UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Я всегда чувствовала поддержку окружающих, но мне не хватало свободы действий"

Александра Кутас - первая в мире модель в инвалидной коляске.

Автор: Оксана Онищенко

Необычайно обаятельная, женственная и целеустремленная, в свои 25 лет Александра добилась очень многого, и не только в модельном бизнесе. Она окончила университет, волонтерствовала и была советником мэра по доступности городской инфраструктуры родного города Днепр. Сейчас девушка живет в Лондоне - пройдя сумасшедший отбор, она попала в команду лондонского инкубатора для стартапов и стала в ней первым и пока единственным представителем Украины.

Александра Кутас / Facebook

- Александра, обычно люди, вынужденные передвигаться в коляске, нарекают, что чувствуют себя изолированными от общества. Они зачастую даже не могут из дома выйти, а учиться и работать - это проблема. Вам такое знакомо - или у вас сразу все сложилось? Я знаю, что вы не можете ходить с самого рождения.

- Конечно же, жить в стране, в которой практически ничего не приспособлено для самостоятельной жизни людей с инвалидностью, - это постоянный вызов.

Я учились в обычной школе, но исключительно благодаря желанию моей мамы и поддержке школьных преподавателей. Мой случай - скорее, исключение, чем правило, тем более тогда, в 2000 году. Школа не была приспособлена для обучения людей с инвалидностью. Мне помогали дедушка, бабушка, родители. Когда я перешла в пятый класс и на разные уроки нужно было ходить по разным кабинетам, моя классная руководительница отдала нашему классу свой кабинет на первом этаже, и учителя просто спускались к нам на свои уроки.

В университете тоже было непросто, да еще и занятия проходили на четвертом этаже. Но мы уже были постарше, у меня были сильные и красивые однокурсники, и они носили меня на руках.

Я всегда чувствовала поддержку окружающих, но мне все равно ужасно не хватало свободы действий. Трудно постоянно от кого-то зависеть и всегда нуждаться в помощи. Например, несколько недель назад, когда уезжала из Киева в Лондон, я поняла, что у меня никогда не было возможности прогуляться по этому городу одной. Я всегда с кем-то. В Лондоне еще в 80-х годах стали серьезно заниматься вопросами доступности, и сейчас они достигли большего, чем мы. Здесь я не езжу по городу на такси, как в Киеве, а передвигаюсь на общественном транспорте, свободно езжу в метро. Довольно большое количество станций имеют лифт, и абсолютно все тротуары - с хорошими съездами. В Лондоне можно выйти из дома и самостоятельно добраться туда, куда тебе нужно. В Киеве даже для того, чтобы сесть в такси, нужна помощь. И удача - чтобы водитель оказался адекватным и помог сесть в машину.

- В Днепре вы были советником мэра по доступности для людей с инвалидностью. Удалось ли что-нибудь изменить в родном городе?

- К сожалению, в Украине не происходили (не знаю, происходят ли сейчас) системные изменения в плане доступности. Повлиять на настройку системы мне тоже не удалось, но какие-то точечные улучшения были. Мне кажется, пока в Украине не будет городов, где люди с инвалидностью будут чувствовать себя абсолютно независимыми, говорить не о чем. Но я знаю точно, что у нас есть талантливые, умные активисты и профессионалы, которым дорога и важна эта тема. Сейчас в стране идут боевые действия, и людей, которые будут нуждаться в доступности, появляется все больше.

Лена Шкода

- Как вы решили стать моделью?

- Четыре года назад мне очень захотелось создать показ, которого еще никогда в мире не было. Собственно, это и послужило вдохновением. Плюс я очень люблю фотографию, и создавать что-то красивое. Я уверена, что спустя какое-то количество лет об этом никто не будет вспоминать как о чем-то нестандартном, так же, как в свое время это произошло с афроамериканскими моделями.

- Как вас, первую в мире модель на инвалидной коляске, восприняли коллеги-модели и модельеры?

- Коллеги-модели приняли отлично. Мы ведь в абсолютно разных весовых категориях, что называется.

- Саша, в мире вообще знают украинских модельеров и моделей?

- Конечно, знают. И чем дальше, тем больше, особенно благодаря Украинской неделе моды. У нас невероятное количество талантливых дизайнеров и фотографов, их все больше появляется на мировой арене, и они становятся все более известными. Я очень горжусь ими. Вот сейчас мне безумно интересно, кто из украинского мира fashion живет в Лондоне, и я собираюсь создать тут украинское комьюнити. Это здорово, когда уже со старта вас что-то объединяет.

С моим молодым человеком мы собираемся организовать в Лондоне вечеринку в украинском стиле, познакомить лондонцев с нашей культурой - украинской одеждой и кухней. В Лондоне у всех настолько разнообразный бэкграунд (практически все мои друзья из разных мест - кто-то из Азии, кто-то из Америки), но никто из них никогда не был в Украине, и для них это будет что-то новое.

- Я читала, что президент Тайваня вручил вам специальную награду "За изменение стандартов красоты".

- Президент Тайваня - женщина. Я была одной из приглашенных номинанток, было приятно, но и как-то очень сюрреалистично. Было неожиданно получить столько внимания, поддержки и теплого отношения из страны, к которой раньше не имела никакого отношения. Они отметили меня больше, чем в Украине.

- Вы были инициатором и моделью фотовыставки "Разорви свои цепи". Расскажите о ней.

- Выставка проходила в рамках Ukrainian Fashion Week. Не то чтобы я была инициатором. Выставка - наша общая инициатива с фотографом Андреем Сарымсаковым. Я была моделью, и у нас в кадре были настоящие цепи.

- Что вы хотели этим сказать?

- Это было в самом начале моей модельной карьеры, и я начала менять очень многие аспекты своей жизни - социальные отношения, стереотипы, бытующие в обществе. К сожалению, жизнь людей с инвалидностью - до сих пор преодоление как каких-то собственных страхов и тревожности, так и реальных физических препятствий на каждом шагу. Цепи - преодоление препятствий, встречающихся в жизни. У каждого они свои.

- У вас есть еще один социальный проект - "Это тебя не определяет".

- Да, это видеопроект. Я начала работу над ним недавно, и он до сих пор не вышел. Здесь я выступаю в качестве не только модели, но и продюсера. Эту идею мне помогла реализовать команда. Сейчас мы на финальных этапах монтажа. Очень надеюсь, что этим летом сможем выпустить на YouTube ролик на три с половиной минуты. Он начинается с того, что я рассказываю историю своего детства, говорю о том, что такое красота, как понимаю это для себя. Дальше - история о том, как я поверила в то, что моя инвалидность не может определять, кто я как женщина, как профессионал и как человек.

Но мой видеопроект - не только об инвалидности. Сегодня я прочла в новостях, что в Лондоне ночью в автобусе избили двух молодых девушек, которые держались за руки и целовались. Очень страшно, что такое до сих пор происходит ХХІ веке, тем более в одном из самых прогрессивных городов мира. Я верю, что гендер и сексуальная ориентация, цвет кожи и психические или физические ограничения также не определяют, кто человек и как нему относиться.

Юлия Галичева

- А что определяет?

- Если кому-то интересно, что я думаю по этому поводу, смотрите мое видео. Очень надеюсь, что его премьера состоится этим летом.

Я вижу, как наше общество меняется, и верю в то, что чем дальше, тем больше оно будет меняться. Вижу, что молодежь по-другому смотрит на все эти вещи, у нее уже немножко другие рамки и определения, больше открытости, больше свободы быть собой. Вот это я хотела донести своим видео каждому, кому это важно было бы услышать. Каждому, кто столкнулся с чем- то, что, возможно, не дает ему почувствовать свободу. И это связано не только с гендером или какими-то ограничениями. Если родители постоянно говорят тебе, что делать и как жить, важно почувствовать себя свободным. Наверное, у каждого в жизни был момент, когда ему приходилось бороться за свою свободу. И это, мне кажется, очень близко в целом украинскому обществу. К сожалению, до сих пор.

- Кроме того, что вы занимаетесь социальными проектами, вы были волонтером в госпитале в Днепре.

- Да. Как-то мы обедали с коллегой-психологом, и она рассказывала о том, что ее коллеги начинают ездить в госпиталь. Это было в начале войны в Донбассе, я только окончила университет, где училась на психолога. Тогда еще не все понимали, что происходит, какое количество раненых поступает в наши госпитали. Мне очень захотелось помочь, но я понимала, что еще не имею права оказывать какую-то помощь как квалифицированный психолог, у меня недостаточно опыта для работы с людьми с посттравматическим расстройством, поэтому решила сделать это просто как гражданин. Мне показалось, что людям, которые находятся с ранением в госпитале в Днепре, где нет ни друзей, ни родных, будет приятно, если симпатичная девушка принесет им домашний пирог и спросит, как они себя чувствуют, поговорит о футболе (тогда как раз шел чемпионат мира по футболу). И я приезжала с пирогом, мы говорили о футболе. Они хорошо меня принимали. Это был один из тех эпизодов моей жизни, когда я почувствовала, что такое настоящий мужчина. Я до сих пор помню, как была в палате, где лежал мужчина с серьезным ранением. Он передвигался только на костылях. Мы разговаривали, а потом он встал, хотя ему явно это было очень тяжело, и закрыл за мной дверь, потому что сквозняк, и меня может продуть. А ведь мог попросить меня: девочка, дверь закрой, а то тебя продует. Но для него было важно позаботиться, ведь он - мужчина! И для меня это было очень вдохновляюще. Не верится, что с тех пор прошло уже пять лет, а волонтеры по-прежнему нужны.

- Вы помогали фонду "Таблеточки" собирать деньги на лечение тяжело больных детей.

- С "Таблеточками" у меня давняя история дружбы, я отношусь к ним с большим уважением. Чтобы помочь им собрать средства, я как-то выставила на аукцион билет в Тайвань и возможность поехать со мной на вручение награды президента этой страны. К сожалению, тогда СМИ не очень поддержали меня, поэтому мы собрали не так много, как хотелось бы. И это за целую десятидневную бесплатную поездку, и даже ланч в пятизвездочном отеле.

Потом по приглашению "Таблеточек" я ездила в больницы Киева, в отделения для онкобольных детей. Детки были совсем маленькие, мы с ними просто фотографировались и играли. А с родителями я делилась каким-то своим опытом и немножко вдохновением, хотела поддержать их, ведь им очень непросто, я знаю.

Родители воспитывали меня как независимого человека, самостоятельного и уверенного в своих силах, и никогда не выделяли из-за моих особенностей по здоровью. С мамами онкобольных деток мы говорили о том, что когда дети серьезно заболевают, родители имеет тенденцию становиться сверхопекающими. Они очень переживают за своих детей, тем самым порой не давая им возможности становиться самостоятельными. Я благодарна своим родителям за то, что они всегда воспитывали и поощряли во мне самостоятельность в принятии решений и чувство ответственности за свою жизнь. Наверное, если бы не это, вряд ли я была бы сейчас там, где есть. Конечно, родители всегда будут рядом и как-то поддержат, но в целом все равно решаешь ты. Если бы не это воспитание, я думаю, вряд ли я бы решилась самостоятельно переехать в Лондон, не зная тут никого, просто пройдя конкурсы и получив место в программе "Инкубатор для стартапов".

- Расскажите об этом.

- Это классная идея, о которой мало знают в нашей стране. Инкубатор предназначен для стартапов с социальным влиянием. У каждой программы есть своя миссия. У нас была миссия, связанная с тем, чтобы помогать городам, страдающим от глобализации и автоматизации. Ежегодно в программы инкубатора набирают 50 человек, треть из них - люди технических профессий, еще треть - с успешными бизнес-кейсами и треть - люди, обладающие какими-то исключительными талантами, знаниями.

Программа инкубатора рассчитана на девять месяцев. Первые три месяца - большое количество разных воркшопов, занятий, лекций. Вы находите себе кофаундера - с ним придумываете разные разработки по проблеме, которую хотите решить с помощью технологий. Для этого проекта отбирают личностей, потому что в мире все-таки все понимают, что идеи могут меняться, и самое главное - не идея, а команда, люди, которые над ней работают. Чтобы стать частью команды инкубатора, важно показать, что у тебя есть какие-то знания, навыки и, самое главное, - упорство и настойчивость. Нужно показать результаты идей и проектов, в которых вряд ли что-то получилось бы, если бы не твоя настойчивость и новаторство. Собственно, благодаря этому меня и пригласили в инкубатор. Я буду первой украинкой в программе. Отбор был жесткий: из 6 тысяч желающих выбрали 50.

Андрей Сарымсаков

- Как вы узнали о лондонском инкубаторе для стартапов?

- Мне рассказала подруга, которая раньше жила в Лондоне. Она была знакома с программой, поскольку сама работала в стартапах. И, пожалуй, она была единственным человеком из моего окружения, сказавшим: "Попробуй, если тебе это интересно". На тот момент я слабо себе представляла, что такое мир стартапов, но стала читать, ходить на конференции стартаперов. Зная от нее о команде, я очень вдохновилась и написала мотивационное письмо, приложила свое резюме. С тех пор началась целая история, которая изменила всю мою жизнь, и привела меня к тому, что я переехала в Англию.

Такой инкубатор стартапов есть не в каждой стране, в мире эта идея только развивается. В Украине я о таких не слыхала. В целом стартап-индустрия у нас находится в зачаточном состоянии. Есть очень успешные истории, но пока их можно пересчитать на пальцах двух рук. Мне интересны украинские стартапы и люди, которым интересны технологии. Если кто-то хочет развивать свои продукты и идеи в Лондоне, попробовать податься в инкубатор, буду рада проконсультировать и пообщаться. Я вообще планирую провести на эту тему вебинар. Мне хочется, чтобы украинских стартапов, которые зазвучат на весь мир, было больше. И если я могу к этому хоть как-то приложить свою руку и хоть чем-то помочь, буда рада.

- Уезжая в Лондон, вы написали у себя в Фейсбуке, что купили билет в один конец. Это означает, что вы не вернетесь в Украину?

- Никогда не говори "всегда" или "никогда". Кто знает, что будет? В ближайшие несколько лет я планирую быть в Лондоне. Может быть, мне удастся добиться успехов в тех сферах, которые мне интересны, и привезти потом свой стартап в Украину. Я бы очень этого хотела. И кто знает, может быть, потом можно было бы пойти в политику.

- То есть у вас большие планы, и они связаны с Украиной?

- Да, потому что это в крови, от этого уже никуда не денешься. Я знаю, что такое бороться до конца. Наверное, я не была бы такой, если бы не росла в таких непредсказуемых, сложных условиях, которые создает наша страна. Благодаря этому я стала тем, кем стала. В программе была одной из самых стрессоустойчивых.

Я - украинка, и очень хочу, чтобы Украина гордилась мною, в какой бы сфере я ни развивалась.