С фронтвумен ONUKA Натой Жижченко и ее мужем - саундпродюсером проекта, лидером компании The Maneken и совладельцем рекординговой компании Vidlik Records Евгением Филатовым было по-другому. Сначала было две недели отдыха в солнечной Валенсии, потом - куча неотложных дел, в частности новый мини-альбом The Maneken, который виртуально записывается с музыкантами четырех стран, а на носу - первое турне ONUKA по Китайской Народной Республике, США и Канаде. Так что было время только распаковывать и паковать чемоданы.
С кем-то одним из яркой четы пообщаться было бы легче, но собрать их вместе оказалось проверкой на терпеливость. И вот, наконец, мы сидим за столиком напротив друг друга: у Наты на руках домашний любимец песик Пиф, у Жени на коленях еще один домашний любимец - лэптоп Apple.
- Женя, в детстве вы мечтали стать автогонщиком и встретиться с Майклом Джексоном. Жалеете, что не повезло?
Евгений. - Насчет второго - однозначно да: очень хотелось бы попасть на концерт короля поп-музыки. А первое - это какая-то очень ранняя детская мечта.
Ната. - Автогонщиком мечтала и стала я.
Е. - Что было, так это мое увлечение футболом. Я даже подумывал посвятить себя этому виду спорта. Но в десять лет отважиться было слишком поздно.
- А у вас, Ната, как было?
Н. - В детстве я мечтала стать дирижером хора.
- Хормейстером?!
Н. - Хормейстером… А с пятнадцати лет думала сосредоточиться на ядерной физике.
- У вас были склонности к точным наукам?
Н. - Вообще-то меня считали зубрилкой, потому что я получала только "двенадцатки", а потом закончила школу с золотой медалью. Сама физика меня не грела, а вот все связанное с Чернобылем интересовало чрезвычайно. Повзрослев, я поняла, что не обязательно заниматься исключительно современной наукой, ведь через искусство также можно решать насущные экологические проблемы.
- Довольно глубокая мысль.
Н. - Надеюсь.
Е. - Так вот. Мысли о футбольной карьере меня посещали, но я совершенно не жалею, что выбрал в жизни другой путь. И в сфере музыки все как раз начало стремительно развиваться. Но на концерте Майкла Джексона все же хотелось бы побывать...
Н. -Я, например, не верю, что Джексон умер.
- Ната, сознаюсь: я и в смерть Элвиса не верю: его 156 раз уже видели в разных странах. Правда, у него было множество двойников. Но не с ними сегодня мое интервью.
Е. - Похоже на то.
- Женя, как вы оказались в Киеве в 2002 году? Что вас привело из Донецка в украинскую столицу?
Е. - Я приехал на батл, на украинский конкурс ди-джеев. Очень хотелось выступить в легендарном киевском клубе Ultra. Помню, тогда Валик, ди-джей из компании "Бумбокс" (Валентин Матиюк. - О.Р.), вышел и всех порвал: скетч, хип-хоп, джангл, драм-энд-бэйс. И заслуженно взял первое место. На следующий день один хороший приятель организовал мне встречу. Он сказал: "Жека, ты должен показать свою музыку, я договорился. Вот номер, звони по телефону".
- И это был Евгений Ступка, который организовал в 1998 году в Киеве знаменитую студию "Столица Zvukozapys", где записывались Земфира и "Ночные снайперы"…
Е. - Да, это был известный Евгений Ступка. На следующий день я пришел, показал музыку, Женя был приятно удивлен и стал моим первым проводником…
- …и работодателем?
Е. - И работодателем, который сказал, чтобы я собирал вещи и переезжал из Донецка в Киев. Это была первая по-настоящему судьбоносная история в моей жизни. Так в 19 лет я начал жить самостоятельно.
- С 15 лет Евгений Ступка проходил в Доме звукозаписи Украинского радио практическую школу, потом понял, что не хватает знаний, и подался учиться в Бостон, Массачусетс - в Музыкальный колледж Беркли. Теперь он живет в Лос-Анджелесе, и уже у него свой менеджер - Chris Ellington Long, который раньше занимался американской гранж-группой Stone Temple Pilots.
Е. - Пользуясь этим интервью, передаю ему привет… Надеюсь, это не конец истории, и в нашей жизни мы еще пересечемся. И, Евгений, большая тебе благодарность за тот первый в моей жизни опыт.
- Ната, а вы помните, как в 2007-м появился сначала ди-джей Мажор, а потом его nufunk-группа The Maneken?
Н. - Помню, конечно… Был год, наверное, 2005-й, менеджментом нашей компании Tomato Jaws занимался Виталий "Бард" Бардецкий.
- Довольно известный в Киеве персонаж клубного движения…
Н. - Бард объявил, что в Киеве появился талантливый мальчик из Донецка… А меня еще подзуживал юношеский максимализм, и подумалось: какой там талант может приехать из Донецка? Но менеджер поставил один трек, второй, третий… И мы все удивились. Таким было заочное знакомство, позже мы стали встречаться на каких-то концертах, пересекаться на разных тусовках. Как артисты мы были неплохо знакомы, но начали дружить только в 2008-м.
- Женя, ваша группа The Maneken в середине нулевых развивалась довольно бурно. Вы подписали контракт с французским лейблом Somekind Records, а потом вообще стали единственной украинской командой, чей альбом First Look официально продавался в Японии; дистрибуция Virgin Records. Чего вам тогда не хватало?
Е. - Тогда мне хватало всего… Но если бросить взгляд в прошлое и проанализировать…
- Ну вам же хотелось стать Майклом Джексоном.
Е. - Чего-чего, а таких амбиций у меня не было - полететь в стратосферу. Я всегда малым довольствовался. На тот момент была такая профильная социальная сеть для музыкантов, называлась My Space. В ней налаживали международные связи, заводили личные контакты. Когда мне предложили выпустить альбом The Maneken во Франции, для меня это была огромная творческая победа.
- Почему?
Е. - Потому что я фанат французской электронной сцены. И до сих пор им являюсь.
- Так называемый стиль French Touch? И Daft Punk, Phoenix, C2C Tetra, Aufgan, певица Zaz?
Е. - Да. Вместе с тем я осознавал, что сотрудничество будет с небольшим лейблом - Somekind Records, которая под "зонтиком" мейджорлейбла Virgin.
- То есть звучит круче, чем это есть на самом деле?
Е. - Точно. Я серьезно не верил, что музыку, которую мы играли, может воспринять украинский слушатель.
- Большинство романов Джером Дэвид Сэлинджер написал в стол…
Е. - И такое есть.
- Ната, а вы помните тот легендарный концерт, который состоялся 15 июня 2011 года, когда киевский квартет The Maneken играл в Киевском дворце спорта 30-минутный сет перед британскими Jamiroquai?
Е. - Не-е-ет, это я открывал!
- Извините, а разве в тот день Ната не выступала?
Н.- (изумленно) Выступала… А вы откуда знаете?
Е. - Правильно, мы вместе выступали.
- До сих пор музыкальные обозреватели не обращали внимания на этот факт. Но специальным гостем на сете The Maneken в Киевском дворце спорта как вокалистка вашу группу тогда поддержала Ната. Это было впервые?
Н. - Нет, не впервые. Мы и раньше выступали в рамках Жениных сольных концертов в клубах, на разных фестивалях, в солянках. А вот на огромной площадке это действительно был мой первый фичеринг (специальный гость концерта. - О.Р.).
- Какие впечатления остались от этого выступления?
Н. - Особых не запомнила. Jamiroquai - не мой кумир. Нет, как артистичную самобытную личность я его уважаю, но он Женин кумир.
Е. - Да, для меня это был ярчайший момент. Джей Кей был вторым после Майкла Джексона музыкантом, на чей концерт я мечтал попасть.
- На Островах это ведь Jamiroquai начали играть музыку в стиле nufunk?
Е. - Меня они всегда цепляли. Особенно льстил тот факт, что музыку The Maneken и слушатели, и журналисты начали позиционировать под хештегом "украинский Jamiroquai".
- Перенесемся в 2013 год. Вы не против? Американская певица Лана Дель Рей лично выбрала The Maneken как группу для разогрева ее киевского концерта. Почему? Она вам говорила?
Е. - Ой, не знаю: это надо ее спросить…
- Там было пафосно. На концерт пришли Светлана Лобода, Кузьма Скрябин, Джамала и даже член комитета по вопросам европейской интеграции ВР Петр Порошенко.
Е. - Мне это не запомнилось, а то, что в своем Twitter Лана Дель Рей выложила фото и сообщила подписчикам: "Сегодня играем концерт в Украине. Вот слушаю киевскую группу The Maneken, которая играет у нас на разогреве", - да.
- Отличный PR!
Е. - В моей карьере были три незабываемых эпизода, когда мы открывали концерты Jamiroquai, Ланы Дель Рей и английской группы Everything Everything.
- Не знаю такой.
Е. - Они мало известны, инди-команда из Манчестера, но играют очень самобытную музыку, математический рок, как я это называю.
Н. - Послушайте. Это интересно.
Е. - И в последнем случае вообще было самое крутое. После выступления на разогреве в клубе Sentrum я, пардон, вышел в туалет, возвращаюсь за кулисы, а со всех сторон: "Чувак, ты такое пропустил! Они со сцены тебе песню посвятили…". Вот какие моменты радостной гордости случаются. Хотелось бы, чтобы подобных знаковых вещей было больше в жизни каждого украинского музыканта.
- В декабре 2013 года Евгений Филатов и Ната Жижченко начали проект ONUKA. Что произошло за эти полгода - с первого концерта компании The Maneken в Национальном дворце "Украина"?
Е. - Мы потратили совершенно все деньги, несколько сотен долларов: и мои, и Натины - на съемки демо-видео Look. Со временем оно стало пафосно называться "первым музыкальным клипом" группы ONUKA.
Н. - На Новый год денег на подарки у нас не осталось, и мы сидели дома на улице Волошской на Подоле, где снимали квартиру, а вместо щедрого праздничного стола я сварила "мивину".
Е. - Самоотдача и вера в свой потенциал были нереальными.
- Женя, вы следите за статистикой продаж - сетевых и цифровых - ваших альбомов? О чем свидетельствуют показатели?
Є. - Это отслеживает лейб-менеджер нашей с Наточкой рекординговой компании Vidlik Records.
Н. - …который регулярно нам докладывает.
- О чем говорят данные?
Н. - Vidlik Records - топовый лейбл.
Е. - … а проект ONUKA приносит самые высокие дивиденды, по меньшей мере The Maneken и еще по меньшей - все другие творческие единицы нашей рекординговой компании.
- Это естественно: ONUKA - титульный артист, в которого все вложено.
Е. - Не буду спорить.
- Говорят, что основную кассу в звукозаписи делают меломаны, которые живут за пределами Украины. Именно этот слушатель законопослушный и сызмала приучен покупать лицензионные альбомы.
Е. - Действительно, статистика именно такая - в Украине буйно цветет и аудио-, и видеопиратство. С этим явлением мировые мейджорлейблы борются, но этих усилий явно недостаточно.
- В позапрошлом году вы ярко выступили в гранд-финале "Евровидение-2017", а зимой в этом году ONUKA осуществила европейское турне. Это прецедент, когда национальные артисты привлекают такое внимание.
Н. - Наш тур охватил такие страны как Польша, Чехия, Венгрия, Австрия, Германия, Нидерланды, Швеция.
- Я разговаривал с младшей дочерью, она говорила, что весь Берлин оклеили вашими афишами.
Н. - Не знала… Но в берлинском клубе "Фестзал Кройцберґ" мы действительно играли нереальный концерт! И в Гамбурге было шикарное шоу, и в Стокгольме. Во время этого тура каких-то проходных концертов не помню.
- Кстати, с португальским певцом Салвадором Собралом вы случайно на гранд-финале в Лиссабоне не пересекались?
Е. - Нет.
- Если говорить о весеннем европейском турне, какую наивысшую оценку и из чьих уст услышала ONUKA?
Н. - В этом году я познакомилась с саунд-продюсером норвежского трио "аНа" и пригласила на наш концерт. После выступления была небольшая фотосессия, и тут организаторы дают мне телефон. Это, посмотрев наше выступление, нам позвонил по телефону саунд-продюсер "аНа", и мы почти полчаса разговаривали о нашем выступлении.
Е. - А мне запомнилась встреча с Дарреном Аронофски.
- Она также была во время недавнего европейского турне?
Е. - Нет.
Н. - Несколько лет назад (в
2015-м. - О.Р.) мы выступали на открытии Одесского международного кинофестиваля, где организаторы наш сет раскидали: начало, середина и финал. После выступления отдыхаем мы в гримерке, вдруг вбегает организатор: "Вас хочет видеть Даррен Аронофски. Можно ему прийти?".
- Женя, вы не спросили дерзко: "А это кто"?
(Смеемся.)
Е. - Нет, я примерно так ответил: да чего там, пусть заходит…
Н. - А там у нас гримерка реально…
- Убитая?
Н. - Нет, апокалиптическая, будто все происходит в Припяти, в Зоне.
Е. - И представляете, в это чрево Одессы заходит режиссер киношедевров "Реквием по мечте", "Черный лебедь" Даррен Аронофски!
Н. - Мы познакомились, Даррен оказался довольно милым и живым собеседником.
- Осматривая интерьер, он случайно не воскликнул: "Наконец! Наконец я нашел локацию, где буду снимать сиквел "Фонтан 2"?
Н. - Нет, он поблагодарил за шоу и…
Е. - …оставил визитку, дескать, будете в Нью-Йорке - звоните, я хотел бы с подружкой прийти на ваш концерт.
- Что за подружка?
Е. - Говорит, Бьорк. Надеюсь, в этом году у нас все получится.
- Вон как!
Е. - На осень есть четыре концерта в Северной Америке: 11 октября - Нью-Йорк (зал Melrose Ballroom), 12 октября - Филадельфия (Klein Branch),
18 октября - Чикаго (Concord Music Hall) и 19 октября - Торонто (The Phoenix Concert Theatre).
- В нашем медийном деле неприятности часто случаются. Какой вопрос вам, Ната, и вам, Женя, я не задал, а вы бы очень хотели на него ответить?
Е. - Я по своей природе - оптимист, и всегда думаю: что дальше?
- Так что дальше, после тура по Северной Америке?
Е. - Кроме музыки, есть еще один вид искусства, который меня интересует, - кинематограф. Хотелось бы овладеть операторским мастерством, а также изучить драматургию, режиссуру, монтаж - все кинопроизводство.
- Со специализацией еще не определились?
Е. - Нравится все. Пока что на уровне хобби стараюсь изучать все кинопрофессии. Чувствую, что с digital-технологиями и имеющимся инструментарием аудио и видео уже надо объединять в единое цело, чтобы иметь наиболее точные и убедительные результаты.
- Советовать не имею права, но как предложение появилось идея: когда будете в североамериканском турне, сделайте роуд-муви, как вы его сами видите. Получится классно!
Н. - Конечно!
Е. - Да!
- С вашей системностью на самом деле этим несложно будет овладеть.
Н. - Относительно важного вопроса отвечу так. Каждый день я спрашиваю себя: "Что ты сделала для достижения своей мечты?". Своим примером я хотела бы настраивать слушателей верить, что у нас есть будущее, есть перспектива. А пока вместо разочарованных в своих мечтах в них и в себя верю я.
- И напоследок: как две такие креативные личности сшивают одной нитью идеи двух таких индивидуальных единиц, чтобы вышел общий творческий замысел?
Е. - У нас с Натой - крепкий союз настоящих противоположностей. Наточка - белая, я - черный. Она - интроверт, я - екстраверт.
Н. - Женя - человек-хаос, я - человек-блокнот.
Е. - Это как батарейка Duracell, где есть и минус, и плюс.
- О, так оказывается ONUKA - это творческий аккумулятор! Патентовать изобретение будете?
Е. -Точно.
Н. -Справедливое сравнение: мы действительно друг друга питаем.