UA / RU
Поддержать ZN.ua

Смех сквозь слезы Леся Мартовича

Писатель Лесь Мартович умел плакать смеясь.

Автор: Роман Якель

Более века назад он вошел в украинскую литературу тонким психоаналитиком, открывателем глубин души земляков-галичан, да и не только их.

Читая рассказы и повести Леся Мартовича, лишний раз убеждаешься: он вполне современен. Поскольку образы его произведений - люди, которые окружают нас. А атмосфера тогдашнего галичского села во многом напоминает нынешние общественные отношения.

Это был человек незаурядного таланта, творчество которого в свое время высоко оценил Иван Франко. "Мартович чрезвычайно внимательный наблюдатель жизни галичского люда, причем он одарен незаурядным юмористическим талантом, - писал Каменяр в журнале "Слов'янський огляд", а позже, в газете "Буковина" и "Літературно-науковому віснику". - Как никто другой, умеет он подметить в жизни нашего народа ту иронию фактов, которая заставляет человека все свое поведение увидеть в совсем другом свете, чем оно есть на самом деле. И к тому же его стиль весьма оригинальный, легкий и далекий от какого-либо шаблона".

Лесь Мартович

Уроки "битьем"

Родился Лесь Мартович 12 февраля 1871 г. в покутском селе Торговица, что на Прикарпатье, в семье сельского писаря, который, по словам Василия Стефаника, был "весьма умным и честным". Семен Мартович с Еленой Десяковской воспитывали пятерых детей - трех дочерей и двух сыновей. Имение семьи нельзя назвать большим - 15 моргов поля (почти 9 гектаров), сад, пасека. О детских годах Алексея, которого родители ласково называли Лесем, известно немного. Как рассказывает писатель Роман Горак в романе-эссе "Лесь Мартович", когда мальчику исполнилось семь лет, Семен Мартович отдал сына учиться в сельскую народную школу. А тамошний учитель Лев Козанкевич давал Лесю уроки битьем - и не только потому, что у него была сильная рука. "Били за то, что Лесь сам дрался - не давал перейти дорогу детям корчмаря, гонялся за детворой с панского двора, поскольку те очень гнутся перед паном, дразнил поповских служанок и слуг..." - так образно воссоздает детские годы будущего писателя Роман Горак. После двухлетнего обучения у кума Козанкевича Семен Мартович перевел сына в школу в соседнем селе Топоровцы. Способный мальчуган окончит там еще три класса и пойдет учиться дальше, поскольку образование тогда считалось спасением для селян. Жизненные пути повели мальчика в Коломыю, где была гимназия с польским языком обучения.

Бунтарский дух "вечного ученика"

Лесь Мартович еще в юные годы приобщился к подпольной, а потому и опасной работе, и многие годы плыл против общественного течения. Учась в Коломыйской гимназии, он с друзьями Василием Стефаником, Василием Равлюком, Львом Бачинским, Иваном Семанюком (литературный псевдоним Марко Черемшина) создал кружок, который называли тайной общиной. Деятельность таких ученических и студенческих общин тогда заключалась в основном в сборе произведений прогрессивных писателей и формировании библиотек. Коломыйские гимназисты восхищались писателями, чье творчество было актуальным, пронизанным общественной остротой, и ее не приветствовала тогдашняя власть Австро-Венгрии. Это были произведения Тараса Шевченко, Ивана Франко, Марка Вовчок, Григория Квитки-Основьяненко, труды Михаила Драгоманова. И, что важнее, парни ходили в народ, пробуждали национальное сознание крестьян Покутья, агитируя их за создание читален "Просвіти", кооперативов, отмечали шевченковские праздники... Бунтарский дух Леся стал бельмом в глазу австрийской школьной администрации, и его исключили из гимназии. Но ему очень помогло рекомендательное письмо, которое ему выдал директор Эммануил Вольф. Эта бумага была своеобразным свидетельством, без которого, согласно приказу тогдашней просвещенской администрации, не имели права принимать в другие гимназии.

Однако беспокойный характер, острая реакция на национальные притеснения и социальную несправедливость привели парня в новый тайный кружок - в Дрогобыче. Но Мартович едва ли не вылетел теперь уже из Дрогобычской гимназии. А не случилось это благодаря тому, что ее директор Александр Борковский хотя и не смог выбить из головы Леся и его единомышленников радикальных идей, все же убедил школьного инспектора Ивана Левицкого оставить парней в покое.

Будучи студентом Черновицкого университета, Лесь Мартович также не остался в стороне от нелегальной работы - стал участником тайного общества "Союз", поддерживавшего любовь ко всему украинскому, и даже заведовал его библиотекой. А помимо всех этих дел, принимал участие в работе Русско-украинской радикальной партии, помогал Михамлу Павлику редактировать ее газеты "Хлібороб" і "Громадський голос", на что враждебно реагировала тогдашняя австрийская власть в Галиции.

Лесь Мартович выбрал профессию юриста. И побил все временные рекорды получения специальности: был студентом юридического факультета Черновицкого университета, затем продолжил обучение в Вене, а последний экзамен на адвоката сдал аж спустя 17 лет с момента поступления в вуз - уже во Львовском университете.

Небогатое, зато неповторимое творчество

В Мартовиче, как молодое вино, всю взрослую жизнь бродил живой и принципиальный характер, дух коломыйского гимназиста, который, кроме песен, сказок, легенд, собранных во время летних каникул, побуждал записывать и непристойный фольклор. Тогда, в гимназические годы, ему очень повезло, поскольку учитель Теофил Грушкевич лишь приказал сжечь "сальную" тетрадь, но не выдал парня с его хулиганскими замашками. А позже тот же педагог вдохновил Леся Мартовича на творчество, посоветовав ему дописать все рассказы гимназического периода. И в черновицкой типографии Чопа юноша издал отдельной книжечкой рассказ "Не-читальник". Деньги на издание раздобыл его друг Василий Стефаник, стащив их у своего отца.

В образе "Рудаля-не-читальника" Лесь Мартович сатирически и вместе с тем с добродушным юмором воссоздал психологию типичного галичского крестьянина, который, зарывшись в своем уголке, злился на все, что его окружало. Для него враги - школа, кооперативы, пресса, а свое спасение дядя связывает с высшим начальством - членом правительства, цесарем. К теме сельской беспросветной среды существования Лесь Мартович будет возвращаться неоднократно. Но перспективный старт его творчеству дал именно этот рассказ.

Через 11 лет, в 1900-м, эту же книжечку Лесь Мартович представил в кружке молодых художников во Львове. Оригинальное сатирическо-юмористическое творчество еще незрелого автора поразило писателя и директора издательства "Українсько-руська видавнича спілка" Вячеслава Будзиновского, и он издал более объемный сборник - из десяти новелл, но под тем же названием "Не-читальник". А спустя три года то же издательство выпустило в свет второй сборник рассказов Леся Мартовича под названием "Хитрий Панько та інші оповідання". Третья книга - "Стрибожий дарунок" (1905), к сожалению, была у писателя последней, вышедшей при его жизни. Тем не менее художник Иван Труш в "Артистичному віснику" успел дать ей точную и высокую оценку: "Стрибожий дарунок" является удачной сатирой на людей, которые вне своих мелких дел не могут найти общий интерес".

Литературно-мемориальный музей Леся Мартовича в селе Торговица Городенковского района Ивано-Франковской области
Роман Якель, ZN.UA

Деградирующее село с неутраченными надеждами

Адвокатская деятельность Леся Мартовича не принесла ему состояния. У него не было приличных заработков, он перебивался работой помощника адвоката по разным городам, городкам и селам Галиции. Изредка выручали редакторская работа и репетиторство. Зато рассказы простых людей, приходивших в адвокатскую канцелярию, давали ему богатейший жизненный материал. Острая сатира писателя воплощалась в колоритные типы образов, присущих разным историческим эпохам.

Ну разве отошел в прошлое мнимый патриот Украины отец Кабанович, который ни на йоту не пытается помогать землякам (рассказ "Лумера")? Никуда не делся и присспособленец Иван Рыло из одноименного рассказа, который "перемінюється в усяку тварину", первым рвется получить материальные блага, голосует за деньги и т.п. С въедливым и безжалостным сарказмом, вкупе с аллегорической образностью, Мартович пишет о кровавых правительственных расправах над протестующими против нечестных выборов, а с другой стороны - бьет по покорным, молчаливым избирателям (рассказ "Винайдений рукопис про руський край"). А коллективный образ "хруней" (то есть избирателей, голосующих за деньги) заметен на протяжении всего творчества писателя. Не сомневаюсь: если бы писатель был жив, то от его пера порядочно перепало бы нынешним "хруням", продающим свой голос на любых выборах - местных, парламентских, президентских. Поскольку считают, что от их волеизъявления ничего не зависит, а дополнительная копейка в кармане не будет лишней.

Знаковым, как по мне, стал один из поздних рассказов Леся Мартовича - "Стрибожий дарунок". Соединяя сарказм с юмором, писатель передал всю бездну морального упадка галичского села. Ограниченные, озлобленные, а потому и завистливые люди желают всех бед своему соседу. Жители сельской глубинки утратили чувство времени, живут в своем ограниченном мире, вне общественных эпох и формаций. Они и пальцем не шевельнут, чтобы что-то изменить в своей жизни к лучшему, надеются на высшую Стрибожью силу и боятся даже попросить своего начальника в образе Стрибога, чтобы им не установили более высокие налоги.

Изменилась ли психология галичского крестьянина, пусть размышляют современники. Но небезосновательно писатель-новеллист Михаил Яцкив приравнял этот рассказ к силе пера Достоевского.

Более рельефно и широко Лесь Мартович изобразил типы сельской "элиты" и "дна" в повести "Забобон", напечатанной уже после его смерти, в 1917 г. Ленивый, слабохарактерный студент-юрист Славко Матчук, крестьянка Иваниха, которая учит дочку угождать пану, отец Трищин, который всех пугает мазохизмом, доморощенный патриот отец Радович и другие - это яркая галерея типов из галичской глубинки. Лесь Мартович выносит приговор системе, которую эти типы олицетворяют. Он обнадеживающе показывает, что спасение крестьян - в их сплоченности. В повести описано, как они организуют читальню, народный магазин, а на собрании села приходят к выводу, что время уже снять с себя рабское ярмо. Но вместе с тем селяне не могут выйти из темных глубин их психологии, формировавшейся веками, поэтому жестоко расправляются с более слабым человеком - калекой Гриньком, а в народном магазине открывают корчму.

Но как бы там ни было, а Лесь Мартович художественными средствами убеждает, что не все потеряно, что украинский народ имеет здоровую сердцевину. Ведь не перевелись смелые, не испорченные равнодушием и продажностью селяне, как, например, хитрый Панько из одноименного рассказа, или войт Петр Коваленко (рассказ "Війт"), которые идут на жертвы ради того, чтобы проголосовать за украинского кандидата в депутаты.

Малоизвестный Мартович

Драму Леся Мартовича "Політична справа" нашли среди бумаг на дворе его друга адвоката Ивана Кунцива в сентябре 1914 г. События произведения доказывают, что правда на стороне бедной женщины Татьяны, урожай которой украл ее сосед, богатый Семен. Кроме того, он ненавидит ее внука Ивана за то, что тот посещает читальню "Просвіти". А это, по убеждению автора, уже не кража, а "политическое дело". Татьяну поддержали грамотные односельчане-просвитяне, и даже суд признал ее правоту. Лесь Мартович в который раз подсказывает, что если члены общины будут действовать совместно, то получат положительный результат.

Незаконченную повесть "Село Підойми" нашел в архиве писателя и издал аж в 1943 г. сын Василия Стефаника Юрий Гаморак. Лесь Мартович по-своему толкует до боли знакомую тему - экономический и моральный упадок галичского села. Бедняк Иван прощает богатого хозяина Петра, который залепил ему пощечину на общественном собрании. А посредник Сруль, уладив конфликт между ними, получает за это деньги, да еще и уважение крестьян. Писатель приходит к выводу, что отсталое, несплоченное село, где царит ненависть, не способно на благородные поступки.

Оборванная струна таланта

…Лесь Мартович угасал в молодом еще возрасте - 44 лет - в заброшенной школе села Зубейки, что близ городка Рава-Русская на Львовщине. Шла Первая мировая война. Пленные солдаты царской армии, взявшие под опеку "доброго пана", который любил с ними говорить и шутить, не смогли помочь его болезни желудка, которая стремительно прогрессировала. К заболеванию добавилась боль от потери любимой девушки. 11 января 1916 г. сердце писателя остановилось. Среди личных вещей писателя нашли завещание - похоронить его в соседнем селе Монастырок, где у него было много знакомых, он верил, что его могила будет ухожена. Там его и похоронили.

Директор литературно-мемориального музея Леся Мартовича в селе Торговица Надежда Гайдич демонстрирует воссозданный рабочий кабинет писателя в селе Улыцько-Зарубане на Львовщине
Роман Якель, ZN.UA

В 1971 г., к столетию со дня рождения Леся Мартовича, в его родном селе Торговица местный колхоз построил дом, в котором обустроили литературно-мемориальный музей писателя. Общественный деятель и знаток творчества Леся Мартовича Василий Лычук, собравший немало материалов о жизни этой неординарной личности, стал первым директором музея. Ныне это культурное заведение насчитывает почти три тысячи экспонатов. Тем не менее, как это ни парадоксально, в годы независимости имя писателя позабыли, оно стало словно неактуальным. И только после 2010 г., как рассказывает директор музея Надежда Гайдич, чтобы предотвратить аварийную ситуацию, на средства областного бюджета музей обновили: перекрыли крышу и позже отремонтировали фасады. А ученые из Прикарпатского национального университета им. В.Стефаника Василий и Анна Марчуки издали двухтомное собрание сочинений писателя. Это была их дань таланту Леся Мартовича, чья острая и донимающая сатира в сочетании с иронией и добродушным юмором стали ценным достоянием украинской литературы.