стать вдруг опомнившейся зимы, решившей использовать весь привычный арсенал метелей и морозов.
Если кратко описать нынешние позиции сторон, то, насколько мы можем судить по страсбургским заявлениям В.Ющенко и комментариям МИДа, Украина намерена решительно добиваться полноправного членства в Европейском Союзе. И даже готова в ближайшее время подать соответствующую заявку. Она призывает ЕС «адекватно учитывать эволюцию ситуации в нашей стране, в первую очередь, в политической сфере» и «дать четкий и недвусмысленный сигнал о европейских перспективах Украины». Кроме того, украинская сторона считает необходимым обсудить вопрос включения в ранее подготовленный план действий Украина—ЕС (ПД) новых положений, отражающих результаты оранжевой революции.
Однако представители Еврокомиссии неумолимы. «Нет кандидатуры Украины на вступление в ЕС. Есть политика соседства и план действий», — без устали твердит пресс-секретарь ЕК Франсуаза Ле Бей. «Европейская комиссия подтверждает неизменность своей политики в отношении Украины — ею остается политика соседства», — заявила она в очередной раз в минувший вторник на брифинге, на котором в конце концов договорилась до того, что, мол, Еврокомиссия еще не обсуждала, является Украина европейской страной или нет, и вообще отказалась отвечать на вопрос журналистов, рассматривают ли в ЕК Украину как европейское государство. (Видимо, украинским предпринимателям следует срочно поставить в Брюссель крупную партию географических карт и учебников истории.)
Вернувшись с киевского Майдана после инаугурации В.Ющенко, еврокомиссар по вопросам внешних связей Бенита Ферреро-Вальднер заявила членам Европарламента, что Европейскому Союзу следует избежать поспешности в деле вовлечения Украины в свои ряды, поскольку после недавнего масштабного расширения это «было бы контрпродуктивным». И призвала как евродепутатов, так и Украину к реализму.
Свое веское слово буквально накануне планировавшегося визита
В.Ющенко в Брюссель сказал и председатель Еврокомиссии Жозе Баррозу: «Перспективы новых присоединений к Союзу нет, за исключением тех, о которых Европейский Совет недавно уже принял решения». По убеждению главы ЕК, политика «нового соседства», в рамках которой ЕС намерен развивать отношения с Киевом, «отвечает большинству требований Украины в экономической и политической областях, а также в различных сферах сотрудничества, технологической помощи и модернизации страны».
Еврокомиссия настойчиво пытается запихнуть Украину в жесткие и ставшие еще более тесными для нас после помаранчевой революции рамки европейской политики соседства (ЕПС), не желая понимать, что в свое время украинская сторона скрепя сердце согласилась на нее только ради сохранения хоть какой-то динамики в отношениях с Евросоюзом. Поскольку совершенно отдавала себе отчет в том, что в тех условиях, когда при власти был Кучма, а на смену ему готовился Янукович, ни о каком членстве в ЕС Украина не могла и мечтать.
Сегодня же мы не мечтаем, а, как и Президент Ющенко, твердо верим: наше место — в Европейском Союзе.
Но пока новая украинская власть осваивается на Печерских холмах и поглощена распределением портфелей, Еврокомиссия очень спешит и планирует до конца февраля подписать план действий с Украиной в рамках ЕПС. Таким манером она хочет избавиться от неожиданно возникшей новой головной боли и, образно говоря, забыть о нашей стране на три года и предаться решению многочисленных внутренних еэсовских проблем. Подписание ПД запланировано на 21 февраля, когда должно состояться очередное заседание Совета по сотрудничеству Украина—ЕС. Перед этим, ориентировочно 17—18 февраля, комиссар Б.Ферреро-Вальднер посетит Киев с рабочим визитом, во время которого, можно предположить, планирует окончательно согласовать позиции сторон.
Для выработки своего взгляда у до сих пор несформированного правительства Ющенко практически не остается времени. А ведь грядущие переговоры могут стать во многом определяющими для дальнейшего развития отношений между Украиной и ЕС на ближайшие несколько лет. Евробюрократы очень напористы и испытывают новую украинскую власть на прочность. Но проблема в том, что противостоять этому напору в Киеве формально пока некому. До сих пор не назначены ни министр иностранных дел, ни министр или вице-премьер по вопросам евроинтеграции. Пока совершенно непонятно, когда будет создан специальный евроинтеграционный орган, и что это будет — министерство, комитет или еще что-то? Как будут распределены функции между ним и другими органами исполнительной власти? И вряд ли все это четко прояснится до 17-21 февраля. Так что, судя по всему, подготовка и к переговорам с г-жой Ферреро-Вальднер, и к заседанию Совета Украина—ЕС ляжет на плечи МИД и представительства Украины при ЕС. В сложившейся ситуации внешнеполитическое ведомство действует, по сути, интуитивно, руководствуясь собственным опытом и ориентируясь лишь на публичные заявления Президента Ющенко. И мечтает поскорее услышать от него фамилию своего министра. А также надеется, что в новой системе исполнительной власти МИД больше не будет «почтовым ящиком» или «информационным придатком» администрации (или теперь уже секретариата) Президента, вернет свои координирующие функции в вопросах внешней политики и получит право комментировать все внешнеполитические события, в том числе и с участием Президента.
Искушенные евробюрократы отлично уловили сложившуюся в Украине «ситуацию безвластия» и стараются по-максимуму воспользоваться ею, иногда даже пытаясь «развести» как неофитов украинской власти, так и опытных дипломатов. Первым они пытаются всучить уже проданный товар, о чем речь пойдет немного позже. На консультациях же со вторыми ссылаются на какие-то обещания, якобы выданные еврочиновникам представителями новой украинской власти во время недавних визитов и встреч.
Но проблема в том, что об этих обещаниях дипломатам ничего не известно, впрочем, как и широкой украинской общественности. Счастливым обладателем диска с евроинтеграционными планами Президента Ющенко является пока только Хавьер Солана, которому раритет был вручен Олегом Рыбачуком, претендующим на пост вице-премьера по вопросам евроинтеграции. В Украине с «национальной стратегией евроинтеграции, шагами Президента по ее имплементации, указами, которыми они достигаются» на сегодняшний день не знакомы не только журналисты и профильные эксперты, но даже отечественные дипломаты, вынужденные осторожно интересоваться у своих европейских коллег, не могли бы те поделиться с ними эксклюзивной информацией о евроинтеграционных планах новой украинской власти.
Согласитесь, что ситуация, прямо скажем, ненормальная. Поэтому в самом начале работы лидеров победившей помаранчевой революции хочется очень громко напомнить им о многочисленных обещаниях прозрачности и гласности в их деятельности на высоких государственных постах. В свое время Леонид Кучма подписывал ни с кем не согласованные документы и давал согласие на всякие ЕврАзЭсы и ЕЭПы на скачках и за «рюмкой чая» в чужих загородных резиденциях, не утруждая себя обсуждением стратегических направлений украинской политики не только с общественностью, но и членами правительства. Мы не хотим, чтобы новая власть унаследовала эти старые принципы, просто сменив московские кабинеты на брюссельские, а скачки — на катание на горных лыжах.
В попытках удовлетворить информационный голод нам удалось выяснить только, что национальная программа (или стратегия?) евроинтеграции была подготовлена с участием польских и британских экспертов. Что это за эксперты и насколько их идеи отвечают национальным интересам Украины? Кто из отечественных специалистов принимал участие в подготовке стратегических документов? И, самое главное, что в этих документах? На эти вопросы у нас ответов, к сожалению, пока что нет. И не только у нас. Что дает основания экспертам серьезно опасаться, что подготовленные неизвестной командой документы могут оказаться неконкретными, оторванными от существующих реалий и не учитывающими уже достигнутые с ЕС договоренности.
Безусловно, в какой-то мере оправданием подобной таинственности может служить фактор полного цейтнота. Например, обычно отзывчивый к нуждам журналистов Олег Рыбачук все свое время сейчас посвящает зарубежным визитам либо общению с западными послами в Киеве. Что, кстати, высоко и с признательностью ими оценено. Западные дипломаты отзываются об Олеге Борисовиче как о «чрезвычайно решительном и энергичном человеке», понимающем, что «нужно как можно скорее сделать Украину евросовместимой».
В то же время отечественные эксперты и дипломаты высказывают опасения, что, пользуясь сменой властных персоналий в Киеве, ушлые евробюрократы пытаются обвести украинских неофитов вокруг пальца, «осчастливив» их бонусами, о которых было договорено еще во времена прежнего правительства. Пользуются тем, что недавним революционерам, только что вернувшимся с баррикад и едва успевшим сменить свитера и штормовки на костюмы и галстуки, объективно было недосуг вникать в нюансы подготовленного плана действий, изучать все ранее достигнутые договоренности. Вот и радуются наши младоинтеграторы подаркам, с которых оперативно была содрана упаковка с отпечатками Кучмы и Януковича, а взамен появились оранжевые ленточки и бантики.
В понедельник в Брюсселе на заседании Совета ЕС на уровне министров иностранных дел Х.Соланы и Б.Ферреро-Вальднер представят документ, содержащий десять «новых предложений», которые якобы должны дополнить уже согласованный, но еще не подписанный сторонами план действий. Документ был подготовлен еврокомиссарами по декабрьскому поручению Европейского совета. По нашей информации, если эти предложения, которые, кстати, вполне могут быть еще изменены, дополнены или урезаны членами Совета ЕС, будут, в конце концов, одобрены, их трансформируют в декларацию, которую европейская сторона хочет подписать 21 февраля на заседании Совета Украина—ЕС.
Мы имели возможность ознакомиться с этими «новыми предложениями» и пришли к выводу, что нового в них, к сожалению, маловато.
Например, какие приятные для нас сюрпризы содержатся в первом пункте документа, если договоренность о том, что по окончании действия в 2008 г. Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) стороны заменят его новым «усиленным» документом, уже зафиксирована в Плане действий?
Или что даст нам обещание (пункт четвертый) поддерживать Украину на ее пути в ВТО, если Евросоюз уже подписал с нашей страной двусторонний протокол о доступе на рынки? Что конкретно подразумевается под этим обещанием? Неужели попытки повлиять, например, на США, Японию или Австралию с тем, чтобы и они поскорее заключили с нами аналогичные документы?
Очень общие слова содержат и пункты, посвященные демократии и верховенству закона (п.9), а также сотрудничеству в области внешней политики и безопасности (п.2). Соответствующие разделы Плана действий куда, на наш взгляд, содержательнее.
Подробнее хочется остановиться на пунктах, посвященных особо резонансным в украино-еэсовском диалоге темам. Украина уже давно добивается статуса страны с рыночной экономикой. И уже давно выполнила большинство регулярно обновляемых и пополняемых требований Евросоюза для его получения. Последними неурегулированными вопросами ЕС называл вмешательство государства в ценообразование (особенно в чувствительной для наших партнеров металлургической отрасли) и процедуру банкротства. (Заметим, что еще прошлое украинское правительство дало по этим вопросам достаточно вразумительные разъяснения.) При этом европейцы все время подчеркивали, что вопрос статуса всего лишь технический, касается лишь антидемпинговых расследований, и не стоит поднимать вокруг него очень много шума. В чем были абсолютно правы. А шум поднимала команда Януковича, которой накануне выборов были крайне необходимы громкие победы, в том числе и на европейском направлении. Понятно, что доставлять такое удовольствие возможному кучминскому преемнику Евросоюзу не хотелось. Реально же, по оценкам экспертов Еврокомиссии, антидемпинговые меры ЕС затрагивают меньше одного процента объема украинского экспорта. А, согласно апрельским оценкам отечественного Минэкономики, размеры возможных потерь украинской стороны от антидемпинговых мер ЕС составляют 36, 5 — 50 млн. долл. И это при том, что накануне расширения Европейского Союза украинская сторона значительно завышала прогнозные цифры потерь, некоторые из которых, как выяснилось впоследствии, в реальной жизни оказались значительно ниже.
Это мы все к тому, что статус страны с рыночной экономикой в самом деле не представляет такой огромной экономической ценности, как о ней принято у нас говорить. Но самое интересное, что теперь уже Евросоюз пытается придать ему особую важность и выдать в качестве символической награды новой украинской власти. Обидно то, что и здесь ЕС пожадничал. Насколько нам известно, в самой Еврокомиссии существовало предложение предоставить Украине желанный статус условно, то есть, как только новая украинская власть твердо пообещает ликвидировать в ближайшее время оставшиеся два недостатка. Но что мы видим в пятом пункте документа Соланы и Вальднер? Рыночным статусом нас собираются наделить после того, как новая власть «удовлетворительным образом» решит зависшие вопросы. Так где тут бонус и желание поддержать реформы Президента Ющенко? Чем нынешние предложения ЕС отличаются от тех, что выдвигались команде Януковича?
Далее. С большим воодушевлением комиссар ЕС по вопросам торговли Петер Мандельсон говорил на прошлой неделе об открытии для Украины евросоюзовских рынков текстиля и стали в краткосрочной перспективе (по его словам, соответствующие соглашения могут быть разработаны и заключены уже в этом году). А в долгосрочной (!) перспективе еврокомиссар не исключил (!) возможности заключения даже соглашения о свободной торговле между Киевом и Брюсселем. Наверное, еврокомиссар хотел нас порадовать. Может быть, кто-то в самом деле и обрадовался. Но вот источники «ЗН», близкие к переговорному процессу с ЕС, утверждают, что соглашение по текстилю было подготовлено еще в прошлом году и уже парафировано в декабре прошлого года. Что же касается стали, то еще в минувшем октябре Совет ЕС дал мандат Еврокомиссии на проведение соответствующих переговоров с Казахстаном, Россией и Украиной.
Это все предусматривалось раньше, и для этих достижений в сотрудничестве с ЕС вовсе не нужна была оранжевая революция. Это было запланировано Евросоюзом еще с правительством Януковича.
Что же касается зоны свободной торговли, то г-ну Мандельсону ведь наверняка известно, что ее создание между Украиной и ЕС предусмотрено еще в СПС, подписанном в 1994 г. И если переговоры по ЗСТ начнутся после вступления нашей страны в ВТО, что вполне может произойти в текущем году, то сколько Евросоюз намерен их проводить, если комиссар Мандельсон говорит о долгосрочной перспективе?
Опять же, по нашей информации, в ЕК обсуждалась возможность вести обсуждение создания ЗСТ параллельно с процессом вступления Украины во Всемирную торговую организацию, совместно подготовить некую «дорожную карту», выработать внутрисоюзовские директивы для будущих переговоров с тем, чтобы быть готовыми начать их сразу же после обретения Украиной членства в ВТО. Но в документе, выносимым на обсуждение Советом ЕС, осталось лишь предложение ускорить пересмотр проведенного еще в 1999 г. технико-экономического обоснования возможности создания зоны свободной торговли между ЕС и Украиной. В зависимости от результатов этой работы ЕК начнет подготовку к переговорам по ЗСТ, чтобы представить Совету свои предложения после вступления Украины в ВТО. В принципе, эта формулировка действительно несколько отличается от той, что зафиксирована в Плане действий, и является для нас более обнадеживающей.
Безусловно, ради справедливости стоит отметить, что некоторые новшества в документе Соланы и Вальднер в самом деле есть. Наиболее существенным и свежим из них является предложение начать подготовку к диалогу высокого уровня по вопросам энергетики. Подобный формат переговоров с Россией введен ЕС еще с 2001 года. А для нас весьма принципиально, отмечают эксперты, чтобы российско-европейский энергетический диалог «не велся за нашей транзитной спиной».
Очень важна и зафиксированная в документе готовность европейской стороны начать переговоры с Украиной по упрощению визового режима. Подобные переговоры уже ведутся ЕС опять же с Россией. Еврокомиссары ставят перед собой цель подготовить проект мандата для переговоров с нашей страной с тем, чтобы начать их еще до следующего саммита Украина—ЕС.
Третьим прогрессивным пунктом можно считать намерение ЕС предоставить Украине доступ к финансированию Европейского инвестиционного банка (ЕИБ). Предлагается выделить нашей стране до 50 процентов от общей суммы в 500 млн. евро, предусмотренной для России, Белоруссии, Молдавии и Украины. Возможность предоставления выгодных кредитов ЕИБ обуславливается окончательным одобрением Плана действий Советом по сотрудничеству Украина—ЕС.
Документом также предусмотрено, что, в случае существенного прогресса в выполнении новой украинской властью Плана действий уже в 2005 году, Евросоюз может провести первую оценку наших достижений сразу же в начале следующего года.
По большому счету, этот план действий, рассчитанный на три года, действительно является весьма полезной вещью, и его выполнение может реально продвинуть Украину на пути реформ в важнейших сферах. Некоторые отечественные специалисты даже предлагают сделать его основой будущей программы нового правительства, что произвело бы на ЕС сильное впечатление. Тем более что никто не призывает отказаться от подписания ПД. Проблема заключается в другом — этот документ еэсовская сторона рассматривает исключительно в рамках политики соседства. При этом Б.Ферреро-Вальднер неоднократно подчеркивала: «Евросоюз предлагает Украине новую стратегию политики соседства. Однако это не означает, что с ней будет связана какая-либо перспектива вступления в ЕС». Но само определение Украины как соседа ЕС неприемлемо и обидно для почти пятидесятимиллионной европейской нации.
От политики соседства нужно отказываться — в этом в Украине уверены очень многие политики, дипломаты и эксперты. Кстати, именно так поступила и Россия, тем не менее ее сотрудничество с ЕС от этого не стало более ущербным, а в некоторых вопросах она давно уже опередила «соседку ЕС» Украину. В свое время настойчивость и твердость проявила Хорватия, не желавшая, чтобы ее рассматривали в «одной корзине» с Западными Балканами. Она очень быстро провела политические и экономические реформы, доказав, что в самом деле выгодно отличается от западно-балканских государств. И вот в марте уже должны начаться переговоры о вступлении Хорватии в Европейский Союз.
Новое правительство Украины должно подписать План действий с ЕС, но решительно при этом заявить, что не рассматривает его в контексте политики соседства. И нам вполне по силам в ближайшее время доказать Евросоюзу, что Украина и впрямь значительно отличается от его соседей.
Кроме того, необходимо добиться, чтобы в План действий было внесено одно принципиальное новшество, о котором Виктор Ющенко заявил в Страсбурге и о котором, по нашей информации, собирался говорить в стенах Европарламента: успешная реализация ПД должна завершиться заключением Украиной европейского соглашения об ассоциации с ЕС. Преамбула ПД должна быть политически усилена словами о поддержке Евросоюзом курса Украины на европейскую интеграцию и об открытости ЕС для нашей страны в соответствии с его уставными документами.
Каков будет евроинтеграционный график Президента Ющенко, наверняка судить сегодня сложно, поскольку, как уже отмечалось, его программа пока не обнародована, а с нетерпением всеми ожидаемое выступление в Брюсселе не состоялось.
Впервые какие-либо сроки и даты в интервью «Украинской правде» полторы недели назад назвал О.Рыбачук: ассоциация с ЕС — уже в этом году, выполнение копенгагенских критериев — за год-два, полноправное членство в ЕС — через пять лет. После этих заявлений в Брюсселе усмехнулись — кто ехидно, кто снисходительно, а в Киеве эксперты схватились за головы: опять иллюзии и шапкозакидательство. Но после многочисленных встреч с западными партнерами возможный будущий главный украинский евроинтегратор очень быстро (что делает ему честь) сориентировался и перестроился, и теперь наши западные собеседники утверждают, что «лица, занимающиеся украинской евроинтеграцией, имеют вполне четкое и реальное представление о предстоящем Украине объеме работ.» «Через год будет видно, насколько мы сумели выполнить свои обязательства. И сейчас я бы не стал говорить о сроках», — заявил в начале этой недели О. Рыбачук.
Ющенко же в Страсбурге и Кракове наметил лишь основные вехи нашего будущего большого пути: в этом году — получение статуса страны с рыночной экономикой и возможное членство в ВТО, затем — заключение с ЕС соглашения о создании зоны свободной торговли (если информагентства ничего не напутали, то это также запланировано на текущий год), а в 2007 г. — «начало переговоров об ассоциированном членстве».
Что касается рыночного статуса, то мы уже выше отметили, что получить его можно и нужно очень быстро. ВТО в этом году тоже, в принципе, реально. По свидетельству директора Института экономических исследований и политических консультаций, автора главы о вступлении Украины в ВТО известного доклада Комиссии «Голубая лента» Игоря Бураковского, для этого новому правительству необходимо будет заключить двусторонние протоколы о доступе на рынки еще с несколькими государствами, ключевым из которых являются США, и принять чуть более десятка законов. По оценкам эксперта, в этом году Украина вполне может закончить все основные процедуры и перейти к последней, технической стадии.
Соглашение же по ЗВТ с Евросоюзом в 2005 г. — либо ошибка журналистов, либо ничем пока неоправданный оптимизм составителей нашего евроинтеграционного графика. А вот с планами заключить к 2008 г. соглашение об ассоциации согласны даже самые умеренные украинские эксперты.
Отдельно следует обсудить возможность и необходимость подачи Украиной заявки на полноправное членство в ЕС. В интервью Би-би-си В.Ющенко заявил, что это будет сделано в ближайшее время, «как только будут сформированы правительство и департамент, ответственный за политику евроинтеграции».
Можно с уверенностью утверждать: подобная возможность крайне пугает Евросоюз, занятый «перевариванием» десяти новых членов, расстроенный проблемным утверждением европейской конституции и озабоченный «турецким вопросом».
Мнения же авторитетных экспертов по поводу сроков подачи заявки в ЕС разделилось. Например, бывший замминистра иностранных дел по вопросам евроинтеграции Александр Чалый уверен, что заявку необходимо подавать немедленно, пользуясь мировым вниманием к оранжевой революции, и при этом требовать от ЕС скорого ответа, «не веря пустым обещаниям». «Любой ответ нас удовлетворит, главное услышать «да» или «нет», — считает бывший дипломат. Определенность, по его мнению, позволит разработать новую внешнюю политику. В случае отрицательного ответа ЕС, считает эксперт, Украина может взять на вооружение швейцарскую модель отношений с Евросоюзом.
Но его коллега экс-министр иностранных дел Анатолий Зленко уверен, что спешить с заявкой нельзя, необходимо сначала оценить, как она будет воспринята Евросоюзом, провести предварительную работу как внутри Украины, так и в ЕС. «Мы можем наломать много дров в эйфории, — опасается уважаемый дипломат, — а ведь нам нужно, чтобы наша заявка была позитивно воспринята ЕС».
К этому следует добавить, что нельзя забывать о том, что, согласно евросоюзовским основополагающим документам, подать заявку на членство может любая европейская страна, но при условии, что она соответствует копенгагенским критериям. В ближайшие недели добиться этого соответствия Украина не сможет ни при каких условиях. Следовательно, ее заявку Совет ЕС может просто отклонить и даже не станет рекомендовать Еврокомиссии провести необходимую оценку готовности нашей страны к членству в ЕС.
По мнению же экс-посла Украины в США и Румынии Антона Бутейко, для того чтобы получить от ЕС позитивную реакцию на нашу заявку, помимо деклараций должны быть сделаны реальные реформаторские шаги, чтобы убедить Евросоюз в том, что помаранчевая революция была не коротким всплеском народной активности, а демонстрацией его готовности к долгой и напряженной работе. «Один Майдан не может быть аргументом в Брюсселе, — уверен политик. — Необходимы решительные реформы, которые выбьют последние антиукраинские карты из рук оставшихся еще в ЕС бронтозавров. А сегодня мы можем услышать отрицательный ответ, что вызовет крайне негативный импульс внутри Украины. В большой же политике мудры те, кто в ответ не получает «нет». Кроме реформ, уверен А.Бутейко, ЕС будет ждать результатов парламентских выборов 2006 года и создания в Верховной Раде европейски ориентированного большинства, формирования не «флюгерной», а «убежденной» политической элиты.
В конце концов, ответ на вопрос, когда Украина будет в Европейском Союзе, находится в Киеве. В этом убежден ее Президент Виктор Ющенко.