UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЛБАНИЯ: ЗА ШАГ ДО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ

Балканы уже нельзя представить без насилия. Пока лидеры западных государств уговаривали президен...

Автор: Максим Череда

Балканы уже нельзя представить без насилия. Пока лидеры западных государств уговаривали президента Сербии Милошевича признать результаты муниципальных выборов, а социалистический парламент Болгарии отказаться от формирования правительства, Албания шла к трагической развязке одного из постсоциалистических экспериментов, известных в странах СНГ как «эффект МММ», а во всем остальном мире как крах финансовых компаний-«пирамид».

В ночь на 1 марта события стали нарастать как снежный ком. Демонстрации обманутых вкладчиков за считанные часы превратились в беспрецедентные по размаху антиправительственные выступления в ряде городов Албании, включая и столицу страны. Начались ожесточенные столкновения манифестантов с силами охраны правопорядка. Эпицентром массовых волнений стал город Влера на юге Албании, где в результате стычек с полицией в злосчастную ночь погибли девять человек.

В другом южном городе страны - Саранде тысячи участников волнений захватили здание местной тюрьмы и освободили около 150 находившихся там заключенных, сожгли и ограбили один из местных банков, а также захватили два военных корабля на военно-морской базе. В городе Химара толпа захватила оружейные арсеналы на расположенной неподалеку от города военной базе. Как стало известно позднее, арсенал был захвачен и во Влере. С этого момента гражданская война в Албании стала реальностью (оружие просто так уже никто не сдаст). Тем более, что правительство потеряло контроль над югом Албании, не имеет его там и представленная социалистами, коммунистами и их сторонниками оппозиция.

Стремясь хоть каким-нибудь способом пресечь беспорядки, президент Албании Сали Бериша объявил об отставке правительства, возглавляемого Александром Мекси, и пообещал сформировать новое, но из представителей все той же находящейся у власти Демократической партии. Оппозиции было обещано лишь провести с ней консультации. Ответственность за происходящее президент возложил на стремящихся к реваншу коммунистов и иностранные спецслужбы, а также ответом преступного бизнеса на принятые недавно жесткие законы, направленные на борьбу с ним.

Как оказалось, было уже поздно. Демонстранты, контролирующие положение во Влере, выдвинули ультиматум, который впервые за недели острейшего политического и экономического кризиса был адресован не только президенту Беришу, но и лидерам оппозиции, развеяв миф о том, что те являются зачинщиками беспорядков. Вооруженные участники массовых волнений потребовали от властей назначить новое «техническое» правительство, состоящее из авторитетных специалистов, в задачу которого входил бы поиск путей выхода из кризиса. Для облегчения принятия решения президентом участники волнений пообещали, что в случае непринятия их ультиматума как минимум 4 тысячи вооруженных человек предпримут марш на Тирану.

Для албанского руководства это было уже слишком. Президент Бериша принял решение одним махом покончить с беспорядками, действуя «огнем и мечом». По его представлению 2 марта парламент Албании принял закон о введении чрезвычайного положения на всей территории страны на «ограниченное время». Этот акт предполагает существенные ограничения на конституционные права албанцев. Вводится комендантский час, запрещены массовые мероприятия, вплоть до запрета собираться более четырех человек вместе, наложены массовые ограничения на деятельность средств массовой информации. Имеющим оружие предложено его сдать до конца дня 3 марта, после этого срока представители службы безопасности получили право стрелять в вооруженных демонстрантов без предупреждения. В том, что чрезвычайное положение в Албании вступило в силу, иностранные журналисты смогли убедиться в первый же день - несколько из них были избиты сотрудниками службы охраны перед зданием парламента в Тиране без всяких видимых на то причин.

Для подкрепления действенности этого закона албанский парламент санкционировал слияние министерства внутренних дел страны и национальной службы безопасности. Руководство новым «сверхминистерством», в задачу которого и будет входить подавление вооруженных выступлений, возложено на главу службы безопасности Албании Бакшима Гадзидеде. Кроме того, будут привлечены силы охраны общественного порядка (полиция) и армия. 4 марта армейские части начали брать в кольцо районы, охваченные беспорядками, а население в панике бросилось скупать продовольствие, усугубив и без того сложное экономическое положение страны. Однако особых успехов войскам добиться не удалось. Мятежники не только успешно оказывают им сопротивление, но даже захватили несколько единиц бронетехники и сбили один боевой самолет. Кроме того, неприятным событием для властей стал угон самолета албанских ВВС в Италию, где двое его пилотов попросили политического убежища.

Забеспокоились соседи Албании. Сербы опасаются распространения волнений в населенном албанцами Косово, а Греция и Италия ожидают в свои страны потоков беженцев. Иностранные граждане, оказавшиеся в южных регионах Албании, были срочно вывезены из страны итальянскими вертолетами. Начала проявлять активность и ОБСЕ, не сумевшая доказать, впрочем, своей эффективности во время других европейских кризисов, например в Чечне или Боснии. Пока что действующий председатель этой организации министр иностранных дел Дании Нильс Петерсон заявил о решении направить в Албанию миссию во главе с бывшим австрийским канцлером Францем Враницким. Не могли остаться в стороне и США - Вашингтон выразил резко негативное отношение к методам, используемым албанским руководством для наведения порядка в стране. А министр иностранных дел Италии Ломберто Дини даже заявил о возможности проведения миротворческой операции в Албании членами Европейского союза при согласии на это албанских властей.

Все это хорошо, но, с другой стороны, Запад в какой-то мере является ответственным за то, что сейчас происходит в Албании. Не он ли в свое время призывал эту страну покончить с социализмом и перейти к рыночной экономике. И вот результат. В самом начале демонстраций обманутых вкладчиков албанского президента спросили, почему он своевременно не вмешался в события для того, чтобы положить конец финансовым пирамидам еще до того, как у народа выманили десятки миллионов долларов, тот ответил, что его бездействие является признаком преданности правительства своим рыночным обязательствам. Тогда у многих албанцев возникло подозрение о непосредственной причастности к аферам самого Бериша. Но даже если предположить, что поражение албанского правительства действительно связано с идеологией, а не с коррупцией, такая позиция президента вызывает беспокойство. Ведь неправильное понимание капитализма уже послужило причиной многих несчастий и нищеты в бывших социалистических странах, где еще не усвоили того, что свободный рынок работает эффективнее и лучше, если он не совсем свободен..

Что же говорить об Албании, если даже Соединенные Штаты пришли к этой истине лишь после десятилетий скандалов и экономических катастроф. Только после краха рынка акций в 1929 году появились первые правила финансовых операций, изданные Федеральной резервной системой страны. То же самое теперь происходит в большинстве восточноевропейских и бывших советских стран. События в Албании приобрели такой характер потому, что она была самой закрытой и экономически отсталой страной Европы. Вплоть до начала 90-х годов она имела только внутреннюю систему железных дорог, людям было запрещено иметь собственные автомобили, а многие ведущие страны мира не имели своих представительств в Тиране. А вообще, то, что произошло в Албании, не есть чем-то новым. Подобные «пирамиды» разрушились не только в России и Украине, но и в Болгарии, Румынии и Сербии.

Люди, прожившие большую часть своей жизни при коммунистическом режиме, легко подвержены такому обману. Люди, которые десятилетиями идеализировали капитализм, наблюдая за ним издалека, не очень склонны остерегаться мошенников, которые обещают ежемесячную 30-процентную прибыль и не объясняют, каким образом достижимо подобное чудо. Многие потенциальные вкладчики дутых трастов и фондов с ненавистью смотрят на тех, кому хорошо жилось при коммунизме, а теперь, благодаря прежним связям и наличию начального капитала, - еще лучше. И «пирамида» представляется им неким балансиром, шансом маленького человека получить свой кусок пирога. Если человек живет на 20 долларов в месяц, то он вряд ли упустит такой шанс.

Из всех восточноевропейских стран, пожалуй, только в Польше не было ни одного финансового скандала подобного масштаба, так как в ней правительство с самого начала ввело правила в отношении инвестиционных предложений. Возможно, этот факт объясняется тем, что польская экономика была в меньшей мере деформирована коммунизмом, чем экономики других стран, и не нуждалась в коренной реструктуризации, в процессе которой можно было бы с успехом осуществлять разнообразные махинации.

Многие из постсоциалистических стран страдают отсутствием эффективного законодательства в сфере экономики. Граждане привыкли к социалистической системе, в которой закон игнорируется, а власть имущие со своими приближенными вправе делать то, что им заблагорассудится. Теперь они знают, что в условиях дикого, неукрощенного капитализма эти обычаи также процветают.