UA / RU
Поддержать ZN.ua

... А ВТОРОЙ РАЗ — КАК ФАРС

Необъяснимая и непреодолимая тяга граждан, проживающих на территории бывшего Советского Союза, к ...

Автор: Валентин Карайван

Необъяснимая и непреодолимая тяга граждан, проживающих на территории бывшего Советского Союза, к бесконечным мексиканским сериалам в последнее время все чаще проникает в, казалось бы, никак не связанные с этим специфическим видом «искусства» сферы жизни, включая и политическую. Доказательством чему вполне служит серия мыльной оперы под названием «6-я сессия крымского парламента» производства уже достаточно известной в определенных кругах местной кинокомпании «Verchovniy Sovet Kryma pictures». О ее художественном достоинстве, естественно, говорить не приходится (правда, сам жанр картины к этому и не обязывает), но, смешав в достаточных пропорциях вестерн, комедию и триллер с элементами легкой эротики, авторам удалось создать весьма отличное (от других, естественно) произведение.

Поэтому и неудивительно, что все происходящее в среду в зале заседаний крымского парламента вызывало у аккредитованных при ВС Крыма «акул пера» лишь зевоту, грозящую вывихом челюсти. Хотя на зрителя, впервые увидевшего местный парламентский процесс, подобные картины, пожалуй, могли произвести неизгладимое впечатление.

И действительно, представьте себе картину: депутаты от оппозиции, входящие в так называемую «антикриминальную коалицию», продолжают блокирование трибуны парламента, начатое в предыдущей серии ... извините, на прошлой неделе. Тем самым не давая возможности заместителю председателя Совета министров Крыма Анатолию Ефименко, заменяющему болеющего премьера Аркадия Демиденко, выступить с запланированным отчетом о работе крымского правительства в 1996 году. Применять подобные методы протеста оппозицию заставляет полное несогласие с новым составом руководства парламента, избранным месяц назад в результате весьма длительной и, как утверждают оппозиционеры, незаконной процедуры. Недовольные, по их мнению, «лжепредседателем» и «лжепрезидиумом» депутаты заявили о том, что не дадут проводить нормальное сессионное заседание, пока с ними не договорятся и не предоставят места в руководстве. Доказательство серьезности их намерений - потасовка, устроенная 5 марта в зале заседаний.

На поведение оппозиционеров не повлиял и весьма прозрачный намек первого заместителя прокурора автономии Геннадия Скворцова, приглашенного на утреннее заседание 12 марта спикером Анатолием Гриценко. Он напомнил депутатам, что в Украине «есть соответствующие законодательные акты, предусматривающие ответственность за нарушение общественного порядка», подчеркнув при этом, что такое нарушение «может быть не только на улице, но и в зале парламента». За это зампрокурора был обвинен оппозицией в нагнетании страстей на полуострове и участии в политических играх.

Страсти в зале не улеглись и после того, как А.Гриценко предоставил слово депутату украинского парламента Юрию Кармазину, который приехал в Крым вместе со своим коллегой, бывшим представителем президента в автономии Дмитрием Степанюком. Ю.Кармазину, возглавляющему, кстати, временную комиссию ВР Украины по изучению политико-правовой ситуации в АРК, пришлось выступать с места одного из депутатов, так как на заблокированную трибуну его не пустили, а попытка выступить из зала закончилась плачевно для микрофона: наиболее активные депутаты-антикриминалы с Владимиром Заскокой во главе буквально выдрали его из гнезда. Обращение украинского нардепа, который почти похвалил крымский парламент за «большой прогресс по приведению Конституции Крыма в соответствие с законодательством Украины» и сообщил, что привез с собой экспертные заключения, которые «необходимо учесть при дальнейшей работе над Конституцией автономии», не нашло отклика в сердцах депутатов. Так же, как и сообщение Кармазина о том, что руководство Верховной Рады обеспокоено развитием ситуации в парламенте автономии, хотя, по его словам, «никто из политических сил украинского парламента не ставит вопрос о роспуске Верховного Совета Крыма», а официальный Киев надеется на «конструктивное сотрудничество» с ним.

Возможно, что причиной такой реакции крымских депутатов послужил разработанный Минюстом Украины проект закона «О Верховном Совете Автономной Республики Крым», розданный перед началом заседания депутатам. Вряд ли они смогли найти источник для оптимизма в тексте проекта, который предусматривает осуществление полномочий парламента Крыма не на постоянной основе, а в режиме ежегодных сессий, заседания которых созываются один раз в квартал и проходят на протяжении одной недели. И что, по-видимому, самое печальное для нынешнего депутатского состава - с момента вступления закона в силу действующий Верховный Совет Крыма должен прекратить свои полномочия.

А то, что этот проект в скором времени будет принят Верховной Радой, уже почти ни у кого не вызывает сомнений. Тем более, если учесть, какими впечатлениями поделится со своими коллегами в Киеве Юрий Кармазин, заявивший журналистам, что в ВС Крыма вместо парламентских применяются «методы палаты №6». Он был весьма обеспокоен тем, что оппозиция, пытающаяся сорвать сессию, может «сорвать курортный сезон в Крыму и еще больше подорвать экономику автономии».

Но события в парламенте продолжали развиваться по накатанному сценарию. Зампредсовмина Анатолий Ефименко, окруженный оппозиционерами, словно Алла Борисовна юными поклонниками, предпринял безрезультатную попытку зачитать отчет правительства. В результате спикер Анатолий Гриценко, как и в прошлый раз, вновь вынужден был объявить перерыв в заседании сессии до 19 марта. Правда, еще до его объявления депутат Анатолий Бурдюгов, расценивший действия оппозиции как «хулиганство», предложил своим коллегам принять решение о привлечении девяти наиболее активных «антикриминалов» к административной ответственности. С чем депутаты большинством в 49 голосов и согласились, «припаяв» оппозиционерам формулировку «в связи с неправомерными действиями, направленными на срыв пленарного заседания Верховного Совета».

По горячим следам парламентарии приняли еще одно постановление, в котором также «в связи с деструктивными действиями отдельных депутатов» поручили президиуму парламента рассматривать на своих заседаниях вопросы, включенные в повестку дня 6-й сессии. Президиум, в соответствии с постановлением, на своих заседаниях принимает постановления, обязательные для исполнения на всей территории автономии, а по вопросам, относящимся к исключительной компетенции ВС Крыма, принимает постановления с последующим утверждением их парламентом Крыма. При этом, что, пожалуй, наиболее важно, постановления президиума, которые подписаны большинством от фактического состава депутатов, оформляются как постановления Верховного Совета Крыма. С переходом на такой особый режим работы фактически отпадает необходимость в проведении сессионных заседаний и тем самым решается проблема с блокированием работы парламента оппозицией.

Получив в руки такой козырь, руководство крымского парламента не преминуло им воспользоваться. На состоявшемся вечером чрезвычайном заседании президиум принял постановление, которым досрочно прекратил полномочия депутатов Владимира Заскоки, Бориса Кизилова, Олега Кирилова, Владимира Клычникова, Алексея Мельникова, Юрия Подкопаева и Сергея Цекова, составляющих ядро «антикриминальной коалиции», «в связи с их антиконституционными, деструктивными и хулиганскими действиями на пленарных заседаниях». Еще несколько «антикриминалов» были предупреждены о недопустимости «непарламентских» действий. В настоящее время активно проводится сбор подписей крымских депутатов под этим постановлением, и как только их наберется 49 (что в принципе для нынешнего руководства не является проблемой), вполне может статься, что в парламенте Крыма вместо 96 депутатов останется 89.

P.S. В пятницу утром сюжет картины дополнился еще одной серией. Под решением президиума о прекращении депутатских полномочий семи «антикриминалов» подписалось более 50 депутатов парламента, в результате чего документ вступил в действие как постановление Верховного Совета Крыма.

Лидеры «антикриминальной коалиции», которых охрана парламента по письменному распоряжению вице-спикера Анушевана Данеляна не пустила в здание, обратились в прокуратуру автономии за защитой, где им пообещали во всем разобраться, для чего из Верховного Совета будут затребованы все соответствующие документы.

Движимый непреодолимым чувством справедливости Владимир Заскока пошел дальше всех, облив себя небольшим количеством бензина и пообещав совершить акт самосожжения, если его не пустят. Правда у него не оказалось с собой спичек и ему пришлось пробежаться по центру Симферополя. Пока В.Заскока спрашивал у прохожих огонька, весь «запал» у него кончился, и многочисленные телеоператоры и журналисты, сопровождавшие обиженного депутата в пробежке по городу, вынуждены были довольствоваться только его словесными обещаниями: «Я все равно сделаю, что задумал». В конце концов соратники по «антикриминальной коалиции» смогли уговорить борца за справедливость, посадили в автомобиль и увезли переодеваться.