UA / RU
Поддержать ZN.ua

Последняя вершина Владимира Костенко

Недавно в киевском издательстве "Феникс" при финансовой поддержке Киевской городской рады увидела свет документальная книга под названием "Анатолий Пашкевич", которую написал журналист-чернобылец Владимир Костенко. Она об известном украинском композиторе - создателе незабываемых песен "Степом, степом…", "Мамина вишня", "Тече Дніпро", "Хата моя, біла хата"…

Автор: Николай Хриенко

Недавно в киевском издательстве "Феникс" при финансовой поддержке Киевской городской рады увидела свет документальная книга под названием "Анатолий Пашкевич", которую написал журналист-чернобылец Владимир Костенко. Она об известном украинском композиторе - создателе незабываемых песен "Степом, степом…", "Мамина вишня", "Тече Дніпро", "Хата моя, біла хата"…

307 страниц интересного текста и 39 фотоснимков раскрывают перед читателем динамичную и драматическую историю жизни необычайно талантливого человека.

Журналиста Владимира Костенко и композитора Анатолия Пашкевича много лет связывала в Чернигове искренняя и верная дружба. Перед смертью Анатолий Максимович передал именно этому журналисту весь свой личный архив. После кончины Анатолия Максимовича Пашкевича Владимир Костенко, работая уже на Украинском радио, - а до того продолжительное время работал в пресс-агентстве Чернобыльской АЭС, - стал настойчиво трудиться над будущей документальной книгой под лаконичным названием "Анатолий Пашкевич". Но именно в тот период сложилась чрезвычайно драматическая ситуация: Владимир Костенко тяжело заболел (онкология) и 23 февраля 2013 г. умер. Перед смертью он завещал своей жене Анне Костенко и радиожурналистке Нелли Даниленко закончить его книгу об А.Пашкевиче и выпустить ее в свет.

И вот, наконец, это издание (весьма удачно дополненное документальными фотоснимками о творческой жизни народного артиста, художественного руководителя, композитора и дирижера знаменитых хоров в разные годы в Житомире, Черкассах, Киеве, Луцке и Чернигове) в руках читателей. Именно в Черкассах в ноябре 1966 г. впервые прозвучала известная теперь во всем мире песня "Степом, степом…" на слова Николая Негоды, которая стала величественным и вечным памятником всем украинским матерям, потерявшим на войне своих сыновей. Эту песню Черкасский народный хор под управлением Анатолия Пашкевича исполнял более 2 тыс. раз в разных странах мира. Артисты пели на украинском языке, но люди разных национальностей слушали этот шедевр стоя, пораженные его эмоциональной глубиной…

Прочитав книгу журналиста Владимира Костенко о знаменитом композиторе, вы узнаете, в частности, и о том, что Анатолий Пашкевич писал, кроме музыки, еще и стихи, новеллы и рассказы. (Они вышли в 1994 г. отдельной книгой "Мамина вишня" в киевском издательстве "Радуга".) Самым любимым поэтом этого композитора был Василий Симоненко. Именно на его слова создана песня под названием "Синові…". (Часть текста из стихотворения "Лебеді материнства"). Так случилось, что Анатолий Пашкевич умер 8 января 2005 г., именно в день рождения поэта Василия Симоненко, который, по словам жены композитора Татьяны Шашкевич, для ее мужа "был как родной брат". Они и похоронены рядом на одном кладбище в Черкассах…

Глубоко впечатываются в сознание и память со страниц книги слова А.Пашкевича о своей Родине: "Украина - это наши мамы, отцы. Украина - это наши могилы. Украина - это наша радость, беды, наша память. Украина - это весь большой мир!". Впечатываются и слова о себе: "Считаю себя земледельцем, который выращивает хлеб, хлеб духовный. Стараюсь, чтобы он был без ости".

Так сложилось, что несколько лет мы с Владимиром Костенко работали в пресс-агентстве Чернобыльской АЭС. 15 августа 1995 г. мы первыми среди журналистов поднялись на крышу "саркофага" и в чрезвычайно сложных условиях провели фотосъемку и сделали диктофонные записи на "белом пятне", где специалисты Чернобыльского строительно-монтажного предприятия проводили герметизацию кровли объекта "Укрытие". Рабочая смена в высоких радиационных полях продолжалась тогда от 5 до 20 мин. Это значительно меньше, чем выход космонавтов за пределы корабля в открытый Космос…

Позже, 19 мая 1998 г., мы с Владимиром Костенко в сопровождении разведчиков-дозиметристов тоже первыми и последними среди журналистов взобрались на верхушку вентиляционной трубы бывшего 4-го энергоблока Чернобыльской АЭС. (Высота от земли - 150 м). Именно тогда специалисты Киевского акционерного общества "Укрэнергомонтаж" в фантастически сложных условиях проводили уникальные работы для укрепления стойкости вентиляционной трубы над "саркофагом". Высота этой металлической трубы от крыши объекта "Укрытие" - 75 м, диаметр - 9 м, вес - 330 т. Наш рассказ обо всем увиденном и пережитом тогда на вершине атомного Эвереста облетела полмира…

На верхушку вентиляционной трубы над "саркофагом" мы с Владимиром Костенко поднялись товарищами, а спустились на Землю - друзьями.

На заснеженную вершину Килиманджаро (это самая высокая гора в далекой Африке) Владимир Костенко взошел 31 января 2010 г. в составе альпинистской группы, а на Говерлу - наивысшую гору Украины - осуществил одиночное восхождение в ноябре 2011 г. И сделал оттуда свой последний репортаж для Украинского радио…

Тогда Владимир уже чувствовал, что вершина Говерлы - его последняя, четвертая высота. Но журналист ошибся, потому что последней - пятой высотой - стала для него не Говерла, а книга "Анатолий Пашкевич", которой он отдал все свои последние силы.

В библиотеках Киева уже есть это уникальное издание.

P.S. 30 мая в Доме звукозаписи Украинского радио состоится презентация книги В.Костенко "Анатолий Пашкевич". В ней будут участвовать все артисты нынешних хоров, которыми в свое время руководил композитор Анатолий Пашкевич.