UA / RU
Поддержать ZN.ua

Тот Горбачев, который горнее усматривает

Дмитрий Горбачев ввел в международное обращение понятия "украинский авангард", "украинская сецессия".

Автор: Ольга Самолевская

Пишу о своем Учителе. С признательностью думаю о многих учителях, но таких выдающихся интеллектуалов у нас на кинофакультете было два - Дмитрий Горбачев (преподаватель истории современного искусства) и светлой памяти Ефим Левин (преподаватель киномонтажа и кинодраматургии). Тогда еще не преподавал универсальный интеллектуал Вадим Скуратовский, поэтому их у нас не стало три.

Во времена перестройки молоденькая журналистка спросила о моих учителях. "Горбачев, Левин и Тарковский", - ответила я. "Горбачев и Ленин - понятно. А причем здесь Тарковский?".

Не сомневаюсь, что тому Горбачеву, о котором подумала журналисточка, далеко до моего Учителя, который так знает мировую историю и, в частности, историю искусств, что может часами рассказывать и студентам, и экскурсантам, и радиослушателям, и телезрителям, и отдельным слушателям… Действительно, попробуйте всю дорогу от Киева до Чернигова (или до Нежина) рассказывать экскурсантам историю Чернигова (или Нежина). А вот для Дмитрия Емельяновича это - запросто.

В "Мистецькому Арсеналі", где он теперь работает, его лекция-экскурсия длилась часов шесть. Несколько раз мы подзаряжали аккумуляторы нашей видеокамеры, экскурсанты попросили перерыв на обед, а Горбачев и в кофейне продолжал свой артистичный рассказ…

Когда он говорит, окружающая среда наполняется невероятным количеством персонажей всех эпох и континентов. И многие из них упоминаются в деталях поведения и характеров, цитируются - т.е. духовно продолжают жить. Не всегда и родственники так живут в памяти потомков. Но этот и тот мир настолько связаны, настолько нуждаются во взаимном обращении энергий, что такая живая и сердечная память является свидетельством наивысшей духовной зрелости.

Когда Горбачев стоит перед картиной, восторженно анализируя ее, кажется, что живопись не просто выходит из тьмы на свет, а начинает петь! Непревзойденный знаток живописи, который предоставлял экспертные выводы таким мировым аукционам как Macdougall, Christie's, Sotheby's, он - тонкий ценитель литературного благоухания, знает наизусть множество стихотворений и прозы, может запросто цитировать своих любимых авторов: А.Платонова, М.Зощенко, Т.Шевченко, А.Пушкина, В.Свидзинского, да всех не перечесть…

О нем пишут "колоссальный". "Колоссальная библиотека, от которой стонут книжные шкафы в его квартире, - книги, альбомы, папки и портфолио торчат из каждой щели, громоздятся на столах и стульях, оккупировали пуфики и тумбочки. Колоссальная память их владельца, кроме профессиональных знаний, вмещает множество преинтереснейших историй о жизни, быте и привычках десятков и сотен выдающихся людей, которые, в буквальном смысле этого слова, создавали и создают историю нашей Украины. Колоссальность фигуры Дмитрия Горбачева гармонично дополняют его ботинки 45-го размера и оранжевая двухпудовая гиря...".

К впечатлениям Пола Янского хочу добавить воспоминание о сумке, с которой Дмитрий Емельянович каждый раз приходил к нам на лекции. Сумка была так плотно набита альбомами по живописи, что однажды в деканате преподавательницы захотели поднять ее, но не смогли даже сдвинуть с места…

…После войны Дмитрий с родителями приехал из России в Киев. "Я был маленький, - вспоминает он те времена, - но меня тут-таки поразило, что Украина иная, чем Россия. Во-первых, совсем другая природа: сразу наступает ночь, звезды сияют. А во-вторых, меня поразило, что украинцы, особенно украинки, очень говорливые. И хорошо говорливые! А как поют! Украина имеет способность украинизировать. Когда-то Вольтер говорил, что для интеллигента важна страна, где есть великая культура. Я стал украинцем потому, что здесь прекрасная культура, о которой мало кто знает…".

Украинская культура великая, но расстрелянная, истерзанная и русифицированная.

С коренными киевлянами родной Киев с детства разговаривал на русском - и в садике, и в школе, и в институте… А на украинском кто меня учил общаться? Стопроцентный русский Дмитрий Горбачев, стопроцентный еврей Роман Корогодский и божьи терпеливые бабуси в тех селах, куда нас, студентов, загоняли на сбор урожая…

После Помаранчевого майдана Дмитрий Емельянович несколько лет продолжал носить свой неизменный оранжевый (как и его гиря) шарфик. Оранжевая одежда уже вышла из моды, а наш профессор Горбачев продолжал верить, что обещанные грандиозные реформы состоятся.

Его любимый президент В.Ющенко пришел со свитой на открытие выставки в "Мистецкому Арсеналі", где тогда Д.Горбачев проводил экскурсию (как всегда в своем оранжевом шарфике). Президент прошел мимо профессора, не заинтересовавшись его уникальными рассказами.

И Дмитрий Емельянович нашел аргументы, чтобы оправдать Ющенко.

А при другой ситуации, когда в начале 70-х прошлого века молодой Дмитрий Горбачев привел в Музей театрального искусства иностранцев, его выгнали из Музея украинского изобразительного искусства, где он работал главным хранителем фондов. В советские времена сотрудничество с иностранцами было едва ли не уголовным преступлением, и неусыпная директриса музея накатала стервозную "телегу" в Министерство культуры. Став безработным, он и тут по-христиански нашел аргументы, чтобы оправдать для себя эту злобную директрису…

Твердый в вере в Бога и любви к Украине, он никогда не проявляет агрессивность. Вы не услышите от него плохого слова о ком-то из общих знакомых. Недостатки, слабости людские он старается понять и по-отечески простить. Мягкий, доброжелательный в своих высказываниях о людях и человеческом творчестве - он либо так воспитал себя на тернистом жизненном пути, либо такова уж его благородная натура.

Дмитрий Горбачев, выпускник историко-философского факультета Киевского государственного университета им. Т.Шевченко, стал историком искусства и искусствоведом мирового уровня, ведущим украинским специалистом в области искусства авангарда 1920–1930-х гг. ХХ в. Он вернул нашей культуре из забвения - или из претенциозных объятий России - многих первоклассных художников, таких как Всеволод Максимович, Александра Экстер, Казимир Малевич, Давид Бурлюк, Александр Архипенко… Реабилитировал таких художников как Александр Богомазов, Анатолий Петрицкий, Василий Ермилов…

Работы авангардистов были изъяты даже из инвентарных книг как формалистические и враждебные строителям коммунизма. В 1962 г., когда Дмитрий работал в Музее украинского изобразительного искусства, он в подвале музея развернул полотна запрещенных живописцев, "врагов народа": "Я был поражен: произведения оказались очень авангардными и высокого качества. Украинское искусство - и вдруг такое модерное! Имена некоторых авторов были обозначены - Богомазова, например. Другие произведения были анонимные. Начал исследовать. Оказалось, что одно из полотен принадлежит Экстер (сейчас оно стоит 1 млн долл.), второе - Лисицкому, классику мирового искусства, третье принадлежало Пальмову… Я сразу вспомнил одного итальянского туриста, который, осмотрев экспозицию, зашел ко мне в фонды: "Что-то не вижу произведений украинских футуристов, которые меня поразили в 1930-м на биеннале в Венеции: я и до сих пор помню, какой цвет!".

С того времени украинский авангард стал главным исследованием Дмитрия Горбачева: "Я начал приваживать своих друзей. Приходили авангардисты киевские, из Москвы и Ленинграда двинули ребята ко мне в подвал… Многие люди приезжали из-за границы, и я втайне давал им информацию об украинских модернистах, - на Западе это воспринимали радостно". Для зарубежных исследователей он, тогдашний главный хранитель музейных фондов, устраивал вроде бы случайный перенос нужных произведений из одного хранилища в другое, и посетители якобы случайно имели возможность их увидеть.

Позже профессор Горбачев написал несколько сценариев документальных фильмов о художниках. А о Казимире Малевиче еще и издал пространное исследование и упорядочил толстенный художественный альбом. Он настолько усовершенствовался в теме украинского авангарда, что не только издал объемный альбом исследований, но и смог создать самый оригинальный проект - иллюстрировал произведениями украинского изобразительного искусства ХХ в. авангардную книгу расстрелянного писателя Майка Йогансена "Путешествие ученого доктора Леонардо и его будущей любовницы, прекрасной Альчесты в Слобожанскую Швейцарию". Проект вполне органично соединил причудливый тон вычурной повести со свободным духом художников-авангардистов, картины которых, к сожалению, преимущественно остаются малоизвестными в Украине, хотя интерес западных искусствоведов к украинскому авангарду значительный.

Еще один амбициозный и благородный альбом Д.Горбачева - "Украинская живопись последнего тысячелетия. От Алимпия Печерского до Казимира Малевича". Этот альбом - свидетельство богатейшей культуры, которой мы можем гордиться.

В Одессе Дмитрий Горбачев читал курс лекций по изобразительному искусству для военных. По окончании к нему подошел политрук: "Мы военные, наша судьба - отдавать жизнь за Отчизну, а мы ничего не знаем об Украине. Я и не думал, что это так серьезно - украинское искусство".

Дмитрий Горбачев ввел в международное обращение понятия "украинский авангард", "украинская сецессия", способствуя организации за рубежом - и даже за океаном - выставок украинского искусства. Кроме того, он знаток творчества "бойчукистов", искусства эпохи барокко, романтизма, реализма... Одна из главных его тем - творчество Тараса Шевченко.

Если рисовать авангардный портрет профессора Горбачева, то он будет состоять из мириад фигур и произведений литературы и искусства. Либо это будет большая фигура, которая держит на себе невероятную крону, которая касается неба. Во времена тотального перевода знаний на компьютеры такие редчайшие люди энциклопедических знаний становятся уникальными национальными заповедниками мирового значения.

Ура! - былинному богатырю Дмитрию Емельяновичу Горбачеву! Уральцу, считающему себя украинцем до глубины души. И определение это стало жизненным ориентиром всего его естества - историка, исследователя, искусствоведа, выдающегося деятеля украинского искусства, вернувшего Украине много имен и пластов ее культуры, сделавшего огромный вклад в возрождение и становление новой независимой Украины.

С юбилеем вас, блестящий Учитель!