UA / RU
Поддержать ZN.ua

Смерть титана

В 1965 году Сингапур стал независимым государством. В 1990-м, после 31 года бессменного премьерства, Ли Куан Ю ушел в отставку с должности, но фактически до самой смерти правил своей страной, решая все самые важные стратегические вопросы.

Автор: Олекса Пидлуцкий

Отошел в вечность создатель "сингапурского чуда" Ли Куан Ю

То, что совершили Ли Куан Ю и взращенная им команда единомышленников, без преувеличения поражает.

В течение нескольких десятилетий Ли превратил Сингапур, крохотную бедную британскую колонию, в одну из самых развитых, если не самую развитую страну мира. При стартовых условиях, неблагоприятных настолько, насколько это вообще возможно, Ли Куан Ю стал единственным в мировой истории лидером, воплотившим в жизнь мечту всех стран, освободившихся в ХХ в. от колониальной зависимости, - вырваться из нищего третьего мира и прорваться в мир первый, в тот самый знаменитый Золотой миллиард.

По данным Всемирного банка, крохотное островное государство с населением
5,4 млн сейчас занимает второе (после нефтяного Катара) место в мире по размеру национального дохода на душу населения по паритетной покупательной способности. В 2013 году этот показатель
составлял для Сингапура 76860 долл. США. За последние 10 лет он вырос почти втрое.

С 2006 года и по сей день Сингапур уверенно удерживает звание самой бизнес-привлекательной экономики в мире. Это третий финансовый центр мира после Нью-Йорка и Лондона. Первое место в мире Сингапур занимает и по такому показателю, как доля высокотехнологических (хай-тек) производств в валовом внутреннем продукте - около 25%. У ближайших "преследователей" Японии и Соединенных Штатов - 13 и 12% соответственно. Сингапур, в котором несколько десятилетий назад было 40% неграмотных, сейчас - самый крупный научный центр Юго-Восточной Азии, где 170 научных центров занимаются разработкой высоких технологий, где есть два первоклассных университета и два политехнических института.

36-летний Ли Куан Ю стал премьер-министром Сингапура, в то время "самоуправляемой" колонии Британской империи, в далеком уже 1959 году - через несколько месяцев после того, как к власти в другом конце Земли пришел Фидель Кастро, который моложе его на два года. Тогда чуть ли не весь мир с восторгом следил за "Пламенным команданте", обещавшим через несколько лет построить на Кубе земной рай, и никто не замечал скромного Ли, который просто говорил, что приложит все усилия, "чтобы Сингапур выжил". Сегодня подавляющее большинство кубинцев живут в бедности, получая по карточкам рис, масло, рубашки и носки, а Сингапур стал образцом для всех стран, стремящихся построить суперсовременную эффективную экономику.

В 1965 году Сингапур стал независимым государством. В 1990-м, после 31 года бессменного премьерства, Ли Куан Ю ушел в отставку с должности, но фактически до самой смерти правил своей страной, решая все самые важные стратегические вопросы. Специально для него была создана невиданная нигде в мире должность министра-ментора, или министра-наставника, от которой 88-летний Ли отказался только в 2011 году, заметив, впрочем, что "те, кто считает, что я целиком и полностью уйду на пенсию, должны провериться у психиатра. Я встану даже из могилы, если почувствую, что в Сингапуре что-то не так".

"Будучи премьер-министром, я читала и анализировала каждую речь Ли Куан Ю, - призналась незадолго до смерти британская "Железная леди" Маргарет Тэтчер. - Он умеет развеять пропагандистский туман и с уникальной ясностью высказать свои взгляды на основные проблемы современности и пути их решения. Он ни разу не ошибся".

Два "красных" диплома

На санскрите "сингх" - это "лев", а "пур" - "укрепленный город", примерно как
немецкий "бург". Так что "Сингапур" можно перевести как "Город Льва" или даже "Львов".

Остров у южного края полуострова Малакка, отделенный от материка проливом шириной один–три километра, словно специально создан, чтобы контролировать судоходство в Малаккском проливе всей Юго-Восточной Азии. В ХІІІ в. махараджа Шри Три Буан основал на этом острове Город Льва, который уже через несколько десятилетий стал одним из самых важных торговых центров всего региона. Именно поэтому в середине следующего века огромное войско яванского государства Маджапахит после длительной осады взяло Сингапур и полностью вырезало всех его жителей-конкурентов.

А в начале ХІХ в. "ответственный работник" британской Ост-Индской компании сэр Томас Стэмфорд Раффлз подыскивал наилучшее место для создания торговой фактории и базы британского флота на пути из Индии на Дальний Восток. Так что в 1819 году, с разрешения султана Джохора, в Сингапуре была основана британская торговая база. Как и шестьсот лет назад, в ХІХ в. благоприятное географическое расположение Сингапура очень быстро сделало его важнейшим центром транзитной торговли в регионе. В конце ХІХ в. Сингапур был центром британской колонии Стрейтс-Сетлмент и достаточно большим, как на то время, городом - в 1891 году его население составляло 182 тыс. жителей, более 60% из которых были этническими китайцами, преимущественно выходцами с юга Поднебесной. Остальные - переселенцы из Британской Индии, прежде всего тамилы с юга этой страны, малайцы из Малайзии и Индонезии, европейцы, а также разнообразные евразийские метисы.

Ли Куан Ю родился16 сентября 1923 года в Сингапуре в семье выходцев из китайской провинции Гуандун. В 1931 году пошел в английскую начальную школу, а через четыре года сдал экзамены в Институт Раффлза - лучшую в Сингапуре среднюю школу. В 1939 году окончил "институт" и первым из выпускников средних школ Британской Малайи сдал Большой Кембриджский экзамен, что позволило ему продолжать обучение в одном из двух самых престижных университетов Британии - Кембридже. Но учебу в Англии он смог начать только в 1945 году - после пяти лет оккупации Сингапура японцами. Окончил Кембриджский университет в 1950-м с "двойным отличием", то есть фактически получил два "красных" диплома - по праву и экономике. Затем был приглашен продолжать обучение в аспирантуре, чтобы через несколько лет стать профессором Кембриджа.

Но Ли решил вернуться домой, где в 1954 году основал правосоциалистическую
"националистическую и демократическую" Партию народного действия. На выборах в 1959-м, когда колония получила статус самоуправляемой и избирался первый парламент Сингапура, партия получила 43 из 51 депутатских мандата. С тех пор и по сей день, почти шесть десятилетий, политическая сила Ли Куан Ю бессменно находится у власти в своей стране.

Положение Сингапура сразу же после провозглашения независимости в августе 1965 года было не просто сложным и проблемным - его без преувеличения можно было назвать катастрофическим. Мини-страна, по площади меньше города Киева, не имела никаких природных ресурсов - даже песок для строительства и водопроводную воду приходилось завозить из-за рубежа. Практически не было и собственной промышленности, кроме основанного еще в конце ХІХ в. оловоплавильного завода. Остальная "индустрия" сводилась к первичной переработке, а чаще всего просто к сортировке и упаковке различных видов сырья, которое поступало из Малайзии и Индонезии, а затем реэкспортировалось в Европу и Америку. А эти страны-соседи были преисполнены решимости избавиться от Сингапура как от лишнего посредника. Крупнейший работодатель города - британская военно-морская база, дававшая работу 40 тысячам горожан, вот-вот должна была прекратить свое существование. Настроение Ли Куан Ю было тревожное, но он всячески пытался вселить в своих сограждан уверенность и оптимизм. В то же время премьер-министр прямо и недвусмысленно провозгласил: "Мир не обязан нас кормить!"

Прыжок в первый мир

Как Ли Куан Ю вышел из этой ситуации, очевидно, лучше всего расскажет он сам. Ведь именно этому посвящена его книга "Сингапурская история: 1965–2000. Из третьего мира - в первый", украинский перевод которой появился в 2011 году.

"Поскольку наши соседи собирались сократить свои экономические связи с Сингапуром, - вспоминал Ли, - мы должны были наладить связи с развитыми странами: Америкой, Европой, Японией - привлекать их производителей для создания предприятий в Сингапуре и дальнейшего экспорта продукции в развитые страны".

"Общепринятая мудрость - транснациональные корпорации являются эксплуататором дешевой земли, труда и сырья…ТНК контролировали технологию и вкусы потребителей в своих странах и формировали союзы с правительствами развивающихся стран, чтобы эксплуатировать народы и держать их в отсталости. Многие лидеры стран третьего мира верили в эти теории колониальной эксплуатации, но на меня они … не производили впечатления. Мы должны были решать насущные проблемы страны и не могли позволить себе быть опутанными какими-то теориями и догмами. Во всяком случае, каких-то природных ресурсов, которые ТНК могли бы эксплуатировать, в Сингапуре не было. Все, что у нас было, - трудолюбивые люди, хорошая базовая инфраструктура и правительство, решившее быть честным и компетентным (здесь и далее выделено мной. - О.П.). Нашей обязанностью было обеспечить два миллиона жителей Сингапура средствами к существованию, и если ТНК могли создать рабочие места для наших работников и научить их техническим, инженерным и управленческим навыкам, значит, нам надо было иметь дело с ТНК".

Но, как говорится, чтобы танцевать танго, нужны двое - мало было согласиться на широкое привлечение транснациональных корпораций из самых развитых стран мира в Сингапур, надо было, чтобы такое желание возникло у самих ТНК.

"Если бы я должен был описать одним словом, почему Сингапур достиг успеха, то этим словом было бы "доверие", - утверждает Ли Куан Ю. - В борьбе за выживание мы руководствовались принципом: Сингапур должен стать более организованным, более эффективным, более энергичным, чем другие страны региона. Если бы мы были просто настолько же хорошими, как наши соседи, у предпринимателей (иностранных. - О.П.) не было бы никаких оснований для того, чтобы налаживать свою работу в Сингапуре. Мы должны были создать для инвесторов возможность работать в Сингапуре успешно и прибыльно, несмотря на отсутствие внутреннего рынка и природных ресурсов".

Первым проектом Ли после его прихода к власти стал Джуронг - новый индустриальный район за городом, куда были подведены дороги, электроэнергия, вода и все необходимое, а участки, готовые к началу промышленного строительства, передавались потенциальным инвесторам за символические деньги. В 1961 году было создано Агентство экономического развития, которое впоследствии прославилось в мире как "сингапурское единое окно". Ли был убежден, что иностранный инвестор в Сингапуре должен иметь дело не с огромным количеством министерств, служб, отделов и департаментов, а с одним агентством, с одним чиновником этого агентства - куратором конкретного иностранного инвестора. Работа чиновника оплачивалась в зависимости от успехов иностранного предпринимателя в бизнесе. "Это агентство должно было решать все проблемы, возникающие у инвесторов - от земельных вопросов до обеспечения электроэнергией и водой, от охраны окружающей среды до безопасности труда". И оно таки их решало и решает до сих пор!

"Мы приветствовали каждого вкладчика капиталов, но если находили крупного инвестора с потенциалом для серьезного роста, просто из кожи вон лезли, чтобы помочь ему начать производство".

Все годы правления Ли Куан Ю в Сингапуре практически нет коррупции. С одной стороны, у чиновников очень высокая зарплата: сейчас премьер этой страны с зарплатой около 3 млн долл. США в год - самый высокооплачиваемый государственный служащий в мире. С другой - наказание за любые коррупционные действия неотвратимое и очень жестокое. С третьей - воровать просто стыдно. По крайней мере, когда единственный раз за все годы независимости на взяточничестве поймали чиновника высшего ранга - это был министр национального развития Де Цзинван, - после серьезного разговора с Ли Куан Ю виновник просто ушел домой и... отравился. Что это было: укоры совести, страх наказания? Украинцу трудно ответить на этот вопрос. Возможно потому, что мы в принципе не можем себе представить отечественного министра-коррупционера, который, будучи разоблаченным, добровольно ушел бы из жизни.

"Если бы Сингапур смог выйти на уровень принятых в странах первого мира стандартов общественной и личной безопасности, здравоохранения, образования, телекоммуникации, транспорта и обслуживания, то он бы стал базовым лагерем для предпринимателей и инженеров, менеджеров и других профессионалов, собиравшихся заняться бизнесом в нашем регионе". И Сингапур действительно вышел на все перечисленные стандарты, а со временем и превзошел их.

Правда, произошло это не сразу. Первые несколько лет Джуронг простоял пустым. В конце 60-х появились первые инвесторы из Гонконга и Тайваня, открывшие там текстильное производство и мощности для изготовления игрушек. В 1968 году в Сингапур пришли первые американские компании с высокими технологиями. Прорывным стал 1970-й, когда "Дженерал электрик" основала в Сингапуре за один год шесть крупных предприятий.

"Мы верили в наших молодых служащих, в их честность и интеллект, энергию, пусть даже при полном отсутствии делового опыта. Ежегодно мы отбирали и посылали лучших выпускников наших школ в лучшие университеты Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Германии, Франции, Италии, Японии, а со временем, когда у нас появились средства, - в США. Мы вырастили наших собственных предпринимателей, чтобы основать такие цветущие компании, как "Нептун Ориент Лайнз" (пароходство. - О.П.) и "Сингапур Эйрлайнз".

"Мы стремились вкладывать средства в отрасли возможных технологических прорывов, но диверсифицировали риски. Наша работа заключалась в постановке крупных экономических задач на длительный период времени. Мы регулярно рассматривали планы и корректировали их. Было основано огромное количество новых компаний под эгидой соответствующих министерств. Когда они стали успешными, мы приватизировали некоторые государственные монополии".

Сегодня Сингапур - это электроника и точное приборостроение, производство оптических инструментов и линз, самолетостроение и самые современные буровые платформы для нефте- и газодобычи, компьютерная техника и нефтехимия, металлургия и нанотехнологии.

Сингапурский порт (собственно, 5 портов, расположенных в черте города) -второй в мире по перевалке грузов после Шанхая.

"Мы воспользовались расширением мировой торговли, привлекли инвестиции и на протяжении жизни одной генерации жителей Сингапура перепрыгнули из третьего мира в первый", - подытоживает Ли Куан Ю.