или кому мешает оружейный бизнес Украины
Хотя обвинение Украины в поставках вооружений, а именно, танков Т-62, а также самолетов Ан-32 в Афганистан не первое в цепи подобных, и очевидно, не последнее, оно удивительно выделяется своей абсурдностью. И не только потому, что господин Абдул Вахаба Ассифи, временный поверенный по делам исламского государства Афганистан в России, постеснялся огласить источники информации и назвать криминальные структуры Украины, занимающиеся такими поставками. Масштабы якобы реализованных поставок настолько ошеломляющие, что даже человеку несведущему в делах торговли чувствительной продукцией ясно, что пересечь границу незамеченными таким поставкам невозможно. И все же, чтобы было спокойнее, автор обратился за комментариями события к нескольким официальным представителям Украины в деле поставок оружия.
«Сенсационное заявление дипломата о продаже Украиной вооружений афганским талибам, который при этом не ссылается ни на какие источники, не отвечает действительности и шокирует своей фантастичностью», - заявил председатель Госслужбы экспортного контроля Украины Виктор Ващилин. Он подчеркнул при этом, что Украина поддерживает все существующие режимы контроля и является участником трех из них - Режима контроля за ядерными поставщиками, Вассенаарского соглашения и Режима контроля за ракетными технологиями (РКРТ), что предполагает ежегодное информирование участников режимов о совершенных сделках и реализованных контрактах. По мнению главы Госслужбы, Украина сегодня входит в сообщество цивилизованно торгующих оружием стран и никогда не допустила бы нарушения соглашений ради разовой сделки. Что же касается непосредственно Афганистана, то и В.Ващилин и заместитель генерального директора «Укрспецэкспорта» Александр Коваленко подчеркнули: ни один субъект в Украине со времен ее независимости, имеющий отношение к торговле спецпродукцией, с Афганистаном ни одного контракта не заключал.
Еще один веский аргумент - граница. По словам первого заместителя Госкомграницы - начальника штаба Пограничных войск Украины генерал-лейтенанта Павла Шишолина, «за последние полтора года не зафиксировано ни одной попытки контрабандного вывоза из страны продукции военного и специального назначения». Если года три-четыре назад пограничники тормозили такие грузы (иногда даже значащиеся под видом сахара или просто по поддельным документам), то сегодня система контроля позволяет предотвращать подобные явления внутри страны, уверен генерал.
Исключают официальные лица и возможность поставок украинского оружия в эту страну и через третьи страны - например, через Пакистан. Прежде всего потому, что та номенклатура военной продукции, которую Украина согласно контрактов поставляет Пакистану, не соответствует названным афганским представителем наименованиям, а запасные части и комплектующие, скажем, к танкам Т-80УД даже не подходят к Т-62.
Однако проблема заключается отнюдь не в опровержении информации или своевременности оправданий Украины. она, скорее в том, что подобные попытки подорвать уже сформировавшийся имидж страны-экспортера превращаются в хорошо отработанную систему, действующую вовсе не беспорядочно, как может показаться на первый взгляд. действительно, тенденциозные заметки запускаются либо перед ответственными визитами (как, например, перед визитом госсекретаря США Мэдлин Олбрайт американская пресса не упустила случая затронуть ту же афганскую тему), либо при подготовке и реализации крупных контрактов по поставкам военной техники. Несколькими резонансными обвинениями относительно продажи Украиной оружия «не по правилам» был отмечен и прошлый год. Они касались якобы реализованных Украиной поставок вертолетов мятежникам Шри-Ланки, танков - Сирии и самолетов - революционному правительству в Сьерра-Леоне. Кстати, как потом выяснилось, ООН даже поощряет поставки вооружений в Шри-Ланку, только, конечно, не мятежникам, а государству. А автору было приятно узнать, что украинские судостроители весьма успешно участвуют в тендере на поставки этому государству боевых катеров, закупка которых уже даже предусмотрена бюджетом.
Само появление таких публикаций, по мнению бывшего в то время гендиректором «Укрспецэкспорта» Андрея Кукина, свидетельствует о расширении присутствия Украины в некоторых новых регионах и, без сомнения, вызвано раздражением конкурентов. В.Ващилин так прокомментировал ситуацию: «Тенденциозные публикации выгодны всем, кто желает вытеснить Украину с рынка вооружений, а также определенным политическим кругам в США, препятствующим выделению Украине финансовой помощи». Действительно, такие заявления, подхватываемые скандальной прессой, пока еще весьма опасны для Украины, учитывая, что количество игроков (по свидетельству того же В.Ващилина) в стране не изменилось, то есть лишь «Укрспецэкспорт» и три его дочерние фирмы - «Прогресс», «Укринмаш» и «Укроборонсервис» имеют полные права торговой деятельности на внешнем рынке, не считая ряда предприятий, которым таковое разрешение не требуется. Таким образом, если бы информационная война вдруг (не дай Бог!) имела успех и на «Укрспецэкспорт» были наложены санкции, Украина в один момент была бы вытеснена с рынка вооружений. В стране это отлично понимают, поэтому, например, Министерство промышленной политики подало в Кабинет министров предложение дать полномочия спецэкспортера 15 своим предприятиям и планирует, кроме того, создание собственной компании, которая бы занималась исключительно новой продукцией военного и специального назначения. Наверное, и Министерство обороны последовало бы такому примеру, но, как предусмотрительно заявил недавно военный министр, «не может человек с ружьем торговать оружием». Председатель Госслужбы экспортного контроля тоже подтвердил, что при военном ведомстве создание компании пока не планируется.
С другой стороны, пожалуй, статьи и заявления такого рода, как прозвучавшее из уст афганского представителя, лучше любой статистики подтверждают закрепление Украины на рынке вооружений. В.Ващилин, кстати, подтвердил, что Украина не собирается сбрасывать обороты в этом виде бизнеса и даже назвал цифру, на которую планируется выйти в конце года, - 1 млрд. грн., что, по его словам, больше, чем было в прошлом году.
Не называя цифр и ссылаясь на анализ ситуации, и А.Коваленко подтвердил намерения в текущем году превысить прошлогодние объемы экспортируемых вооружений. Скорее всего, именно это и есть главной причиной появления заказных статей. Тем более интересен ассортимент - как раз то, где отечественные разработчики признаны лучшими. Если раньше в России, например, предмет спора, чьи танки лучше, был табу, то сегодня соседи открыто признают более высокий класс харьковчан: 74 российских танка, проданные за два последних года, действительно выглядят жиденько по сравнению с 320 украинскими машинами, реализация которых рассчитана на три года. Вот и мстит сосед язвительными материалами в прессе да еще попыткой замкнуть у себя производство зенитно-ракетных комплексов С-300 и отказом от услуг Запорожского завода «Мотор-Сiч» (на новой модификации российского боевого вертолета Ка-60 уже не украинский мотор, а изделие от «Рыбинских моторов»). Насколько пагубен для двух стран «развод по-славянски», можно лишь догадываться. Правда, не все дошли до развода. В отличие от танкостроителей, у производителей, например, средств радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы отношения нормальные. По словам генерального директора донецкого завода «Топаз», «найдено взаимопонимание не только с поставщиками комплектующих, но и с «Росвооружением». Что бы там ни писали.
Существует еще одна проблема - случаи, когда Украину могут просто подставить через непорядочного посредника. Поэтому каждый контракт от предложения и до его реализации сопровождает Госслужба экспортного контроля. По свидетельству ее председателя, только за последний год было выявлено не менее десятка таких посредников. Вот тут уж действительно, вся надежда на профессионализм, ибо все-таки еще много желающих завезти оружие не туда и не тому.