UA / RU
Поддержать ZN.ua

Первый патриарх украинской церкви

Это сложная, противоречивая, но, без сомнения, выдающаяся личность. Стараниями советской пропаганды, церковных историков и иностранных исследователей о нем создано несколько мифов.

Автор: Анатолий Чернов

Полтавская земля щедра на великих людей. Многими именами выдающихся политических, военных, культурных и церковных деятелей прославила она Украину. Жизнь некоторых из них отмечена особым духовным горением. Часто это были целые семьи. Из рода Петлюр, например, вышел не только глава Директории и главный атаман войск УНР Симон Петлюра. Тесными родственными узами связан с ним первоиерарх Украинской православной церкви в США, первый патриарх Киевский и всея Украины Мстислав, в миру Степан Скрыпник. Это сложная, противоречивая, но, без сомнения, выдающаяся личность. Стараниями советской пропаганды, церковных историков и иностранных исследователей о нем создано несколько мифов. Еще помнятся те времена, когда С.Скрыпника характеризовали как "петлюровско-польско-гестаповского приспешника" и "буржуазно-националистического предателя". Сегодня его называют "Божьим помазанником для Украины... духовным лидером нации", "одной из самых выдающихся личностей ХХ века, великим сыном Украины, который всю свою жизнь посвятил служению украинскому народу и его Церкви".

Степан Скрыпник родился 10 апреля 1898 г. в Полтаве, в глубоко религиозной семье потомков казацкого рода. Отец его, Иван Скрыпник, был из казаков Миргородского полка, мать Мариямна - из рода Петлюр (родная сестра Симона Петлюры). В формировании мировоззрения Степана большую роль сыграли православные традиции. Как вспоминал патриарх, в его семье было "семь дядей священников (по материнской линии)". Вместе с тетками Марианой и Феодосией Степан посещал церкви и монастыри Полтавщины.

Обучение начал в частной подготовительной прогимназии В.Шевелева, где приобретали знания дети сознательных украинцев. После того как власть закрыла школу за участие учеников в праздновании юбилея открытия памятника И.Котляревскому, Степан Скрыпник перешел в Полтавскую первую классическую мужскую гимназию и стал членом тайного "Кружка украинских среднешкольников в Полтаве", где под руководством П.Чижевского, П.Ризенко и Ф.Попадича проводилась патриотическая работа среди учащейся молодежи.

Окончить обучение Степану не удалось. Обстоятельства исключения его из гимназии до сих пор точно не известны. В своих воспоминаниях владыка Мстислав объясняет это призывным возрастом - 18 лет. Как бы то ни было, но учеба в Полтавской гимназии была важной вехой в жизни юноши, поскольку оказала большое влияние на формирование взглядов. Там его вооружили знаниями, вдохновили на патриотическую деятельность, развили чувство национального сознания. Все это стало главной предпосылкой его формирования как гражданина.

В детстве Степан, очевидно, не мечтал о духовном сане. Следуя традициям своего казацкого рода, избрал военную карьеру и после обучения в гимназии поступил в военную школу прапорщиков в Оренбурге. Революционные события 1917 г. и перипетии возрождения Украины захватили его в свой водоворот. Не остался в стороне от событий, связанных с революцией 1917 г. и возрождением Украины. Служил в Первом конном полку гайдамаков им. К.Гордиенко. Об этом известно из письма Ивана Скрыпника Симону Петлюре, в котором он сообщал, что Степан добровольно поступил в полк гайдамаков, и просил устроить сына в военное училище. 1917–1921 гг. С.Скрыпник провел преимущественно в действующих частях Украинской армии. В 1918-м участвовал в походе Запорожской дивизии в Крым, в июле 1918-го был арестован немцами, вместе с С.Петлюрой просидел в Лукьяновской тюрьме более четырех месяцев. После освобождения возвратился во фронтовые части, но ненадолго: в марте 1919 г. был ранен. После госпиталя хорунжего С.Скрыпника командировали в походную канцелярию главного атамана войск УНР, где в 1921 г. он завершил службу в Украинской армии.

После войны попал в лагерь интернированных в г. Калиш, вел там культурно-образовательную работу. Освободившись, остался в Луцке, поскольку хотел жить и работать среди своего народа. Но осенью 1922 г. польская полиция сначала арестовала, а затем выселила С.Скрыпника из Волыни. Так он оказался в Галичине, где работал в системе кооперации.

Майский переворот 1926 г. в Польше и приход к власти Ю.Пилсудского украинцы восприняли с воодушевлением. Они надеялись, что Пилсудский, в 1920 г. поддержавший Петлюру в войне с большевиками, сможет возродить прежнюю политику, более благоприятную для украинского населения Польши. С.Скрыпник вернулся на Волынь, вел активную культурно-массовую работу среди тамошних крестьян. В том же году поступил в Высшую школу политических наук в Варшаве и в 1930 г. успешно ее окончил. Перед этим, в 1929 г., завершил обучение на курсах в Свободном университете Варшавы и женился на галичанке Иванне Витковицкой. У них родилось трое детей - сын Ярослав, дочки Тамара и Марианна.

В 1930 г. С.Скрыпник был избран депутатом польского сейма от Волыни и Полесья (эта часть Украины до 1939 г. была под властью Польши). Он активно защищал социальные, национальные и образовательные права своих избирателей, горячо отстаивал интересы православного населения Волыни, которое польская власть пыталась насильно полонизировать, разрушая храмы и всячески ограничивая прихожан в правах.

Работа в польском парламенте не мешала Скрыпнику принимать активное участие в украинской общественной жизни. Он был членом президиума Общества им. митрополита Петра Могилы в Луцке, председателем общества "Украинская Школа" в Ривном, а также членом других украинских культурно-общественных организаций, способствовавших сохранению украинского образования и печати, стимулировавших украинское национальное возрождение на Волыни. Кроме того, на Волыни С.Скрыпник активно участвовал в церковных съездах духовенства и мирян, был организатором массовых манифестаций 10 сентября 1933 г. в Почаевской лавре, положивших конец московским влияниям в Православной церкви. Через несколько десятилетий, в 1991 г., в интервью журналу "Українське Православне Слово" владыка Мстислав вспоминал те дни: "Мы за Почаев боролись, поскольку он и в польские времена был под крылом московским. Националистические польские круги скорее поддерживали московские черносотенные организации. Я был в Ривном. Меня там прекрасно встречали. Там я прожил 16 лет, водил по две, по три тысячи, однажды шесть тысяч на прощу в Почаев. А сейчас меня в Почаев не пускают...".

За девять лет работы в польском сейме С.Скрыпник около 20 раз выступил с докладами по украинскому вопросу, развитию образования, церковным проблемам и т. д. Он стал зрелым, опытным политиком, что впоследствии помогло ему в борьбе за возрождение и развитие поместной Украинской церкви.

Через некоторое время после того, как советские войска заняли Львов, при невыясненных обстоятельствах погибла жена Скрыпника. Он решил больше не вступать в брак и сам заботился о детях.

В апреле 1942 г. был рукоположен в сан иерея, а несколько позже пострижен в монахи с именем Мстислав. 14 мая 1942 г. хиротонизирован в епископа Переяславского в Андреевской церкви в Киеве. Для организационного объединения под крылом УАПЦ всей украинской территории епископ Мстислав посетил важнейшие епархии - прежде всего на Переяславщине, затем в родной Полтаве, Кременчуге, Лубнах, Хороле, Харькове, других центрах Левобережья.

В октябре 1942 г. принял участие в нелегальном соборе епископов УАПЦ в Луцке (немецкая власть запретила его проведение). На этом соборе представители Автокефальной и Автономной церквей подписали "акт воссоединения" - документ, одним из авторов которого был владыка Мстислав. Это было важное достижение УАПЦ. Но объединение не понравилось немцам, начались репрессии. Больше всех пострадал епископ Мстислав, которого считали инициатором воссоединения церквей. 12 октября
1942 г. он был арестован, находился под стражей в Чернигове, Прилуках и Киеве. Позже в одном из интервью на вопрос "Что было самым страшным в вашей жизни?" владыка ответил: "Был момент, когда я в 1943 г. сидел в камере смертников в Киеве. В коридоре встретил председателя Всеукраинского кооперативного союза. Меня вели в одном направлении, его - в другом, и он мне сказал: "Меня ведут на расстрел". А когда я вошел в камеру, мне сказали, что сегодня тот день, когда выводят на расстрел. А больше таких моментов страха не было. Я верил в то, что все приходит от Бога".

Благодаря ходатайству духовенства в апреле 1943 г. епископ Мстислав был освобожден из тюрьмы киевского гестапо с условием, что он не будет править службу Божью и не будет проповедовать. С наступлением советских войск он выехал в Галичину, потом - в Польшу, где пробыл до весны 1944 г. В Польше по поручению митрополита Поликарпа организовал эвакуацию украинского духовенства с семьями в Западную Европу. Речь идет о почти 700 беженцах, среди которых было 10 православных епископов, 150 священников, из них 30 - греко-католических. Вместе с ними в
1944 г. эмигрировал на Запад и Мстислав. Его архипастырская деятельность в 1944–
1950 гг. связана с организацией церковной жизни православных украинцев диаспоры в Германии, Франции и Канаде. В 1950 г. переехал из Канады в США и возглавил УПЦ - сначала как архиепископ при митрополите Иване Теодоровиче, а после упокоения последнего в 1971 г. - как митрополит УПЦ в США, с присоединенными к ней епархиями в других странах украинской диаспоры.

Самым главным достижением Мстислава в те времена считается строительство "Украинского Иерусалима", или "Украинского пантеона", в Баунд-Бруке близ Нью-Йорка. С тех пор именно здесь сосредоточена вся жизнь Украинской православной церкви США. Сюда перенесена консистория и другие духовные учреждения. В 1950-х гг. в Баунд-Бруке возведен величественный храм, при нем открыто православное кладбище, где нашли вечный покой выдающиеся украинские деятели, в том числе из Полтавщины: А.Левицкий, Н.Городовенко, М.Степаненко, С.Лазуренко. В комплекс вошли также музей, библиотека, архив, издательство с типографией, украинская православная семинария.

С возрождением украинской государственности митрополит Мстислав приложил максимум усилий для восстановления УАПЦ в Украине. В 1990 г. на Поместном Соборе УПЦ в Киеве 92-летний митрополит Мстислав был избран первым патриархом Киевским и всея Украины. Судьба избрала именно этого, слабого физически, но сильного духом человека возглавить первое в истории Украины патриаршее управление Православной церковью. Удивительной была энергия, с которой патриарх Мстислав на десятом десятке своей жизни принялся за дело возрождения Украинской православной церкви в нашем государстве. Только тот факт, что за три года своего патриаршества он восемь раз посетил Украину и подолгу здесь работал, говорит сам за себя.

Патриарх дважды побывал в родном городе. После десятилетий разлуки Полтава встречала своего верного сына в мае 1991 г. и в декабре 1992-го. В первый приезд владыка посетил родной дом, места, где были когда-то Всесвятская церковь, в которой его крестили, и разрушенное кладбище, где покоятся его родители. Из всех ценностей его жизни Полтава чудом сохранила только родительский дом. В нем, полуразрушенном и аварийном, которому уже более двух веков,
24 декабря 1994 г. был открыт мемориальный музей патриарха УАПЦ Мстислава Скрыпника. С тех пор "Сестринство Святой княгини Ольги" своими силами частично отстроило мемориальную усадьбу. Но и сегодня дом нуждается в срочном ремонте. 29 июля 1994 г. была открыта мемориальная доска, в 2008-м музей преобразован в исторический культурно-духовный центр на основе мемориального дома. Власть обещает разработать проект и, как только предоставится возможность (поступит государственное финансирование), отстроить музей заново из современных строительных материалов. А пока родительский домик Мстислава стоит на улице Карла Либкнехта, 7, и ждет
своей участи...

Умер святейший патриарх 11 июня 1993 г. на 96-м году жизни. Несокрушимый духом верный сын нашего народа должен занять по праву занял надлежащее место в плеяде выдающихся украинцев.