UA / RU
Поддержать ZN.ua

АМЕРИКАНЦЫ РЕШАЮТ, КАК ИМ БЫТЬ С РОССИЕЙ

В американо-российских отношениях уже давно наметился некоторый холодок. Причин этого много. Здес...

Автор: Игорь Кротов

В американо-российских отношениях уже давно наметился некоторый холодок. Причин этого много. Здесь и российско-иранский ядерный контракт, и затяжка с ратификацией Думой Договора СНВ-2, и разные взгляды сторон на урегулирование практически всех локальных конфликтов, и многое другое. Несмотря на это, менее чем через полтора месяца президент России Борис Ельцин будет в Москве принимать своего американского коллегу Билла Клинтона.

Ну а вчера в российскую столицу прибыл вице-президент Эл Гор, который, кроме подготовки визита в Россию Клинтона, впервые встретился с российским премьер-министром Сергеем Кириенко, с недавнего времени сменившим Черномырдина на должности сопредседателя американо-российской двусторонней комиссии по экономическому и технологическому сотрудничеству.

Очевидно, именно по этим причинам посол по особым поручениям государственного департамента США Стивен Сестанович, курирующий отношения с новыми независимыми государствами, накануне визита Гора в Москву выступил на слушаниях в Комитете по международным отношениям в составе Палаты представителей Конгресса США на тему американской политики в отношении России.

Время проведения этих слушаний было рассчитано как нельзя лучше. Не секрет, что будущая встреча американского и российского президентов состоится на фоне растущей неуверенности в США по поводу пути, по которому следует сейчас Россия. Разразившийся недавно финансовый кризис выявил структурные слабости российской экономики и вызвал у американских экспертов беспокойство по поводу уровня политической стабильности в этой стране.

На фоне этих событий у конгрессменов возникают совершенно понятные вопросы по поводу американской политики в отношении России. Это и заставило Сестановича подробно проанализировать как сам подход администрации к этому вопросу, так и предпосылки, положенные в его основу.

Посол начал свой доклад с вопроса, который неизбежно возник у всех в США, кто прочитал в газетах о предоставлении России на этой неделе многомиллиардного пакета кредитов МВФ, - почему американцы должны проявлять такую заботу о средней по размерам и отсталой экономике этой страны? Ответ довольно тривиальный: географическое положение России, наличие у нее военных технологий, уязвимость меньших соседей и другие факторы обуславливают ее центральное место в решении международных проблем, имеющих исключительное значение для Соединенных Штатов.

Действительно, от того, насколько успешно смогут американцы помешать передаче стратегических ракетных технологий из России в Иран, будет зависеть баланс сил в Персидском заливе и на Ближнем Востоке. Если они добьются ратификации российским парламентом СНВ-2, это позволит им повысить уровень своей безопасности и сохранить темпы сокращений ядерных вооружений. Наконец, отношения России с соседними государствами самым существенным образом повлияют на облик Европы, с которым она войдет в XXI век.

Россия значит многое для США в негативном смысле. Однако, по словам Сестановича, американское руководство вовсе не хочет, чтобы там произошло что-либо ужасное. Россия важна для США и в позитивном смысле. В скором времени, например, российские нефтяные запасы будут играть решающую роль в формировании будущих мировых поставок энергоресурсов. Американские телекоммуникационные компании при создании глобальной сети спутниковой связи вряд ли смогут обойтись без российских ракет, выводящих эти спутники в космос. С другой стороны, фирмы, занимающиеся выпуском программного обеспечения, уже сейчас готовы сотрудничать с российскими специалистами, имеющими недюжинные способности в компьютерной сфере.

Администрация Билла Клинтона, по словам Сестановича, проводит политику, которая отражает многообразие и масштаб этих интересов. В развитии отношений с Россией она ставит перед собой следующие цели.

Во-первых, сократить угрозу, которую представляет оружие массового уничтожения для Соединенных Штатов и всего международного сообщества.

Во-вторых, содействовать переходу России к рыночной экономике.

В-третьих, развивать сотрудничество с новым поколением российских демократов по мере построения ими общества, в котором защищались бы права человека, в том числе право на свободу вероисповедания.

В-четвертых, обеспечить положение, при котором Россия старалась бы развивать отношения в духе сотрудничества с соседними государствами, а также содействовать вступлению России в евроатлантические и всемирные институты.

Между тем, представитель госдепартамента отдает себе отчет в том, что руководство США вряд ли сможет достичь указанных выше целей, если не превратит свои отношения с Россией в «улицу с двусторонним движением», то есть, если не добьется от нее взаимопонимания. Достигнуть этого будет очень непросто ко всему и потому, что в российском обществе существует определенный раскол.

В России есть люди, которые понимают, что ратификация договора СНВ-2 обеспечит повышение уровня национальной безопасности и станет вкладом в реализацию военной реформы, в которой существует острая необходимость. Однако там достаточно и тех, кто готов блокировать любые соглашения между Москвой и Вашингтоном.

В России есть люди, у которых нет сомнения в том, что поток передовых ракетных технологий в Иран создает прямую угрозу самой России. Но там же есть и другие люди, которые надеются получить прибыль на таких поставках и поэтому будут выступать против любых мер по усилению экспортного контроля.

Многие российские граждане привержены принципу свободы вероисповедания. Но есть и такие, кто боится религиозного многообразия.

Одни в России понимают, что экономическое возрождение и экономический рост требуют прозрачности в политике и создания партнерских отношений с иностранными государствами. Другие же предпочитают замкнутую экономику, даже если она мала по масштабам и слаба. Американцы, наконец, осознают, что в России существуют и такие политические силы, которые желают провала экономической политики только потому, что последующий хаос будет связан с получением ими политических выгод.

Сестанович обрисовал довольно мрачную картину российской действительности. Между тем, американский дипломат уверен, что это положение не безнадежно. По иронии судьбы, финансовый кризис и разговоры о государственном перевороте возникли почти сразу после прихода нового правительства в Москве. По утверждению Сестановича, американцы такого правительства в России еще не видели. Им руководят молодые губернаторы, бывшие региональные администраторы и бизнесмены, которые уже проявили себя, работая в наиболее прогрессивных регионах страны. С собой в Москву они не привезли никакого багажа из советских времен. Наоборот, у них есть полученные из первых рук знания о том, что нужно делать для повышения уровня жизни рядовых российских граждан, у них есть понимание того, что рядовых граждан в России больше интересует способность государства честно собирать налоги и эффективно выполнять свои функции, чем расширение НАТО. Это правительство понимает, что в условиях демократии действия политиков оценивают по реальным результатам, а не по пустым обещаниям.

Несмотря на то, что российская политическая система работает мучительно медленно, администрация США продолжает упорно добиваться результатов, которые способствовали бы утверждению американских интересов. Ставки слишком высоки для того, чтобы ее члены могли довольствоваться малым, и свидетельством этого является весь ход проводимой ими работы. Сестанович утверждает, что он и его коллеги используют тот же подход, который применялся администрацией, когда речь шла о выводе российских войск из стран Балтии, когда шла подготовка к заключению трехстороннего соглашения между США, Россией и Украиной о вывозе ядерного оружия из нашей страны, когда разрабатывался Основополагающий акт НАТО-Россия, когда президент решительно выступил за свободу совести в России, когда американцы поддерживали российских реформаторов в их борьбе с инфляцией, когда, наконец, США приняли сторону реформаторских сил в России в их противостоянии с коммунистами.

Несмотря на это, Сестанович прекрасно понимает, что межпартийный консенсус, который являлся основой американской политики в отношении России с 1991 года, сегодня находится под сильным давлением. Ясным доказательством этого служат результаты голосования в Конгрессе по законам о санкциях и серьезные сомнения в целесообразности оказания поддержки Москве со стороны МВФ. Все больше и больше конгрессменов задаются вопросом, действительно ли достижимы те цели, которые ставит перед собой нынешняя администрация. В качестве положительного ответа Сестанович предполагает использовать результаты, ожидаемые его ведомством в таких двух важнейших областях, которыми являются финансовый кризис в России и поставки ракетных технологий Ирану.

Так, американское руководство надеется, что российский парламент все же утвердит антикризисную программу правительства Кириенко, что даст последнему возможность получить крупный кредит МВФ и успешно преодолеть финансовый кризис в стране.

Что же касается второго вопроса, то здесь американцы полагаются на специальные расследования, начатые по распоряжению правительства России в отношении девяти компаний, которые подозреваются в сотрудничестве с иностранными организациями, пытающимися организовать поставки из России оружия массового уничтожения и ракетных систем доставки такого оружия.

Говоря о выборе Соединенными Штатами политики в отношении России, Сестанович признался, что он и его коллеги не могут со всей определенностью знать, как развернется дальше «эта великая российская драма». Однако он твердо уверен, что для его страны было бы глупо не воспользоваться возможностью повлиять на ее развитие. Это означало бы отказаться от своей ответственности за судьбу не только США или России, но и всего мира.