UA / RU
Поддержать ZN.ua

АФРИКА ТУШИТ ПОЖАР ВОЙНЫ: ПОЖАРНЫХ ВСЕ БОЛЬШЕ, ОГОНЬ ВСЕ СИЛЬНЕЕ

С каждым днем война поглощает все больше и больше африканской территории. Она уже пылает на пространстве от мыса Горн до Намибии...

Автор: Михаил Соколовский

С каждым днем война поглощает все больше и больше африканской территории. Она уже пылает на пространстве от мыса Горн до Намибии. Почти треть из 42 стран так называемой «черной Африки» погружена в пучину межнациональных или гражданских войн. Все больше и больше африканских руководителей решаются на применение военной силы для решения политических проблем.

Всего полгода назад казалось, что проблемы Африки постепенно находят свои решения. Во время своего недавнего турне по шести государствам этого континента президент США Билл Клинтон приветствовал африканских «новых лидеров» и тепло отзывался об африканских успехах. Журналисты тогда разнесли по миру его фразу: «Через сто лет ваши и мои внуки, оглядываясь на сегодняшний день, назовут его началом африканского возрождения». Эти слова уже сегодня выглядят не только неуместно, но и просто кощунственно.

Большинство этих войн выражается в противостоянии национальных армий и повстанцев, представляющих различные регионы или этнические группы. Тактика этой борьбы очень проста, она заключается в захвате ресурсов, которыми обладает противоположная сторона. Продовольствие расхищается, города подвергаются разграблению, а дороги минируются. Деревни обычно сжигаются дотла, мужское население заставляют присоединяться к воюющим, а женщин и детей если не убивают, то превращают в рабов. Здесь уже никто не думает о собственном благосостоянии. Тысячи людей заняты одной проблемой - как выжить.

Война не является чем-то новым для Африки. Однако до последнего времени случаи, когда войска одной страны входили на территорию другой или бомбили с воздуха своих соседей, были крайне редкими. Сегодня интервенция вполне обычное явление.

Международная дипломатия к Африке еще не охладела, однако ее действия ограничиваются лишь активизацией региональных организаций под лозунгом «африканское решение африканских проблем». Три экономические группы пытаются взять на себя ответственность и за решение политических вопросов. Так, дипломатические усилия по установлению мира в Судане в одиночку предпринимает так называемая африканская Межправительственная группа по развитию. В это же время Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭСГЗА) и Сообщество развития Южной Африки (СРЮА) в одностороннем порядке превратили себя в организации по безопасности в своих регионах, и не ожидая мандата от ООН, стали активно пытаться урегулировать внутриафриканские конфликты. При этом они все чаще и чаще пытаются найти военные решения для политических проблем.

Восемь лет назад ЭСГЗА приняло решение послать войска в Либерию и в Сьерра Леоне, однако очень скоро стало ясно, что его члены выступают на стороне различных сил, противостоящих друг другу в гражданских войнах в этих странах. За дело взялась Нигерия, имеющая наибольший потенциал и авторитет в регионе. В Либерии вооруженные силы ЭСГЗА, основу которых составлял нигерийский контингент, добились прекращения огня и обеспечили проведение выборов. В Сьерра Леоне они восстановили у власти законно избранного президента. Ввод войск в эти страны не был ни санкционирован, ни запрещен Советом Безопасности ООН, однако западные страны негласно помогали Нигерии, снабжая ее техникой и вооружением для проведения этой миротворческой операции.

Эти две акции можно было бы назвать успешными, и те два конфликта казались исчерпанными, если бы не неожиданный рецидив гражданской войны в Либерии. Менее успешными были акции Сенегала в Гвинее-Биссау три месяца назад и недавняя интервенция южноафриканских войск в Лесото. И Сенегал, и Южная Африка мотивировали свои действия региональными обязательствами по взаимной обороне. Однако обе операции были проведены очень уж неуклюже, они вызвали обострение внутреннего противостояния. Эти действия усугубили положение правительств, ради спасения которых они предпринимались, резко снизив его и так пошатнувшуюся популярность среди местного населения. Так что ожидать скорого вывода иностранных войск из этих стран вряд ли приходится.

Ангола, Зимбабве и Намибия в августе этого года отправили свои военные контингенты в Конго, действуя по мандату СРЮА с целью защиты законного правительства этой страны от «угандийского и руандийского» вторжения. Это решение вызвало протест со стороны Южной Африки и поставило СРЮА на грань развала.

Ангольская война также близка к своему возобновлению, и правительство этой страны ищет поддержки у СРЮА для борьбы с повстанцами из ЮНИТА. Это может еще сильнее разделить регион.

На севере Африки наблюдается очередная активизация длящейся уже много лет войны в Судане. На прошлой неделе правительство этой страны объявило о всеобщей мобилизации, закрыв при этом все школы и университеты. Оно объясняет это противостоянием между Эритреей и Эфиопией, которое вполне может в скором времени опять перерасти в войну - с обеих сторон границы между ними сосредотачиваются вооруженные силы. Обе эти страны вместе с Угандой однажды уже поддерживали повстанцев в Судане, воевавших против исламского правительства этой страны. Однако в настоящее время ситуация несколько другая - Эфиопия пытается улучшить свои отношения с Суданом и даже восстановила с ним на прошлой неделе воздушное сообщение.

В то время, как Африка все глубже погружается в пучину войны, ООН ограничивает свою роль здесь только призывами к миру. Между тем, главная опасность ситуации заключается в том, что если войны в Судане, Анголе и Конго замкнутся в единую цепь, они могут расколоть Африку снизу доверху. Однако на фоне общего мрака ситуации можно рассмотреть два обнадеживающих проблеска. Первый - это то, что некоторые страны - Замбия, Танзания и Кения - пытаются придерживаться нейтралитета в пылающих вокруг них конфликтах. Второй же связан с тем, что Нигерия, похоже, начинает двигаться по направлению к демократическому правлению и экономическим реформам. Это может в конечном итоге помочь ей в очередной раз использовать свой потенциал для выполнения стабилизирующей роли на пылающем континенте.