UA / RU
Поддержать ZN.ua

Танцем единым...

"Вечер балета "Планета любви", - извещала афиша и тут же уточняла: - В связи с 65-летием со дня рождения и 30-летием творческой деятельности балетмейстера Александра Шиманского в Хмельницком музыкально-драматическом театре им. М.Старицкого".

Автор: Светлана Кабачинская

"Вечер балета "Планета любви", - извещала афиша и тут же уточняла: - В связи с 65-летием со дня рождения и 30-летием творческой деятельности балетмейстера Александра Шиманского в Хмельницком музыкально-драматическом театре им. М.Старицкого".

Я не поверила своим глазам: Шиманскому - 65? Худощавый, всегда в движении, вечный мальчик, весь город его иначе как Сашей не называет, - он совершенно не похож на юбиляра с такой солидной датой.

Очевидно, так показалось не только мне, потому что на следующий день афиша на том же месте сообщала только о 30-летии творческой деятельности.

- Это я возмутился, - говорит мне впоследствии Саша во время интервью. - Зачем указывать возраст? Кому это интересно? Кто-то писал, что Майе Плисецкой было под 90? Она гениальная балерина - и все. А здесь будто напоминают, что уже пора на пенсию. А я не собираюсь на пенсию. Предыдущий директор, царство ему небесное, все выгонял меня: "Я сам могу быть балетмейстером!".

- И режиссером мог...

- Он оканчивал училище культуры по классу народного танца. Во все вмешивался. А я ничего не могу сказать в таких случаях, сразу нервничаю, заикаюсь... Ничего не могу сказать. Я... без театра? На пенсии? Не дождутся. У кого-то семья, дети, а у меня только сцена, - здесь я люблю, здесь ненавижу, здесь живу.

Он не мог без театра с детства. Жил в Хмельницком недалеко от театра, где теперь городской Дом культуры. И пробирался на спектакли через окно: денег на билет у мамы уборщицы не было. А Саша уже тогда верил - обязательно будет артистом. Певцом. После школы поехал в Киев поступать на вокальное отделение эстрадно-циркового училища. Прошел во второй тур. А тут у девочки, которая поступала на хореографию, партнер по венгерскому танцу заболел, и она вцепилась в Сашу, похвалившегося: "Знаю, могу!". Попросила: "Выручи!". Его взяли еще с первого тура - только заявление пришлось переписать с вокального на хореографическое отделение.

После окончания училища работал в Черновицкой филармонии - танцевал с партнершей танец "Пять орденов комсомола". Участвовал в шоу Софии Ротару - ведущей артистки филармонии, имя которой писалось на афишах красной строкой. Затем переехал в Ворошиловград - тот, что сейчас Луганск. Там в танце "Молодогвардейцы" была вакансия Ивана Земнухова. И в афишах об этом извещалось маленьким черным шрифтом, а красным шел Юрий Богатиков.

Вернулся в родной Хмельницкий. Женился. Руководитель филармонического ансамбля песни и танца "Подолянка" Николай Балема позвал его в партию - не танцевальную, а коммунистическую. Шиманский, такой убедительный в сценических образах комсомольцев-героев, от компартии отбивался руками-ногами: "Я пью, курю и матерюсь, - я недостоин быть членом КПСС!". Так что партийная карьера не сложилась, семейная жизнь - тоже, и Шиманский оказался аж в Красноярском театре оперы и балета. А со временем там же, но солистом театра музыкальной комедии, протанцевал до пенсии.

Танцоры уходят на пенсию рано, в 35 лет. Таким юным пенсионером Шиманский вернулся домой с решительным намерением снова проситься в театр: хоть дворником, хоть сторожем - где будет место. Но случайно попал на репетицию балета.

- Как увидел эту репетицию... На каблуках, в сапогах... Такое кривое все... Стал показывать, как надо...

Шиманского взяли балетмейстером. Он пересмотрел весь репертуар и с предложениями о музыкально-хореографических вставках пошел к режиссерам. От него отмахивались, его начали избегать... И все же он добивается своего. Первой его постановкой стал "Поцелуй Чаниты" в 1986-м.

На следующее утро он проснулся знаменитым на весь Хмельницкий.

Следует сказать, что хореографу крайне трудно получить признание здешней публики. Она разбалована. Еще с середины прошлого века здесь существовали настоящие школы народного танца, и ярая конкуренция их честолюбивых руководителей, двух Юриев Ивановичей, Гуреева и Климчука, со временем вызвала в городе настоящий танцевальный бум. Сегодня же коллективы и исполнители с Хмельницкого побеждают на самых престижных международных фестивалях и конкурсах танца, - думаете, откуда взялся такой популярный сегодня в Украине хореограф Сергей Костецкий? Поэтому обратить на себя внимание в городе сложно. А уж достичь успеха...

Шиманскому это удалось. С тремя парами, которые только штатное расписание театра величало балетной труппой, он замахнулся на больше, чем традиционное хореографическое сопровождение драматических спектаклей. Трудно объяснить, как он сумел их вышколить, увеличить труппу на еще одну пару, и еще одну... Удержать хороших танцоров на почти условной зарплате и, что самое сложное, убедить руководителей театра не мешать. Но в течение 10 лет Александр Шиманский один за другим поставил на хмельницкой сцене "Кармен", "Жизель", "Українкою я народилася" (по мотивам "Лісової пісні" Леси Украинки) и др. Это и настоящие балетные спектакли, и водевили, и танцевальные концерты - "мои фантазии", как называет их балетмейстер. Преимущественно деми-классика, характерные танцы, дуэты, этюды. При том, что хорошие танцоры, даже с высшим образованием, в Хмельницком есть, но выпускников балетной школы нет ни одного. "Они не танцуют на пальцах, только на полупальцах", "не каждого можно одеть в трико" - словно оправдывает Шиманский несовершенную "балетность" своих танцоров. Но, например, утонченную Марину Кирееву хмельницкая публика воспринимала исключительно как балерину, необычайно талантливую и беспредельно отданную искусству Терпсихоры. Зрители обожали Андрея Кабанова - танцовщика-самородка, с блеском сыгравшего Квазимодо в балете "Эсмеральда". Аплодисментами встречали и провожали высокого, статного Виктора Катеринчука. Впрочем, как и весь тот состав балета. Никогда театр не слышал таких оваций, не видел столько цветов, как во время балетных премьер. Шиманского знал и любил весь город, и он ходил гордый от того, что продавцы сами предлагали ему ткань для сценических костюмов - бесплатно отдавали.

- Уже бесплатно не предлагают, - смеется Саша. - И я всю жизнь костюмы артистам шью за свои деньги, поскольку в театре средств на это никогда нет. А у меня пенсия 1400 грн и зарплата 2300, вот я и шью. Часто приходится брать взаймы - где-то за шампанское, где-то за коньяк, где-то за символическую сумму. Даже на этот юбилейный концерт нужны были шаровары для гопака, плахты... Ничего же нет. Но новое руководство театра меня любит, "Эсмеральду" запланировало на весну. А там 15 черных сутан надо, 15 красных, 20 цыганских костюмов... У нас гуманитарно-педагогическая академия арендует помещение для занятий по хореографии, мы студентов задействуем в массовке - бесплатно, но у них будет сценический опыт. Моим же артистам тоже не платят, когда они играют роли в драматических спектаклях. Но они хотят играть, им интересно.

Шиманский часами готов рассказывать о "своих артистах". Это его семья. Он искал их каждого отдельно, днями просиживая в жюри всевозможных конкурсов, присматриваясь к воспитанникам студий и кружков. Сегодня в балете театра шесть пар. Юбилейный вечер учителя стал для них проверкой на профессионализм. Они с блеском прошли это испытание и уже живут "Эсмеральдой" (роли расписаны, репетиции ежедневно), параллельно участвуя во многих спектаклях текущего репертуара: танцами насыщено "Украденное счастье", "Житейское море"...

Шиманский говорит, что долго шел к признанию. Ежедневно, 30 лет подряд, Александр Шиманский, стиснув зубы и сжав кулаки, тяжелым трудом доказывал, что балетная труппа в драматическом театре - это не пятое колесо в телеге и не лишняя нагрузка на театральный бюджет, а полноценная творческая единица, без которой театр - не театр. Более того: даже в таком лапидарном составе она может быть не только дополнением к драматическим спектаклям, а самостоятельным творческим подразделением. Конечно, так не везде, и Шиманский об этом молчит, но широкая география его постановок в других украинских театрах говорит сама за себя.

Зритель платит танцорам любовью. Но тем, кто где-то в столичных высях изредка награждает провинциальных артистов (а теперь хочет лишить их и этих скупых признаков государственного внимания), очевидно, кажется, что балет драмтеатра - это так, несерьезно, не достойно отличий. В свое время Шиманского долго отодвигали подальше в списке претендентов на звание заслуженного - хотя для хмельнитчан он давно народный артист. Но самой высокой наградой для артистов неизменно являются аплодисменты.

И хочется, чтобы они звучали всегда. На следующих балетных премьерах в театре и следующих юбилеях у маэстро и его танцовщиков. И даже если Александр Шиманский за весь вечер не промолвит и слова - пускай. Вместо него будет говорить созданный им балет.