На фоне бесконечного марафона югославского кризиса все остальные мировые события, которые ранее имели бы значительный резонанс, сегодня остаются в тени, а то и вовсе остаются незамеченными. Это вполне справедливо и для развития американо-китайских отношений, которые в настоящее время переживают очередной кульминационный момент своей истории.
На этой неделе закончился официальный визит в США премьера Госсовета КНР Чжу Жунцзи. Это была его первая поездка за океан в качестве главы китайского правительства, к тому же последний раз китайский премьер побывал в Америке полтора десятилетия назад. Позиция Пекина по действиям НАТО в Югославии хорошо известна, по большинству пунктов она совпадает с российской. Однако китайский лидер все же не последовал примеру своего московского коллеги и демонстративно разворачивать самолет над Тихим океаном не стал. Визит главы китайского правительства оказался насыщенным и продолжительным. Он начался с посещения им Лос-Анджелеса, продолжился в американской столице, после чего Чжу Жунцзи побывал в крупнейших американских промышленных центрах - Денвере, Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне, где в основном встречался с представителями деловых кругов.
Озабоченные сверх меры югославской темой российские информагентства утверждали, что в ходе визита Чжу Жунцзи на первый план в его переговорах с американскими официальными лицами выйдет обсуждение этой и других проблем международной ситуации в мире. Действительно, китайский премьер еще раз сообщил американцам позицию китайской стороны по решению проблемы Косово, напомнив, что решение косовского вопроса необходимо вести исключительно на основе мирных переговоров. Те вежливо выслушали гостя и остались, разумеется, при своем мнении.
Однако уже из программы визита стало ясно, что главным в переговорах должно стать обсуждение дальнейшего развития американо-китайских отношений, особенно в экономической сфере. Предполагалось, что на ней окончательно будет решен вопрос о поддержке Вашингтоном вступления Китая во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Китай к этому давно и серьезно готовился. В интервью газете «Уолл-стрит джорнэл» накануне своего официального визита в Соединенные Штаты Чжу Жунцзи заявил, что Китай пошел на значительные уступки на переговорах об условиях вступления в ВТО. Он сообщил, что эти уступки, которые были бы немыслимы 3-5 лет назад, облегчают сотрудничество в области торговли между США и КНР и способствуют сокращению торгового дефицита, что отвечает американским интересам.
Чжу Жунцзи также сообщил, что Китай мог бы пойти на то, чтобы допустить существенное расширение участия иностранных инвесторов в таких отраслях, как телекоммуникации, финансовые услуги и ряд других. В качестве примера он привел готовность Пекина увеличить долю иностранного капитала в телекоммуникационной отрасли до 25-30 процентов.
С другой стороны, почву для принятия КНР в ВТО еще совсем недавно активно готовил и Билл Клинтон. Выступая накануне прибытия в США китайского премьера перед членами «Института мира» в Вашингтоне, он подчеркнул, что если Китай согласен действовать по международным правилам, для Соединенных Штатов было бы непоправимой ошибкой сказать вступлению этой страны в ВТО «нет».
Вместе с тем президент отметил, что в отношениях с Пекином США должны быть реалистичны и не смотреть на Китай «сквозь розовые очки, равно как и через очки темные». По его словам, Соединенным Штатам гораздо лучше иметь дело с сильным Китаем, нежели с ослабленным, который в этом случае стал бы колоссальным очагом нестабильности в Азии.
Следует отметить, что в свое время Клинтон не слишком разделял подобный подход. Например, в 1992 году он критиковал президента Джорджа Буша за то, что тот, дескать, «нянчится с диктаторами» в Пекине. Однако войдя в Белый дом на правах хозяина, Клинтон изменил свои взгляды, за что постоянно подвергается критике как со стороны республиканцев, так и некоторых своих сторонников из Демократической партии.
В последнее время в США сформировалась мощная оппозиция, препятствующая сближению США и Китая. Этим скорее всего и объясняется то, что накануне визита Чжу Жунцзи в Соединенные Штаты в отношениях между двумя странами неожиданно появились серьезные проблемы.
Визит премьера Госсовета КНР совпал с разворачивающимся в США расследованием и шумной кампанией в прессе по поводу возможного хищения Китаем из американских ядерных лабораторий технологических секретов создания ядерного оружия. Раскручивание этой истории началось после того, как в марте нынешнего года Лос-Аламосская лаборатория уволила американского ученого тайваньского происхождения Уэн Хо Ли, который был назначен ответственным за совершенствование программного обеспечения в этом ядерном центре весной 1997 года. Менее чем за год до этого ФБР начало расследование сведений о возможном шпионаже КНР, в ходе которого спецслужбы вышли на Ли. Однако обвинений против него пока не выдвинуто. Китай в свою очередь категорически отрицает причастность к ядерному шпионажу против США.
Сам Чжу Жунцзи во время совместной пресс-конференции с президентом США заявил следующее: «Я твердо заявляю о том, что ничего не знаю ни о каких утверждениях о шпионаже или каком-либо хищении технологии, и я не верю никаким разговорам об этом».
Китайский премьер подчеркнул, что все вооружения китайской армии полностью сделаны в Китае. Он также заявил, что утверждения о шпионаже наносят ущерб как КНР, так и Соединенным Штатам. «Я надеюсь, вы не недооцениваете вашу способность хранить секреты и способность китайского народа разрабатывать свои собственные технологии», - сказал он американским журналистам.
Однако политическая атмосфера в Вашингтоне накануне визита китайской делегации подогревалась не только шпионским скандалом. Республиканцы в своих выступлениях в американской прессе не упустили случая напомнить и о причастности Китая к незаконному финансированию предвыборной кампании Клинтона.
В общем, оппоненты американского президента хорошо подготовились к визиту высокопоставленного гостя из Китая, поэтому сам Клинтон вынужден был выбрать более жесткий тон в переговорах с премьером КНР.
Уже в самом начале пребывания китайского премьера в столице США стало ясно, что ожидаемого успеха его визит иметь не будет. По завершении первых встреч со своими китайским коллегами официальные представители администрации США сообщили, что Соединенным Штатам и Китаю не удалось преодолеть разногласия по вопросу о снятии Пекином торговых барьеров на пути американского экспорта в эту страну. По сведениям американцев, в ходе переговоров с китайской стороной Соединенным Штатам удалось достичь только одной из важных целей - договориться о немедленной отмене торговых ограничений лишь на импорт американской говядины, зерна и цитрусовых. После этого наблюдатели сразу же засомневались в возможности китайской делегации до завершения вашингтонской части своего визита заручиться согласием США на вступление КНР в ВТО.
Так и произошло. Чжу Жунцзи и Билл Клинтон на совместной пресс-конференции по итогам переговоров смогли констатировать лишь «продолжение диалога» по вступлению КНР в ВТО. Глава Белого дома охарактеризовал его результаты как «значительный прогресс», формулировка же китайского премьера была скромнее - «достигнуто определенное согласие». Тем не менее обе стороны заявили о намерении снять все проблемы в этом направлении до конца года.
По итогам переговоров в Вашингтоне США и Китай подписали соглашение о гражданской авиации, которое позволит удвоить перевозки пассажиров и грузов между двумя странами. Достигнута также договоренность в рамках борьбы с пресловутой «пиратской» продукцией. Китай согласился отдать распоряжение всем своим правительственным ведомствам использовать только лицензированное программное обеспечение для компьютеров.
Китайский лидер, отметив дружеский и плодотворный характер переговоров, дипломатично сказал, что их результат не измеряется числом соглашений, которых стороны могли достичь. Эта ремарка засвидетельствовала разочарование китайской стороны, вызванное позицией США по вопросу о вступлении КНР в ВТО. Конечно, Чжу Жунцзи прекрасно отдавал себе отчет, что расклад политических сил в Вашингтоне на этот раз был не в пользу Китая. Поэтому он и назвал причиной неудачи переговоров «политическую атмосферу» американской столицы.
Этим можно объяснить и возвращение американцев к вопросу о соблюдении прав человека в Китае. Проект резолюции с осуждением КНР в области прав человека, который США готовят для внесения в Совет Безопасности ООН, Чжу Жунцзи назвал «нечестным» и вмешательством во внутренние дела своей страны, подчеркнув, что сейчас китайцы пользуются беспрецедентными демократическими и политическими правами.
Стремясь найти компромисс, китайская сторона призвала американцев отделить вопросы двусторонних торговых отношений от переговоров о вступлении КНР в ВТО и огласить условия достигнутого соглашения по разрешению торговых споров между Пекином и Вашингтоном. Однако представители на торговых переговорах со стороны США заявили, что это невозможно. В связи с этим премьер Госсовета КНР высказал мнение, что США превратили экономическую проблему вступления Китая в ВТО в политическую, что означает серьезное осложнение на пути достижения этой цели.
Отвечая на вопрос, пойдет ли Пекин на новые уступки под давлением США, Чжу Жунцзи отметил, что проблема не в готовности идти на дополнительные уступки, а в том, что требования американской стороны являются бессмысленными, как, например, получение американскими инвесторами контрольного пакета акций в ряде отраслей. «Китай не будет просить на коленях принять его в ВТО», - заявил премьер Госсовета КНР.
Итак, оппоненты президента США своего добились. Клинтон не смог пойти на очередные уступки китайцам. Пока что американцы сказали Пекину «нет», однако отказ этот явно не будет окончательным.