UA / RU
Поддержать ZN.ua

…А МУСОР УБИРАЙТЕ САМИ — 2

В прошлом номере «ЗН» мы сообщали о недавнем письме Джорджа Буша Леониду Кучме, в котором американ...

Автор: Татьяна Силина

В прошлом номере «ЗН» мы сообщали о недавнем письме Джорджа Буша Леониду Кучме, в котором американский президент информировал коллегу о том, что ранее выбранный правительствами двух стран метод ликвидации твердотопливных двигателей ракет SS-24 не является технически и финансово грамотным. Почему американская сторона пришла к такому выводу и прекратила финансирование проекта в рамках Программы коллективного уменьшения угрозы, мы подробно анализировали в прошлом номере.

Напомним лишь о том, что американский лидер призвал Президента Украины направить усилия украинских экспертов «на поиск согласия» с американскими коллегами «относительно альтернативного метода для завершения этого важного проекта таким образом, чтобы он был технически продуманным, безопасным для окружающей среды и финансово целесообразным».

Насколько официально предложенные в конце января американской стороной альтернативные методы — открытого сжигания и открытой детонации — отвечают требованиям, очерченным президентом США, и приемлемы для Украины, мы и постараемся сегодня разобраться. Но сначала вспомним, от чего нас призывают отказаться.

Чем не мил гидроразмыв?

Изначально проблема заключалась в том, что ни одно предприятие Украины не занималось утилизацией твердого ракетного топлива (ТРТ). Во времена Советского Союза усилия ученых направлялись главным образом на создание новых ракет, а вопрос, куда же будут девать все это «богатство» по истечении сроков его использования, никого особо не волновал. Наверное, подразумевалось, что все оно будет рано или поздно обрушено на головы империалистов-супостатов.

Когда в середине 90-х годов минувшего века перед Украиной возник вопрос, что же делать с твердым ракетным топливом из уничтожаемых согласно нашим международным обязательствам межконтинентальных баллистических ракет SS-24, американской стороной было предложено несколько методов его утилизации. Нужно отдать должное американцам — они весьма открыто подошли к решению этой проблемы. Украинские специалисты неоднократно приглашались в США, где им показали и подробно рассказали о четырех технологиях ликвидации снаряженных корпусов двигателей (СКД). Три из них — методы механической обработки, криогенного разрушения и гидродинамический — предполагали извлечение ТРТ из СКД, четвертый заключался в сжигании СКД.

Наиболее безопасным, экономичным и экологичным украинской стороной был признан метод гидромеханического извлечения ракетного топлива из корпусов двигателей с последующей его переработкой в промышленные взрывчатые вещества (ВВ). При этом учитывался опыт других стран — производителей ракет, где метод гидроразмыва использовался при утилизации ТРТ в объемах в десять раз больше, чем механическое извлечение, и в 300 (!) раз больше, чем сжигание СКД.

Еще на том этапе украинская сторона официально оповестила минобороны США о невозможности использования метода сжигания на территории Украины. Пентагон письменно согласился с этим, признав целесообразность использования гидроразмыва с дальнейшей переработкой топлива в промышленную взрывчатку. Позднее в письме, оповещающем украинскую сторону о том, что контракт на выполнение работ, обозначенных как «Оборудование по утилизации топлива
SS-24», передается на бесконкурсной основе команде «Моррисон Кнудсен») «Тайокол». Агентство по уменьшению угрозы МО США еще раз подтвердило, что Соединенные Штаты взяли перед Украиной обязательство использовать не разрушающий топливо метод.

Процесс же утилизации ТРТ, в котором предполагалось использовать испытанную на протяжении сорока лет технологию гидроразмыва компании «Тайокол», заключается в следующем. В замкнутом объеме топливо вымывается из корпуса двигателя струей воды высокого давления и размельчается, затем из образовавшейся топливно-водной смеси извлекается часть воды (она затем снова используется в цикле для размыва), а оставшаяся смесь погружается в стабилизирующий раствор и в дальнейшем используется для создания водоэмульсионных взрывчатых веществ. Таким образом, этот метод утилизации ТРТ не предусматривает ни вредных выбросов в атмосферу, ни слива токсичных вод в реки, ни захоронения токсичных веществ в земле. Более того, как утверждают компетентные эксперты, при взаимодействии с водой, а затем стабилизирующим раствором химический состав топлива изменяется в сторону уменьшения его токсичности, а полученная в конечном счете эмульсионная взрывчатка не только более экономична, чем тротиловая, но и более экологична, поскольку при ее подрыве вредных веществ образуется на порядок меньше, чем при использовании тротила. Из пяти тысяч тонн ТРТ планировалось получить 25—30 тыс.тонн эмульсионных ВВ.

Тесты, проведенные специалистами Павлоградского химзавода (ПХЗ) на пилотной установке, показали, что вышеописанный метод приемлем и безопасен для топлив украинских МБР SS-24. А результаты тестов подтверждены техническими экспертами Агентства по уменьшению угрозы МО США, о чем сообщалось еще в январе прошлого года.

Как же нынче американская сторона аргументирует утверждение президента Буша о том, что «этот процесс нельзя признать ни технически возможным, ни безопасным»?

Американские представители подтвердили «ЗН»: да, испытание метода гидроразмыва украинского ТРТ на пилотной установке было успешным. Проблему же они якобы видят во второй фазе утилизации — превращении топливно-водной смеси во взрывчатку. Они называют этот процесс «не до конца проверенным» и «несовершенным», утверждая, что украинским специалистам «не удалось стабилизировать продукт должным образом» и «доказать, что топливо можно гарантированно превратить во взрывчатку». А если такой гарантии нет, говорят наши американские источники, то нет никакого смысла использовать для извлечения топлива такой дорогостоящий метод как гидроразмыв. Кроме того, в проекте был допущен большой перерасход средств, что давало основания опасаться продолжения этой тенденции. Вот почему «Пентагон почувствовал, что в этом проекте слишком много рисков». Сегодня украинской стороне открытым текстом говорят: если финансовую нагрузку и дальше будет нести американская сторона, то в этом случае она должна иметь серьезное влияние и на выбор метода ликвидации топлива. (На сегодня от американской стороны есть уведомление о финансировании в течение 15 месяцев только обеспечения электроэнергией хранилищ, в которых находятся СКД. Это покроет лишь 18% затрат на обеспечение безопасности их хранения. Ежегодно же на эти нужды требуется 12,5 млн. грн.)

Что касается аргументов американской стороны, то у наших экспертов все они вызывают лишь скептическую усмешку, поскольку основная причина отказа американцев от проекта гидроразмыва, по их мнению, объясняется исключительно политическими мотивами (которым и была посвящена публикация в прошлом номере «ЗН»).

Украинские специалисты уверены на все сто в возможности переработки твердого ракетного топлива от SS-24 в эмульсионную взрывчатку. Их уверенность базируется на успешных экспериментах и тестировании. Кстати, год назад образцы готовых эмульсионных ВВ с ТРТ были продемонстрированы Президенту Л.Кучме и тогдашнему послу США К.Паскуалю во время их посещения Павлоградского химзавода.

И если технология переработки ТРТ в ВВ настолько «непроверенна» и «несовершенна», как это сегодня пытается представить Пентагон, то почему несколько лет назад, когда также возникали проблемы с финансированием проекта, американская же фирма «Тайокол» была готова взять на себя именно этот этап ликвидации твердого топлива с условием, что украинская сторона передаст им технологию переработки ТРТ во взрывчатку?

По поводу же перерасхода средств на создание пилотной установки и проведение работ на ней к сказанному в прошлом номере мы можем добавить следующее. Насколько нам известно, в 2000 г. затраты на вышеупомянутые работы украинские специалисты оценивали в 3, 35 млн. долл., предлагая при этом максимально использовать действующую инфраструктуру ПХЗ. Однако американцы выбрали те объекты, которые в дальнейшем могли бы быть использованы и для создания полномасштабной установки. Но эти объекты требовали капитального ремонта, поэтому американской стороной была предусмотрена сумма в 12 млн. долл. Однако, напомним, к марту 2003 г. выяснилось, что американцами потрачено уже более 24 млн. долл. А подсчеты украинской стороны показывают, что стоимость ввезенного в нашу страну американского оборудования в сумме со стоимостью контрактов украинских субподрядчиков оказалась меньше
10 млн. долл.

Далее. В технико-экономическом обосновании, подготовленном специалистами ПХЗ еще в 1999 г., затраты на создание объекта ликвидации топлива (ОЛТ) составляли
44 млн. долл. Контракты же «Моррисон Кнудсен», подписанные с пентагоновским Агентством по уменьшению угрозы в 2000 г., предусматривали на создание ОЛТ
54 млн. долл.

Однако после долгих перипетий, приостановления работ и смещения всех графиков американская сторона предложила измененный план работ по созданию ОЛТ. В декабре 2002 г. на ПХЗ подготовили новое ТЭО, уже с учетом результатов, полученных на пилотной установке, и пришли к выводу, что затраты на создание такого комплекса могут составить 41,2 — 49, 89 млн. долл. Но интегрирующий подрядчик с американской стороны снова запросил куда более значительную сумму — 100 млн.долл., которая затем и фигурировала в анализе МО США проектов в рамках Программы по коллективному уменьшению угрозы и стала одной из причин отказа Пентагона продолжать финансирование работ на ОЛТ методом гидроразмыва. К слову, как раз сумма в 100 млн. долл. стала для Пентагона символичной, поскольку именно такие средства были выделены на каждый из провалившихся и жестко раскритикованных Конгрессом проектов в России.

Украинские эксперты предполагают еще одну причину, о которой американцы сейчас не говорят, но которая, по-видимому, также сыграла свою роль при отказе Пентагона от метода гидроразмыва. В Вашингтоне опасаются, как бы извлеченное топливо не было использовано повторно для военных целей. Подобные опасения, но касающиеся России, высказывал в своей статье и конгрессмен Дункан Хантер. Но Украина, в отличие от РФ, не создает и не собирается создавать новые МБР. Повторно использовать ТРТ для создания новых ракет наша страна не может и согласно заключенным ею международным договорам. В конце концов, американские инспекторы вполне в состоянии контролировать процесс переработки ТРТ во взрывчатку и ее дальнейшее использование в карьерах.

Горький российский опыт

Предлагая теперь Украине методы открытого сжигания и открытой детонации СКД, представители американской стороны явно лукавят, утверждая, что это «обычные методы утилизации топлива в США». Сжигание было запрещено в Соединенных Штатах еще несколько лет назад. И сегодня проводятся лишь единичные эксперименты (в пустынях, где плотность населения 0,1 чел. на 1 кв.км). Причем на каждый из них требуется специальное разрешение. Метод детонации вообще малоизучен и почти не применяется. Его использовали только в случае, если другими способами ликвидировать СКД было невозможно.

Сегодня американцы рекомендуют украинской стороне провести консультации и ознакомиться с опытом россиян. Что ж, воспользуемся советом. И напомним, что одним из двух провальных, до сих пор не реализованных проектов ликвидации ракетного топлива в России как раз и является проект его сжигания. Но, обратим ваше внимание, сжигания в закрытом объеме по технологии американской компании «Локхид Мартин», предусматривающей частичную очистку выбросов (кстати, в самих США запретили и эту технологию, поскольку компания не смогла обеспечить необходимую фильтрацию, кроме того, этот метод использовался в Штатах для малых, а не больших, как в российских и украинских МБР, двигателей). Проект в России не реализован, поскольку, во-первых, не прошел полную проверку на соответствие российскому законодательству, а во-вторых, из-за яростных многолетних протестов местного населения. На недавнем референдуме в Перми более 90% ее жителей выступило против реализации в их городе проекта утилизации твердого ракетного топлива МБР. В ноябре минувшего года отказалась от строительства в г. Воткинске завода по уничтожению двигателей твердотопливных ракет и Удмуртия. А вот в Бийске россияне сжигают СКД открытым способом, акцентируют внимание украинцев американцы. Но, во-первых, подобные сжигания не являются массовыми и проводятся в качестве испытаний или же ликвидации отбракованных двигателей. Во-вторых, позволим себе напомнить, что Украина — не Россия. И если РФ принимает какое-то решение, то Украина вовсе не обязана его копировать. Даже если россияне решат вдруг сжечь на своей территории двигатели всех ракет планеты, это будет их решение. У России иные планы и цели, она создавала и будет создавать военную ракетную технику, следовательно, ей придется сжигать ТРТ в качестве экспериментов. Украина военные твердотопливные ракеты производить не собирается. Кроме того, у России есть достаточно территорий, где плотность населения составляет меньше одного жителя на квадратный километр. В Украине же средняя плотность населения — 80—90 чел. на кв.км. У России есть тундра и тайга, где возможность восстановления биоценоза после сжигания ракетного топлива гораздо больше, чем в нашей стране. Ведь, по свидетельству специалистов, деревья выделяют кислорода в шесть раз больше, чем трава. А в Украине преобладают степи, а не леса.

Пентагоновские альтернативы

По словам представителей американской стороны, переданные ими в конце января два технических доклада о методах открытого сжигания и детонации «очень детальны», а приведенные в них расчеты «базируются на опыте использования этих методов в США и России».

По словам украинских специалистов, с которыми нам удалось обсудить два американских доклада, эти документы, мягко говоря, слабопрофессиональны и откровенно рассчитаны на твердый и безоговорочный отказ украинской стороны.

Впрочем, еще до ознакомления с американским описанием открытого сжигания и детонации украинские эксперты провели детальный и всесторонний анализ предлагаемых методов и подготовили весьма объемную техническую справку, которую подписали представители пятнадцати украинских министерств и ведомств, в частности Национального космического агентства, СНБОУ, МИД, Минобороны, Государственной экологической инспекции Министерства охраны окружающей среды, Госкомитета охраны труда, Института гигиены и медицинской экологии АМНУ, Минтранса, МинЧС, НАНУ, ПХЗ, а также главный санитарный врач Минздрава.

В этом документе аргументированно доказывается, почему технологии ликвидации твердого ракетного топлива методами открытого сжигания и взрыва неприемлемы для ликвидации ТРТ от украинских МБР SS-24 на территории Украины.

Итак, во-первых, изменение метода ликвидации топлива от МБР потребует внесения многочисленных изменений в межгосударственные украино-американские документы, на что потребуется значительное время. А ведь гарантийный срок хранения ракетных двигателей истекает в 2007 г. К тому же, к декабрю 2009 г. Украина должна завершить выполнение своих обязательств по договору СНВ-1 и полностью ликвидировать МБР SS-24.

Кроме того, чтобы применение методов открытого сжигания или детонации стало возможным в нашей стране, потребуется настолько серьезно менять украинское законодательство, что этот процесс представляется вообще неосуществимым.

В соответствии с ныне действующими законами, для строительства объекта повышенной опасности, к которым, безусловно, относятся установки для открытого сжигания и взрыва СКД, потребуется разрешение органов местного самоуправления. Законом предусматривается также предварительное общественное обсуждение целесообразности реализации подобных проектов вплоть до вынесения этого вопроса на местный референдум. Свои права в области охраны окружающей среды наши граждане могут отстаивать также и в судебном порядке. Каково же будет мнение населения Украины, пережившего чернобыльскую катастрофу и множество других экологических и техногенных бед, предугадать несложно. Да и пример России у нас перед глазами.

Нельзя забывать и о том, что образующиеся в результате сжигания или взрыва ракетных двигателей загрязняющие вещества вполне могут перемещаться за украинские границы и наносить ущерб соседним государствам. Это негативно скажется на имидже нашей страны и потребует от Украины проведения компенсационных мероприятий.

Вторая группа проблем, возникающая при рассмотрении методов сжигания и детонации СКД, связана с их техническими аспектами. Тогда как существующая на ПХЗ пилотная установка по утилизации топлива методом гидроразмыва содержит примерно 90% оборудования для промышленного использования этого метода, объект для сжигания или детонации придется строить с нуля.

По оценкам украинского МинЧС, безопасные расстояния размещения гражданских объектов от территории площадки ликвидации СКД должны быть не менее 15 км, а если в ближайших населенных пунктах есть многоэтажные здания, то и до 20 км.

Специалисты также обращают внимание на угрозу сейсмического воздействия в случае аварийной детонации СКД. И говорят о возможности возникновения так называемых солитонных волн, возникающих в земной поверхности. Эти волны, отмечают ученые, особенно выражены для территории Украины, которая размещена на геологической плите, имеющей блочно-иерархическое строение. Эта особенность в случае аварийного взрыва СКД может привести к непрогнозируемому смещению слоев земной поверхности и непредсказуемым землетрясениям в различных регионах Украины и сопредельных стран. А наибольшая вероятность таких проявлений возможна в местах с напряженным состоянием земных слоев, то есть там, где находятся атомные электростанции, крупные гидротехнические сооружения, шахты и т.п.

Как гласят предоставленные американцами украинской стороне технические документы с описанием методов открытого сжигания и детонации, в случае, если во время дефектоскопии в двигателе обнаружены какие-либо отклонения от нормы, должен быть предусмотрен другой план его ликвидации. И здесь кроется очередная проблема. Во-первых, очевидно, что возникает необходимость проведения дефектоскопии, на которую потребуется два—три млн. долл. Во-вторых, по свидетельству украинских специалистов, уже на сегодняшний день около 40% СКД имеют отклонения (в них происходит отслоение топлива, в нем образуются трещины). А у пяти СКД настолько серьезные аномалии, что их транспортировка на большие расстояния вообще невозможна. Следовательно, для этих двигателей потребуется какой-то другой (какой?) метод ликвидации и, соответственно, другой объект ликвидации.

Помимо площадки для сжигания или детонации также потребуется построить и отремонтировать значительные участки железных и автомобильных дорог для доставки СКД к объекту ликвидации. Понятно, что понадобится усиленная охрана при перевозке особо опасного груза.

Еще один малоприятный момент, о котором напоминают специалисты: при сжигании или взрыве СКД образуется большое количество твердых отходов в виде его несгоревшего корпуса, шлаков, а также твердых продуктов сгорания, выбрасываемых на площадку ликвидации. Следовательно, для этих отходов необходимо будет строить отдельные площадки для сбора, упаковки и хранения на территории ОЛТ. А так как законодательством Украины запрещается хранение и накопление отходов, то потребуется разработка технологий их утилизации или организация полигона по их захоронению.

Третий комплекс проблем, с которым придется столкнуться Украине в случае выбора методов сжигания или взрыва СКД, обусловлен их влиянием на человека и окружающую среду.

Прежде всего напомним, что согласно Закону «Об охране атмосферного воздуха», в Украине категорически запрещается уничтожение химических веществ и отходов открытым способом без использования специальных установок с очисткой выбросов от продуктов сгорания.

От ознакомления же со списком и объемами токсичных веществ, образующихся при открытом сжигании или взрыве СКД, а также перечнем вызываемых ими заболеваний мороз продирает до костей, а волосы становятся дыбом.

Итак, при ликвидации всех СКД одной ракеты образуется 4486680 кг соляной кислоты, которая поражает дыхательную систему, кожу, глаза, кровь, центральную нервную систему (ЦНС); окислов азота, вызывающих отек легких и слизистой оболочки дыхательных путей, тромбы в сосудах, поражающих глаза, иммунную систему и кровь — 504828,8 кг; канцерогенов — сажи и полициклических веществ, поражающих дыхательную систему, глаза, почки, кожу — 76040 кг.; оксидов алюминия — 2023970 кг, угарного газа —
887300 кг.

Отдельно следует остановиться на диоксинах, имеющих первый класс токсичности и занесенных Международным агентством изучения рака в первую группу канцерогенной опасности для человека, поскольку они являются очень сильными агрессивными окислителями, разрушающими синтез ДНК. При уничтожении СКД открытым способом диоксинов образуется 42640 кг. Эти вещества также подавляют и разрушают деятельность головного и костного мозга, поражают печень, почки, селезенку, вызывают бесплодие у мужчин и женщин. Предельно допустимая концентрация диоксинов составляет всего 0,01 мг/м3.

Последние обладают чрезвычайно высокой устойчивостью к разложению, способностью сохраняться в среде десятки лет и мигрировать в пищевые цепи животных и человека. Диоксины распространяются везде: в воздухе, почве, воде, пищевых продуктах. По свидетельству российского академика В.Худолея, диоксины и диоксиноподобные соединения являются «суперэкотоксикантами, а угроза, которую они представляют для человечества, — медленно развивающаяся катастрофа». По словам другого российского ученого, известного химика С.Юфита, «ракетное топливо — идеальный источник диоксина». «На один килограмм сжигаемого твердого топлива выбрасывается 100—160 токсических эквивалентов — это очень большая величина. Такого удельного выброса диоксинов нет даже при сжигании ПВХ, самых сильных, как считается, загрязнителей диоксинами», — утверждает ученый. В свое время он проводил исследования в Старом Дворе, большой деревне близ Суздаля. Неподалеку от этого населенного пункта ранее были подорваны пусковые ракетные шахты и сжигалось твердое ракетное топливо. С.Юфит рассказывает, что когда он с коллегой работал в Старом Дворе, начальник местной администрации просил их посодействовать в землеотводе для нового кладбища. По его словам, их мужчины — молодые, активного возраста — умирают от быстротечного рака. И такие же поражения наблюдаются у детей. Анализы взятого в Старом Дворе козьего молока показали фантастическую концентрацию в нем диоксинов — около 40 ПДК…

Проведя необходимые расчеты, украинские специалисты сделали вывод, что зона воздействия объекта, на которой все реципиенты могут подвергаться значительному техногенному воздействию при ликвидации СКД одной ступени методами сжигания и взрыва, составляет более 50 км в радиусе от источника загрязнения, а зона влияния источника — более 100 км. Следовательно, при размещении объекта ликвидации топлива возникнет необходимость в отселении жителей региона и выведения из 100-километровой зоны объектов социального значения, а также выведение за пределы 50-километровой зоны промышленных объектов. Американцы же предлагают нам установить, например, для метода взрыва, эту зону радиусом всего 10 км. В то время как в самой Америке единственная экспериментальная установка по методу детонации в штате Юта находится в 50 км от ближайшего густонаселенного пункта.

Таких огромных свободных территорий в Украине просто нет. Отечественные специалисты рассмотрели гипотетическую возможность размещения ОЛТ, например, в Чернобыле, на Яворивском полигоне, в Павлограде, в заповеднике Аскания-Нова, однако расчеты показали, что в зону влияния объекта в каждом из рассмотренных вариантов попадут крупные населенные пункты Украины.

Проанализировав существующие аэроклиматические условия в разных регионах нашей страны, специалисты подсчитали, что для рассеивания загрязняющих веществ до фоновых концентраций потребуется примерно пять—семь суток после сжигания одной ступени СКД. То есть в неделю можно будет сжигать не более одной ступени. Следовательно, для ликвидации всех 163 СКД потребуется не менее трех с половиной лет.

Но это если не учитывать еще один фактор. Дело в том, что при сжигании комплекта СКД от одной ракеты из атмосферного воздуха будет использовано около 57,5 тонны кислорода, что повлечет за собой непоправимую деградацию экосистемы. Ученые утверждают, что дефицит кислорода будет составлять до 60%, поскольку баланс воспроизводства атмосферного кислорода получится резко отрицательным. Таким образом, для исключения гибели биоценозов в районе ликвидации ТРТ методом сжигания частота процесса должна быть в год не более двух СКД от комплекта одной ракеты. В этом случае для ликвидации всех 163 СКД потребуется 80 лет. Для метода взрыва эти показатели несколько более оптимистичны: в год допустимо сжигать не более восьми СКД от комплектов трех ракет, так что можно уложиться всего в 20 лет. Если же эти темпы будут превышены, отрицательный баланс воспроизводства кислорода приведет к экологической катастрофе — полной депопуляции и гибели объектов окружающей среды.

Выброшенные же и осевшие на землю токсичные продукты сгорания — соединения хлора, диоксины, сажа — загрязнят почву на участке площадью примерно 2500 км2, что будет являться еще одним нарушением украинского законодательства.

Земельные площади, необходимые для размещения ОЛТ для методов сжигания и взрыва (210—
230 км2) будут выведены из землепользования в народном хозяйстве Украины на время его строительства, эксплуатации, выполнения работ по ликвидации ТРТ и СКД, последующему демонтажу ОЛТ и рекультивации земель на восемь—десять лет.

Размер компенсации ущерба, нанесенного окружающей природной среде, собственнику земли — государству, составит 20 604 тыс. грн.

Затраты же на проектирование и создание объекта, который принесет нам с вами все вышеперечисленные (а также многие другие) «радости», согласно расчетам украинских специалистов, будут исчисляться 78,54 млн. долл. (для сжигания) или 65,32 млн. долл. (для взрыва), что в 1,5—1,7 раза больше, чем стоимость ОЛТ для метода гидроразмыва с дальнейшей переработкой извлеченного ТРТ в промышленные взрывчатые вещества.

Общие же затраты по объекту ликвидации СКД сжиганием или взрывом, по оценкам наших экспертов, составят около 152 млн. долл.

Заключительные выводы команды украинских специалистов таковы: технология ликвидации твердого ракетного топлива методами сжигания и взрыва неприемлема для ликвидации ТРТ от украинских МБР SS-24 на территории Украины. Это полностью затратные технологии, и они не предполагают возврата материальных ресурсов в народное хозяйство Украины, требуют значительных средств на создание и эксплуатацию и приводят к прямому уничтожению материальных ценностей и природных ресурсов Украины.

Справимся сами

Каков же выход из сложившейся ситуации, когда американцы не хотят уничтожать украинское твердое ракетное топливо по-старому, а украинцы не могут утилизировать его по-новому?

Конечно, для нас было бы лучше, если бы американская сторона, изучив аргументы украинских специалистов, все же пересмотрела свое решение и вернулась к проекту ликвидации ТРТ методом гидроразмыва. Некоторые украинские государственные мужи как раз и предлагают продолжать активные переговоры с американцами по этому поводу, предполагая, что наотрез отказаться от обсуждения проблемы те не смогут, побоявшись обвинений в невыполнении своих обязательств перед Украиной. Кроме того, американская сторона должна понимать, что, настойчиво предлагая технически небезопасные и просто страшные по своим последствиям для экологии методы утилизации топлива, она тем самым мощно подпитывает настроения антиамериканизма в украинском обществе, которые, без сомнения, будут активно использоваться украинской властью в предвыборный период. Власть получит отличный козырь в колоду «Америка нам не указ», которым будет бить все замечания по поводу возможных нарушений во время выборов. Так что в ближайшее время вполне можно ожидать очередного похолодания в украино-американских отношениях.

Однако, несмотря на все эти рассуждения, вряд ли стоит надеяться, что решение американской стороны будет изменено. Ведь оно было принято на самом высоком уровне — свое мнение по этому поводу высказал президент Буш. Нужно быть очень наивным, чтобы надеяться, что после этого кто-то из американских чиновников проникнется аргументами украинской стороны и рискнет попытаться убедить высшее руководство США изменить свое решение. Поэтому особые надежды на ожидаемый визит в Украину приглашенных американских экспертов возлагать не стоит. Уже сам факт переноса его сроков говорит сам за себя.

Так стоит ли тратить бесценное время на бесперспективные переговоры?

Насколько нам известно, при обсуждении вопроса «Так что же нам делать с этим топливом?» в Украине раздаются и предложения продать его России. На наш взгляд, эта идея почти настолько же утопична, как и попытки переубедить Буша. Зачем России наше твердое ракетное топливо, если она не знает, куда девать свое? Более того, россияне очень надеялись на успех украинского проекта по утилизации ТРТ методом гидроразмыва, поскольку тогда они получили бы возможность в договорном порядке утилизировать часть своего топлива на нашем ОЛТ.

Большинство экспертов, с которыми мы беседовали, считают, что в сложившейся ситуации Украина не может больше ждать и должна приниматься за ликвидацию твердого ракетного топлива самостоятельно. Напомним, что гарантийные сроки его хранения истекают в
2007 г. А затраты на обеспечение его безопасности с каждым годом возрастают. Потеряно уже и так слишком много времени. Проект стоит с прошлого года, в бюджете на год текущий средства на его продолжение по понятным причинам также не предусмотрены.

В то же время, по свидетельству компетентных отечественных экспертов, на сегодня не существует технических проблем, затрудняющих продолжение проекта ликвидации твердого ракетного топлива методом его гидродинамического извлечения с дальнейшей переработкой в промышленные ВВ. И если Украина примет решение о самостоятельном продолжении проекта и выделит на него необходимые средства, то специалисты ПХЗ смогут начать работу уже в 2005 г. По их оценкам, на создание промышленной установки и ликвидацию топлива у них уйдет пять-семь лет. За это время участники реализации заплатят 700—800 млн. грн. в украинский бюджет, так что, по их мнению, часть этих денег вполне могла бы быть израсходована на проект ликвидации топлива. Кроме того, ПХЗ готов вкладывать в проект собственные средства от реализации взрывчатых веществ.

Кое-какие хорошие новости пришли на этой неделе и из Вашингтона. По нашей информации, в тамошнее посольство Украины обратилась фирма «Тайокол» с предложением продолжить свое участие в проекте в Павлограде, но уже без посредничества Пентагона, а в частном порядке. Специалисты американской компании не согласны с выводами военного ведомства
своей страны и так же, как и украинские специалисты, твердо убеждены в том, что методы открытого сжигания и детонации твердого ракетного топлива неприемлемы для Украины. Детальное обоснование своей точки зрения с жесткой критикой предлагаемых Пентагоном методов компания передала украинской стороне на этой неделе. Пока не говорится о том, что эта фирма хочет получить за свое участие в проекте. Можем предположить, что речь, как и несколько лет назад, пойдет о передаче компании технологии переработки ТРТ в промышленную эмульсионную взрывчатку. Напомним, что в свое время украинская сторона была готова пойти на такие условия.

Кстати, если проект заработает, то на созданной установке можно будет утилизировать и переработать в промышленные взрывчатые вещества не только пять тыс. тонн ТРТ от 54,5 двигателей SS-24, но в дальнейшем и 22 тыс. тонн топлива от твердотопливных ракет других классов, требующих утилизации. (В свое время эта возможность была значимым аргументом для официального Вашингтона, когда он выделял средства на павлоградский проект.)

В этой связи стоит упомянуть об опасениях украинских производителей тротиловой взрывчатки, опасающихся развития конкурентного производства более дешевой и более экологичной взрывчатки эмульсионной. Не исключено, что они будут каким-то образом пытаться повлиять на судьбу проекта по ликвидации твердого ракетного топлива (тем более что в некоторые предприятия по производству тротиловых ВВ вложены деньги россиян, которых вряд ли сильно заботит возможность экологической или техногенной катастрофы в Украине). Впрочем, за проект могут вступиться украинские производители металла, ведь использование более дешевой взрывчатки сделает более дешевым и добычу каждой тонны руды, следовательно, уменьшатся затраты на производство украинского металла, что сделает его более конкурентоспособным на европейском и мировом рынке.

Все эти экономические, политические и технические нюансы, безусловно, будут рассматриваться в Украине на самом высоком уровне. По нашей информации, в настоящее время на конец февраля— март готовится заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, а также проведение в марте дня правительства в Верховной Раде, на которых будет рассматриваться дальнейшая судьба ликвидации твердого ракетного топлива от SS-24. Главное, чтобы на этом заседании было принято решение, в результате которого нас с вами за достаточно короткий срок не станет гораздо меньше 47 миллионов.