UA / RU
Поддержать ZN.ua

Танец — Воспоминание — Переосмысление

И до сих пор в сердце корейской танцовщицы Да Соул Чунг пылает стремление бороться за свой жизненный выбор - искусство танца. Хореограф, у которой за плечами не одно профильное образование, а также участие в известном немецком театре Пины Бауш, приехала в Украину, чтобы поэкспериментировать над собственными воспоминаниями и создать чувственную постановку вместе с украинскими танцовщиками.

Автор: Ольга Герман

ЮЖНОКОРЕЙСКИЙ ХОРЕОГРАФ ДА СОУЛ ЧУНГ РАССКАЗЫВАЕТ О ПОНИМАНИИ ТАНЦА КАК СВОЕОБРАЗНОГО ЯЗЫКА

"Родители всегда видели меня как минимум переводчиком и постоянно направляли в сферу практическую. Возможно, только потому, что они говорили "нет", мне хотелось танцевать все больше и больше. Хорошо помню: в юности всегда стремилась делать что-то особое, непохожее на то, что мы видим каждый день".

И до сих пор в сердце корейской танцовщицы Да Соул Чунг пылает стремление бороться за свой жизненный выбор - искусство танца. Хореограф, у которой за плечами не одно профильное образование, а также участие в известном немецком театре Пины Бауш, приехала в Украину, чтобы поэкспериментировать над собственными воспоминаниями и создать чувственную постановку вместе с украинскими танцовщиками.

Стремление

Среди родных Да Соул Чунг нет художников: ее отец - банкир, мама - домохозяйка. А еще есть сестра, увлеченная археологией. Обе девушки раскрывают загадки: одна - из недр земли, другая - исследуя души и движение.

В то время как ровесники шли в обычные школы, Да Соул Чунг - в школу искусств в Сеуле, где ее основным предметом был контемпорари. Однако родители настойчиво просили ее оставить учебу. И только когда девушка поступила в университет на специальность "хореография", смирились с ее выбором. Хотя ей так было обидно периодически слышать: "Ладно, несколько месяцев поучишься, позабавишься - и хватит".

Но сложности Да Соул Чунг лишь закаляют. Она получила диплом бакалавра в корейском университете и еще одну степень - в немецком Эссене.

Школьный учитель Да Соул Чунг, который и по сей день является ее наставником, как-то сказал: "Ты могла бы танцевать в известном театре немецкого хореографа Пины Бауш. Ты необыкновенно женственна, твое исполнение - спокойное и вдумчивое". Разумеется, девушка видела выступления Пины Бауш в Корее в одном из арт-центров, а еще много о ней читала. О немецкой основательнице нового направления в хореографии, которое является смешением танца, актерской игры и чувственной экспрессии, действительно много пишут и даже снимают фильмы. Например, лента Вима Вендерса "Пина" (2011) не только объясняет явление "танцевального театра", но и рассказывает о его основательнице. Через восемь лет после предвидения своего преподавателя Да Соул Чунг присоединится к известному танцевальному театру Бауш. Впереди ее ожидали туры от Неаполя до Тайбея.

Путешествие и виды

Это ее первый визит в Украину. Девушка приехала по просьбе организаторов Фестиваля современного танца Zelyonka Fest для создания особой постановки. Хореограф Антон Овчинников рассказывает: "Да Соул Чунг присуща стилистика Пины Бауш. В ее работах все воспринимается на эмоциональном уровне. Даже если человек чего-то не понимает, то осмысливает эмоционально. Да Соул Чунг мотивирует танцовщиков, с которыми работает, отойти от своих привычек - только так можно приобрести новое качество в танце". Эта постановка имеет для нее особое значение. Девушка много внимания уделяет исследованию способов запоминания, тому, как это происходит в мозге.

"Запах - это тоже один из образов запоминания", - говорит Да Соул Чунг. Интересно, что канвой для постановки взята история дяди танцовщицы, который погиб, когда она училась и работала в Германии. Да Соул Чунг и до того долго не общалась с родственником, поскольку они жили в разных городах. Все, что запечатлелось в памяти, - его запах. Даже лицо в воспоминаниях нечеткое. Разве не удивительно, что, вспоминая о ком-то, мы чувствуем конкретный запах?

Эта история очень личная. Однако с каждым ее переосмыслением восприятие танцовщицы становится более легким: "Звук, движение, жест - что угодно может навеять воспоминания, скрывавшиеся глубоко в подсознании. Они где-то там, в твоих мыслях. А еще мне интересно, как меняется личная история, когда делишься ею с публикой. В процессе постановки я использую и воспоминания других танцоров, занятых в спектакле. И весьма интересно наблюдать, как меняется воспоминание для них и для зрителей…".

После спектакля Да Соул Чунг часто общается с публикой и всегда получает различные истории восприятия. В танцевальных спектаклях ей больше всего нравится то, что они никогда не бывают одинаковыми, ибо танцоры каждый раз передают танцем слегка отличающиеся сообщения.

Ее работы свободны, открыты, и каждый вечер у них могут быть разные эмоциональные нюансы. Это больше коллажи, пласты истории, а не рассказ вроде "однажды…".

У Да Соул Чунг не было времени полностью погрузиться в украинскую атмосферу, ведь большую часть времени она проводит в театре. В разговоре об искусстве (а оно часто является чрезвычайно мощным оружием), спрашиваю у нее о теме войны в танце, о ее отношении к событиям в Украине. Да Соул Чунг проводит параллели с событиями в Корее в 1950-х: "Они также были связаны с идеологией, борьбой. Тоже присутствовали большие геополитические силы. Такие события меня затрагивают - неважно, где они происходят. Эти темы, конечно, могут раскрываться в танце, но не думаю, что танец - самый эффективный способ рассказывать такие истории. К тому же важно, как ты это делаешь… Не так-то легко найти себя в танце".

Da Soul Chung from dasoul on Vimeo.

Для нее чувствовать себя в танце - это как получить вторую жизнь. Всем, кто увлекается танцем, кореянка советует постоянно экспериментировать со стилями - только так можно найти именно то, что подходит больше всего. Необходимо испытывать себя до изнеможения. В свое время она вдруг поняла, что требования в хореографической школе ее крайне ограничивают. Там все слишком определено - лишь балет и модерн. Никто тогда не натолкнул ее на идею попробовать что-то новое. Сейчас же девушка начала увлекаться и особой эстетикой народного танца, которую ранее не замечала.

Во время мастер-классов для Да Соул Чунг главное быть естественной - ей легче разжигать у артистов любопытство к своему стилю через простые вещи. В Украине модерн более техничен, и потому кореянка пробует показать другой подход. После выпуска из университета Да Соул Чунг много работала как танцовщица-исполнительница, теперь же хочет, чтобы услышали ее голос как хореографа-постановщика: "Есть корейский, есть английский... А для меня танец - это такой же язык".