UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Вывезти Гмырю в Германию живым или мертвым!"

Выдающийся певец в период оккупации

Автор: Анатолий Чернов

На днях исполнилось 110 лет со дня рождения Бориса Гмыри. Певца, которого называли "великим Борисом", артистом-философом, а его голос - редчайшей красоты и силы бас-кантанте - "басо-абсолюто".

Судьба отмерила Борису Гмыре всего тридцать лет творческой жизни. Голос и талант певца приводили публику в неистовый восторг. "Чтобы стихли овации после окончания концерта Гмыри, надо было гасить свет - так стихийно и сердечно выражала публика свой восторг искусством знаменитого певца", - писала, в частности, болгарская газета "Литературный фронт" в апреле 1956 г.

Мало известно о том, что творческая деятельность выдающегося певца была связана с Полтавой. Об этом в свое время старались не упоминать исследователи и сам певец, поскольку выступления Бориса Гмыри в Полтавском музыкально-драматическом театре им. Н.Гоголя пришлись на время немецко-фашистской оккупации...

Выдающийся украинский певец родился 5 августа 1903 г. в Лебедине на Сумщине в семье рабочего-каменщика и швеи. Жили бедно, поэтому после окончания начальной школы 11-летний Борис вынужден был батрачить. В 16 лет он уже был разнорабочим портового завода, потом грузчиком в порту, матросом и кочегаром на шхуне "Св. Павел" в Севастополе. В 1921 г. возвратился в Лебедин, где получил место секретаря земельного отдела. В 1924–1927 гг. работал в Решетиловке заведующим сельским клубом, затем - ответственным секретарем общества "Долой неграмотность" в Полтаве.

Но талант не скроешь: после прослушивания Б.Гмырю сначала рекомендовали, а потом и приняли в Харьковскую консерваторию (класс профессора П.Голубева). По распоряжению наркома образования Николая Скрипника будущему инженеру разрешили учиться в двух вузах одновременно. Борис Романович этим правом воспользовался и с отличием окончил и инженерно-строительный институт, и консерваторию. На третьем курсе консерватории он уже служил в Харьковском академическом театре оперы и балета. А сразу по окончании, в 1939 г., талантливого певца пригласили солистом в Киевский театр оперы и балета им. Т.Шевченко.

Все складывалось хорошо. В апреле 1941 г. Борису Гмыре было присвоено звание заслуженного артиста УССР. Хотелось жить и работать. Но через два месяца началась Великая отечественная война "Все пропало, все покатилось к черту, в пропасть. Снова нищета, бедность, снова холод, снова смерть и смерть..." - писал певец в дневнике.

Война застала Бориса Гмырю на отдыхе в Крыму. В Киев он уже не вернулся. Приехал в Харьков, служил в оперном театре. Когда в октябре 1941 г. коллектив отправился в эвакуацию, Гмыря лежал в больнице с острым приступом радикулита.

В течение всей своей тысячелетней истории Украина не раз перечеркивала древнюю пословицу: "Когда говорят пушки, музы молчат". Так случилось и во время Второй мировой войны на востоке Европы в 1941-1944 гг. Несмотря на притеснения и преследования со стороны немецкой власти, в Украине нашлись творческие силы, пытавшиеся поддерживать огонь украинской культурной жизни. Не все работники театра и родственных искусств эвакуировались на Восток, не весь творческий люд большевикам удалось вывезти под конвоем. Разными правдами и неправдами тысячи деятелей искусства остались на родине, а после бегства коммунистов стали налаживать театрально-культурную жизнь. Во Львове, Сталино, Киеве, Харькове, Полтаве и других городах Украины открывались театры, общества "Просвіти", музеи.

В ноябре 1941 г. возобновил работу Харьковский театр оперы и балета. Борис Гмыря, которого врачи поставили на ноги, снова стал солистом театра. Жилось ему трудно, поэтому в апреле 1942 г. он перебрался в Полтаву. Осенью 1941 г. на базе Полтавского музыкально-драматического театра им. Гоголя был создан оперный театр, начавший свою работу 7 октября. Его директором и главным дирижером стал немецкий пианист Зигфрид Вольтер. В труппе театра были известные певцы и актеры В.Багмет, Т.Миколенко, В.Баранович и другие. В репертуаре - классические произведения украинских композиторов и драматургов П.Гулака-Артемовского, И.Котляревского, Н.Лысенко, М.Старицкого и др., а также зарубежных - П.Масканьи, Дж.Пуччини, Ж.Бизе, Р.Леонкавалло.

С приходом в Полтавский театр Б.Гмыри оперный репертуар театра расширился. Впервые в Советском Союзе именно на украинской сцене в Полтаве была поставлена опера Л.Бетховена "Фиделио", где партнершей Б.Гмыри выступила молодая полтавская певица Наталия Носенко. В начале 1943 г. в театре постоянно служили 285 человек, в том числе
75 хористов и 45 музыкантов оркестра. Такой большой труппы здесь не было ни до, ни после войны. С начала своей деятельности и до июня 1943 г. состоялось 350 спектаклей и 123 концерта. Их посетило 324 945 человек - местных жителей и немецких солдат и офицеров.

Украинского писателя У.Самчука, побывавшего в те времена в Полтаве, поразило, "что за 20 лет коммунистической диктатуры Полтава утратила свое неповторимое национальное лицо, а ее жители в значительной степени русифицированы". Вместе с тем - и это больше всего бросилось в глаза У.Самчуку - в Полтаве было много театров, варьете, хоров, ресторанов и пивнушек.

Борис Гмыря исполнял партии Рокко, Колена, Мефистофеля. Позже его упрекали в том, что он, дескать, сотрудничал с оккупантами. Однако зрителями были большей частью наши люди - перед ними и выступали Гмыря и другие артисты, давая своим талантом хоть какое-то утешение в тяжелые времена. Заработки артистов были мизерными. "За выступление на концерте я получал 100 г хлеба в качестве гонорара", - вспоминал певец.

Об одном из таких концертов, проходившем в начале 1943 г. у бургомистра, упоминал Г.Ващенко - тогдашний редактор газеты "Голос Полтавщини". "Бургомистрат устроил торжественный ужин, на который пригласили много высоких немецких офицеров и руководящих местных чиновников... Когда гости встали из-за стола, развлекались разговорами и пением хорошего певца Гмыри...".

Комендантом Полтавы был некто Фуртвенглер (брат известного композитора и дирижера Вильгельма Фуртвенглера), разбиравшийся в музыке и, ценивший музыкальный талант Б.Гмыри. Он признался певцу, что есть специальное распоряжение Эриха Коха - вывезти Гмырю в Германию, живым или мертвым! "Самолет всегда вас ждет, - говорил он. - Только согласитесь - и перед вами откроются все театры мира. Решать вам, хотя я понимаю, что без Украины вы не сможете...".

19 сентября 1943 г. немцы, отступая, заставили театр выехать из Полтавы. Несколько месяцев он находился в городе Оринин неподалеку от Каменца-Подольского.

26 марта 1944 г. город освободили от фашистов, а через неделю Борис Романович уже принимал участие в концерте для советских воинов.

В 1944-1961 гг. Гмыря - солист Киевского театра оперы и балета. И почти всю послевоенную жизнь певца преследовал КГБ, который не мог простить ему пребывание и работу на оккупированной территории. Артиста постоянно вызывали в органы, принуждали писать объяснительные записки, обвиняли в том, что он пел для Гитлера. Еще в январе 1943 г. начальник Украинского штаба партизанского движения Строкач в рапорте ЦК КПУ писал: "Из числа известных актеров остались и состоят в настоящее время на службе оккупантов Гмыря - солист Харьковского театра оперы и балета, кинорежиссер Кавалеридзе, оперные артисты И.Зейферт и М.Донец-Тессейр".

Гмыря не оправдывался. Когда невозможно было терпеть, подавал заявление об увольнении. Его не отпускали, но и не прекращали травить. В 1961 г. Б.Гмыря окончательно оставил театр и начал концертную деятельность.

Он никогда не стремился к благосклонности сильных мира сего, но она у него была. В 1951 г. во время декады украинского искусства выступал в Москве. На концерте в зале Большого театра присутствовал Сталин, который первым поднялся и зааплодировал после исполнения Гмырей арии Ивана Сусанина. Конечно, вслед за ним и зал взорвался овацией.

Исследователи творчества Б.Гмыри высказывают разные версии отношения Сталина к певцу. Будто бы Сталин пригласил Гмырю после концерта на ужин, дал указание присвоить ему звание народного артиста СССР и наградить орденом Ленина. Якобы именно Сталин не разрешил арестовать певца, когда уже был выписан ордер. Впрочем, это все версии... В действительности же звание народного артиста СССР певцу было присвоено в 1955 г.

Будучи в расцвете творческих сил, Борис Гмыря начал активно гастролировать. Но дальше стран соцлагеря его не пускали. В архиве певца хранятся пять рукописей концертных программ, которые он составил для гастролей в США в 1960 г. Но гастроли эти так и не состоялись...

Оказавшись без вины виноватым, Борис Романович шел по жизни с гордо поднятой головой. Но душа страдала, и 1 августа 1969 г. его сердце не выдержало... Выдающийся певец ушел из жизни, не дожив четырех дней до своего 66-летия. Его голос звучал еще сильно и молодо, у него оставалось много нереализованных планов...

В 2003 г., когда отмечали 100-летие со дня рождения выдающегося мастера сцены, президент фонда Бориса Гмыри Анна Принц обратилась в Полтавский горсовет с предложением назвать именем Бориса Гмыри одну из улиц в Полтаве и одну из музыкальных школ. Инициативу поддержала общественность города. К сожалению, полтавские чиновники не изъявили желания этим заниматься. Но еще есть время, чтобы исправить ошибки...

Ведь талант Гмыри принадлежит украинскому народу, для которого он жил и творил.