UA / RU
Поддержать ZN.ua

11 мгновений десятилетия

График восприимчивости к коррупции составлен по результатам известного рейтинга Transparency International и зависит от места Украины в рейтинге...

Автор: Инна Ведерникова

Коррупция: система отточена

На фоне снова беднеющей страны особенно пикантно выглядят сводки с полей, где, не покладая рук, трудятся украинские олигархи. Которых (и это заметно на графике) довольно сильно потрепал кризис. Казалось бы, известные рейтинги самых богатых людей мира, публикуемые американским журналом FORBES и польским WPROST, а также ТОП-100, по версии украинского журнала «Корреспондент», дают исчерпывающую картину о количественных результатах их труда. Но только на первый взгляд. Вот потому-то из всех тем, которые сегодня обсуждают в медиа и на базаре (только вечеринка отечественного олигарха-юбиляра на пять миллионов евро в Куршавеле чего стоит. Воистину пятьдесят лет прожить легче, чем отпраздновать), нас зацепила только одна: несовпадение данных этих трех рейтингов.
Взгляните-ка сами на цифры, касающиеся, например, Рината Ахметова. Так, в 2007 году его состояние, по версии FORBЕS, составило более 7 млрд. долл. При этом WPROST насчитал у олигарха 18 млрд. А наш «Корреспондент» — все 30 (!). В 2009-м — та же история. FORBЕS дает спонсору ПР чуть больше 5 млрд. долл., а тот же «Корреспондент» — почти 17. Вот и мы о том же… Теперь еще более интересное: заместитель главного редактора «Корреспондента» г-жа Морозова нам рассказала, что после публикации последнего рейтинга в офис позвонили представители СКМ и поблагодарили за внимательное отношение к информации, обнародованной на их сайте. Активы СКМ таки составляют 17 млрд. долл. Что до заморского рейтинга, то, как оказалось, FORBЕS обратился с запросом в компанию Ахметова только за две недели до публикации своего всемирно известного рейтинга.
А потом якобы просто не успел правильно посчитать миллиарды. Рината Леонидовича. На самом деле Ахметов — не исключение. Он, как и все остальные олигархи, пользователь госправил, которые позволяют за сетью офшоров скрывать и реальные объемы, и истинные монополии.

Политики: украинские горки

Рейтинг организации «Репор­теры без границ» (где Украина также плетется в хвосте) довольно четко отображает тенденцию развития свободы слова в Украине. Если в 2002-м наша страна двадцать первая с конца, то в период оранжевой революции был сделан объективный и очевидный рывок: в 2005-м — 56-е место. Согласно данным этой организации, тенденция сохраняется вплоть до 2008—2009 гг. А потом — падение: снова 48-е. Всего за год новой власти. Причины? Легко просматриваются в графике, подготовленном для «ЗН» Институтом массовой информации.
На самом деле, очень трудно в цифры и графики вместить все тенденции, отобразить все оттенки, на которые оказалась богата украинская журналистика ушедшего десятилетия. Однако рубикон — Майдан. После него журналисты действительно получили свободу слова, но, увы, не распорядились ею по назначению: сменив равнение на «темники» Кучмы, равнением на изображение Бенджамина Франклина на зеленой купюре.
«В правильном или неправильном направлении развивается Украина?». Такой вопрос с апреля 2004 года задавали респондентам социологи Центра Разумкова. Показательно (см. график), что тех, кто не согласен с вектором движения Украины, всегда больше тех, кто согласен. Пики невосприятия гражданами государственного курса страны приходятся на апрель 2004 года (55%), апрель 2007-го (70%), март—апрель 2009-го (85%), февраль 2010-го (81%).
Интересно, что после победы Виктора Януковича на выборах президента колонны довольных и недовольных медленно, но уверенно двинулись навстречу друг другу. Тем самым подтвердив тезис о щедром умении украинцев давать шанс каждому новому главе государства. Или всецело перекладывать на него ответственность за страну?.. В апреле 2010-го группы скептиков и оптимистов встретились на отметке 35% (по-видимому, на границе надежды) и снова тихо разошлись. Разрыв увеличивается. Недовольных политикой Януковича сегодня 53%. Довольных осталось 20%. Тенденция.
Стоит отметить, что при этом людей, готовых активно выражать свое недовольство, в пять раз меньше, чем тех, кто неудовлетворен развивающимися событиями. Общество ушло в себя после разочарования Майданом? Интересно знать: когда вернется? Ну, хотя бы для того, чтобы понять: изменить страну можно только замкнув цепочку: позиция — умение ее озвучить —отстоять — заставить власть с ней считаться. Не единожды на одной, пусть и на главной площади, а каждый день.
Безусловно, это задача для хорошо развитого гражданского общества. Где единомышленники не менее ценны, чем кумовья, где в школах растят граждан и волонтеров (вот в чем смысл реформы образования), где не только верят в собственные силы (моральные, интеллектуальные, физические), но и прилагают их к конкретным делам на благо своей страны. Где не хотят быть винтиками системы, нести и брать… или не участвовать в этом, но молчать. Повышая процент несогласных. Вот всему этому мы и научимся в следующем десятилетии! Правда?