За минувший год украинская политика совершила грандиозный скачок в плане публичности и открытости. Сейчас почти все, что у трезвого политика на уме, то у него и на языке. «ЗН» решила собрать хит-парад самых ярких и оригинальных мыслительных конструкций, которыми украинские политики обогатили нас за этот год.
«Идемте отсюда, потому что уже шабаш начинается». Рекомендация главы Центризбиркома Ярослава Давидовича членам ЦИК, после того как было объявлено о победе В.Ющенко на президентских выборах, и его сторонники начали бурное празднование.
«Деньги не решают все и Украина это показала. Ющенко был и остается моральным лидером, который повел народ против олигархического режима. Мы обязаны сделать выводы. Не может страна, элита которой прямо проповедует безнравственность (вспомним только фильм «Бригада» и Абрамовича с его «Челси»), претендовать на уважение своих граждан, а уж тем более граждан Украины, Молдовы, Беларуси и западной элиты». Сергей Марков, российский политтехнолог, советник Виктора Януковича на президентских выборах.
«Я считаю, что этот факт шантажа из уст аферистичной особы не прибавляет консолидации обществу и парламенту Украины, о чем мы так много заботимся». Заявление Романа Безсмертного в адрес Юлии Тимошенко накануне ее представления в качестве премьер-министра и его — в качестве вице-премьер-министра по админреформе.
«Очень много молодых. С одной стороны, это хорошо, когда идет молодежь, с другой стороны, как говорят, есть риск. Я помню свои молодые годы…» Виктор Янукович опасался, что «омоложенный» состав правительства Тимошенко наделает ошибок, как и он сам в молодые годы.
«Дай Бог, чтобы меня посадили. Лучше, чем сесть с ним, посидеть в зоне с нормальными людьми. И желательно в те зоны, где сидел Янукович. По ленинским местам похожу». В начале года известный аккордеонист Ян Табачник, ныне баллотирующийся в ВР по списку Партии регионов, жаловался на политические репрессии со стороны вице-премьера Николая Томенко.
«Говорят, что там ненормативная лексика, так я хочу сказать, что у нас в стране, может, два-три человека не употребляют ненормативной лексики. Удивить этим невозможно». Владимир Литвин, спикер Верховной Рады, полагает, что самый главный компромат в записях Мельниченко, где голос Литвина говорит о незаконных мерах влияния на Георгия Гонгадзе, — это всего лишь ругательства.
«Как это похожи? Каждый по-своему совершает самоубийство. У них даже позы разные». Замминистра внутренних дел Петр Коляда полагает, что никакой связи и сходства между гибелью Георгия Кирпы и Юрия Кравченко — ближайших соратников Леонида Кучмы, не существует.
«Нам надо было создать партию, чтобы ребята не скурвились, и шли к людям». Роман Безсмертный объяснил причины создания партии «Наша Украина»
«Это будет не блок, а братская могила». Александр Волков предсказал будущее союза НСНУ, БЮТ и блока Литвина на парламентских выборах. Подобный союз инициировал президент Виктор Ющенко в начале года.
«Я сказал, кто не согласен, пусть поднимет руки. Ни одна рука не поднялась». Виктор Ющенко на встрече с крупнейшими бизнесменами в Батурине «неожиданно» увидел полную готовность и энтузиазм олигархов раскошелиться на президентский проект по реставрации резиденции украинских гетманов. Ряд украинских компаний выделил значительные суммы на это мероприятие, которое не подвергалось открытому аудиту.
«Для меня и для общества нужно много времени, чтобы понять, что произошло при Кучме». Леонид Кучма, второй президент Украины, все никак не может осознать, что происходило в течение десяти лет его правления.
«Представьте себе, первый визит, знаковый… Всегда в России с генпрокурорами что-то не так». Сергей Терехин был очень расстроен, что визит премьера Юлии Тимошенко в апреле в Москву был сорван, поскольку генпрокуратура РФ заявила об активизации расследования дела ЕЭСУ и возможном аресте фигурантов дела.
«У меня такое ощущение, что у Мельниченко ничего нет. Попродавал, наверное». Замгенпрокурора Виктор Шокин, курировавший следственное управление ГПУ, не стеснялся в оценках хода расследования убийства Георгия Гонгадзе.
«Если они коллективно хотят лечь на рельсы, потому что ответственность у них должна быть коллективная, то пожалуйста. Каждый может распоряжаться своей жизнью, как хочет». Юлия Тимошенко прокомментировала заявление Виктора Януковича о несбывшейся угрозе Партии регионов блокировать магистрали в знак протеста против ареста Бориса Колесникова.
«Если украинец будет есть не украинское мясо или не украинское сало, то он будет не украинец». Социалист Николай Рудьковский популярно объяснил необходимость таможенных барьеров для импорта мяса в Украину
«У меня нет конфликта с Юлией Владимировной. У Юлии Владимировны нет конфликта со мной. Это касается и личностного, и концептуального уровня». Петр Порошенко в мае был уверен: то, что происходило между ним и Тимошенко, называлось «отсутствием конфликта».
«Я не знаю, какое отношение имеет Колесников к «Белому лебедю». Это все равно, что говорить об оплодотворении мух на Марсе». Раиса Богатырева полагает, что Борис Колесников совершенно непричастен к вымогательству акций торгового центра
«Если мне будет плохо, так пусть мне здесь будет плохо». Сергей Кивалов спокойно относился к перспективам ареста. Ему здесь хорошо
«Я глубоко убежден, что Ахметов является реальным руководителем организованной преступной группировки. Пусть он на меня не обижается». Сергей Корнич, шеф главного управления по борьбе с организованной преступностью, так и не реализовал свои убеждения в уголовные дела.
«Сепаратизм? Я вообще не знаю, что это такое». Угроза провести время в СИЗО резко сократила лексический запас Евгенияй Кушнарева.
«Относительно моего мужа, то прошу не смеяться — он занимается аграрным бизнесом». Юлия Тимошенко в разгар зернового кризиса рассказала о занятиях своего супруга.
«Как врач и политик я приложу все усилия, чтобы, как говорится, и вас вылечить, и вас». Профессиональный гинеколог Раиса Богатырева готова под знаменами Ахметова—Януковича лечить всех подряд, независимо от пола.
«Я трижды предупреждал министров: если ГАИ и дальше будет под кустами с бузиной сидеть, ГАИ не будет в этой стране». Так Ющенко объяснил расформирование ГАИ.
«Коррупцию нельзя победить. Ее можно только возглавить. Привычка давать и брать появилась тогда, когда встретились Адам и Ева и обменялись яблоками». Литвин объяснил природу украинской коррупции и психологию украинской власти.
«Почекай! Почекай! Веди себе як журналіст чемний, а не як кілер найнятий... Тому я сину сказав: «Сину, я тобі можу тільки однією порадою душу зм’якшити — учись себе захищати! Учись себе захищати! Рахунок? Підніми з ресторану рахунок. Скільки вас сиділо чоловік, що ви їли, що ви пили? Перед мордою того журналіста постав той рахунок, а потім піди в суд! І учись себе захищати!» Классический ответ Ющенко на пресс-концеренции в ответ на обвинения его семьи в злоупотреблениях президентским статусом, консолидировавший украинских журналистов в протесте против хамского обращения с их коллегой.
«Я рада, что у меня нет детей, а мой кот никогда не будет кататься на «Мерседесе». Редко кто из высокопоставленных людей может контролировать своего ребенка, который почувствовал, что может жить красиво. У нас есть пример Ксении Собчак, очерняющий светлый образ Анатолия Собчака. Если бы он сейчас увидел свою дочь — умер бы от инфаркта второй раз. Что же касается сына Ющенко, это большое несчастье для отца. Выдрать его? Неизвестно, кто кого выдерет». Валерия Новодворская о скандале вокруг сына Ющенко.
«На вопрос госпожи Засухи о том, где находятся ее муж и сын, докладываю: муж вместе с секретаршей купил билеты из Минска и поехал в Москву. Сын также с девушкой поехал из Турции в Москву. Пусть не беспокоится, поедет в Москву и проверит, чем они там все вместе занимаются». Юрий Луценко успокоил депутата Татьяна Засуху, которая обвинила МВД в похищении ее мужа Анатолия Засухи.
«Донбасс, кого любит, тому дарит только белые розы». Татьяна Бахтеева, лечащий врач Бориса Колесникова и депутат Партии регионов, с этими словами в аэропорту Донецка вручила Виктору Ющенко букет белых роз. Вскоре после визита Ющенко Колесников вышел на свободу.
«Я вам хочу сказать, что мы в 1981 году играли во дворе 21-й школы в футбол. И Ахметов выбил два окна в школьной столовой. Я уверен, что жив повар, который мог бы дать показания. И учителя физики можно из Израиля привезти, он тоже скажет». Борис Колесников рассказал о самом тяжком проступке в жизни Рината Ахметова.
«Нужно наконец-то поступать по-бандитски: если не удалось стать бандитской властью, давайте станем хотя бы бандитской оппозицией». Дмитрий Корчинский полагает, что новая оппозиция должна действовать привычными ей методами.
«Экономика — это очень ранимая женщина, к которой нужно подходить осторожно и с большой любовью. Тогда она будет склонна давать позитив. А так, если хватать ее со всех сторон, унижать ее достоинство, она никогда не даст позитив». Виктор Янукович рассказал о проблемах в работе украинского правительства.
«Жаль что Шуфрича не было на той барже, которая плыла с бомжами по Днепру». Замминистра МВД Геннадий Москаль оригинально прокомментировал обвинения в свой адрес со стороны Нестора Шуфрича, что якобы Москаль причастен к затоплению баржи с лицами без определенного места жительства на борту, происшедшему много лет назад.
«Когда я с братьями выяснял отношения, отец устраивал разбор полетов всем. Кстати, один из первых таких разборов дал хорошие результаты: я бросил курить в шесть лет». Виктор Пинзеник поведал о тонкостях своего воспитания.
«Сначала расчленили тело, а теперь расчленили уголовное дело». Александр Мороз невысоко оценил действия Генпрокуратуры по выделению в отдельное производство дела об исполнителях убийства Георгия Гонгадзе.
«Що Ющенко, що Кучма — нічого не змінилося. Я не піду до Ющенка, і не подам йому руки, у нас нічого спільного немає. І мені не треба Героя України для мого сина, він не був героєм, він був професіоналом». Леся Гонгадзе не верит в желание властей раскрыть убийство ее сына.
«Как охотник скажу, что среди зверей волк больше всех чувствует опасность. Сейчас Зинченко глубже всех ощущает политический воздух. Он почувствовал, что что-то начинается вокруг СДПУ(о), и ушел от нас. Сейчас он почувствовал, что что-то начинается вокруг Ющенко — и соскочил. Это высокая мудрость, это настоящий эсдек». Леонид Кравчук высоко оценил вклад Александра Зинченко в создание политического кризиса в Украине.
«Рожа не понравилась, и он отправил в отставку, и не надо его в этом упрекать». Виктор Черномырдин в своем стиле комментировал отставку правительства Тимошенко.
«Членом правительства Украины должен быть человек, соответствующий категории «бомж». Ты не имеешь квартиры, ничего не имеешь, ни с кем не связан — у тебя хорошие перспективы остаться у власти». Олег Рыбачук нарисовал портрет идеального украинского политика.
«Я не буду доказывать, что мой сын — наркоман, потому что у меня две дочери... Мне осталось сделать обрезание согласно моей религии, потому что я пообещал всей синагоге, что сделаю обрезание, когда Ющенко станет президентом». В ответ на обвинения в коррупции со стороны Александра Турчинова, Евгений Червоненко совершил обряд обрезания в одной из киевских синагог.
«Покрасоваться перед телекамерами и сказать, что этот праздник навсегда останется в моем сердце? Не надо путать любовь с утренней эрекцией». Давид Жвания на близком примере охарактеризовал неискренность заявлений Тимошенко о приверженности идеалам Майдана.
«А относительно Кучмы… В Днепропетровске Леонид Брежнев завел порядок, что надо целоваться. Ну, случилось…» Премьер Юрий Ехануров объяснил, почему его визит в Днепропетровск сопровождался объятиями и поцелуями с Леонидом Кучмой.
«Раньше власть называла олигархов врагами, а теперь осознала — они полезный слой». Советник президента Александр Пасхавер о перерождении лозунгов власти.
«Мы наверное уберегли Пискуна от того, чтобы он не открыл дело против самого себя, за день не расследовал и сам себя не посадил». Госсекретарь Рыбачук лаконично объяснил причины отставки генпрокурора Святослава Пискуна.
«Я сидела в зале и получала удовлетворение от действительно честной приватизации». Юлия Тимошенко поделилась впечатлениями от конкурса по «Криворожстали».
«Когда-то у нас в университете была вакантная должность декана философского факультета. Там повесили объявление — каждая кафедра должна выдвинуть своего члена и с ним явиться в деканат». Литвин ответил на вопрос, будет ли его блок участвовать в выборах мэра Киева.
«Я хочу быть в этот день не ментом, а нормальным человеком». Нормальный человек Ю.Луценко 22 ноября — на годовщину Майдана — взял однодневный отпуск. А его менты стояли в оцеплении.
«Сначала он находился в очень игривом настроении. Однако потом полистал альбом, иллюстрированный фотографиями изъятого оружия... на базах боевиков некого «Гиви» и ОБУ «Люкс».... и его настроение несколько изменилось». Ю.Луценко рассказал о своем общении за чашкой чая с Ринатом Ахметовым.
«Наверное, лучше президенту Кучме было бы иметь зятя-врача, ну, не знаю, юриста, художника, адвоката, но не бизнесмена». Прозрение слишком поздно пришло к Виктору Пинчуку.
«Надо, как говорят россияне, садиться за стол на троих и пить очень-очень много водки, но, к сожалению, нет Ельцина, потому что такие ситуации пять лет назад могли решаться таким образом. А Путин, как вы знаете, не пьет. Наш президент тоже. А Туркменбаши — мусульманин, по моим данным, также не пьет». Депутат Александр Гудыма поведал причину неудачных переговоров по газовому вопросу между Украиной, Россией и Туркменистаном.
«Она так ударит… Это будет удар ниже пояса. Мужчины, присутствующие в этом зале знают, что это такое. Кто получал…». В.Янукович охарактеризовал степень удара газового кризиса по Украине.