UA / RU
Поддержать ZN.ua

Навсегда первый

Благодаря Терзыулу флаг Украины был водружен на всех самых высоких пиках Короны Земли.

Автор: Иван Довганич

К 65-летию легендарного украинского альпиниста Владислава Терзыула, первого на постсоветском пространстве альпиниста, покорившего все 14 "восьмитысячников" планеты

Благодаря Терзыулу флаг Украины был водружен на всех самых высоких пиках Короны Земли. Погиб в мае 2004 г. во время спуска со своего последнего "восьмитысячника" - Макалу (8485 м).

Украинская гималайская экспедиция 2001 г. на Манаслу (8163 м), по правде говоря, шансов на успех не имела. И дело была не в альпинистах - национальная команда состояла из элиты самых сильных и опытных высотников. Не было особых проблем даже с материальным обеспечением: глава Федерации альпинизма и скалолазания Украины Валентин Симоненко сумел должным образом экипировать экспедицию, обеспечить ее всем необходимым и до конца занимался малейшими ее потребностями. В том числе обеспечивал дипломатические контакты с королевским домом Непала. Но альпинистам мешал фактор, решить который невозможно, даже договорившись с монархами, ибо даже им погода неподвластна. А она на Горе на время прибытия украинской команды стояла ужасная. Вершину Манаслу со всех сторон окутали тяжелые тучи - бушевали снежные ураганы при нулевой видимости. Усложняли также задачу опасная снежно-ледовая обстановка на склонах и высокая вероятность схождения мощных лавин. О покорении "восьмитысячника" в таких условиях не могло быть и речи - это стало понятно сразу, едва альпинисты прилетели в Непал и прибыли на выбранное для базового лагеря место.

Владислав Терзыул, Валентин Симоненко (председатель Федерации альпинизма и скалолазания Украины) и альпинист-тренер Владимир Могила (погиб на Эльбрусе 1 июня 2016)

Высотный альпинизм - спорт не юношеский. В альпинизме настоящие опыт, мастерство, результаты, а с ними и право войти в национальную сборную приобретаются десятилетиями. И успех приходит к альпинисту чаще всего в возрасте, когда атлеты в других видах спорта давно уже завершили свою карьеру. И вот эти зрелые, сильные люди, которые, готовясь к Манаслу, месяцами не видели своих семей, потому что находились на сборах и в акклиматизационных походах, оказались под Горой перед реальным шансом вернуться в Украину ни с чем. Гора их к себе явно не пускала. Досадно? Более чем.

Досадно, особенно если вспомнить, что у украинских альпинистов к Манаслу давно уже были свои вопросы. Потому что именно на этот "восьмитысячник" нацеливалась и первая украинская гималайская экспедиция еще в 1991 г. Тогда она тоже попала в сложные погодные условия и главной цели не достигла. Хотя отечественные альпинисты и сумели осуществить виртуозный проход траверза массива Манаслу, поражавшего воображение профессионалов. Это в некоторой степени компенсировало неудачу, но Гора оставалась непокоренной. И это для национальной команды было дополнительным стимулом взять непокорный пик спустя десять лет.

Именно поэтому экспедицию 2001 г. готовили очень тщательно. Федерация включила к сборную лучших из лучших, а главным тренером команды назначила знаменитого Мстислава Горбенко. Опытного одесского альпиниста и выдающегося организатора альпинистского движения альпинисты между собой до сих пор называют "маршалом Жуковым гималайских экспедиций". Под его руководством план покорения Манаслу разрабатывался заранее, еще в Украине, и, без преувеличения, как масштабная военная операция.

Владислав Терзыул и главный тренер Мстислав Горбенко. Манаслу, 2001 год.

От каких-либо элементов авантюрности решили отказаться, и штаб одобрил самую осторожную и надежную в условиях Гималаев "обложную тактику": альпинисты не идут сразу на штурм вершины, а словно берут Гору в осаду, постепенно продвигаясь выше и выше, оборудуя по пути систему промежуточных лагерей и провешивая маршрут, особенно в опасных местах, "перилами". И уже из самого высокого штурмового лагеря, устроенного по возможности ближе к пику, высотники в благоприятный момент должны были идти на решающий штурм вершины.

Вдоволь насмотревшись на окутанную тучами Манаслу, альпинисты обустроили базовый лагерь и начали работать согласно разработанному тактическому плану. Об этой странице в истории украинского альпинизма написаны книги, о ней рассказывается в десятках статей и интервью непосредственных участников экспедиции. И все они как один отмечают беспрецедентные даже для них погодные условия, в которых пришлось работать украинским альпинистам. Гора требовала крайнего напряжения физических и моральных сил, но к себе пускала очень неохотно. И тем более не обещала покориться.

Впрочем, настойчивость берет свое, и на склонах Манаслу по очереди появилось шесть промежуточных лагерей, в которые высотники занесли на себе запасы провианта и горючего. В конце концов, после продолжительного обсуждения разных маршрутов и вариантов выхода на пик, главный тренер дал добро группе, в которую входили В.Терзыул, В Леонтьев, С.Ковалев и С.Пугачев. Хотя, как сознавался позднее Мстислав Мстиславович, погодная обстановка на Горе была такая, что формально он имел все основания вернуть альпинистов вниз. Но чувствовал, что лидер группы - Владислав Терзыул - решительно настроен на штурм, предлагает разумный вариант обхода наиболее опасных мест, и группа ему верит. В такой момент важно было дать ребятам моральный толчок и поддержать их веру в успех.

Итак, штурмовая группа доложила о выходе на маршрут, и радиосвязь с альпинистами надолго исчезла. Ситуация была штатная. В базовом лагере знали, что высотники будут проходить мертвую зону, где не будет радиосвязи. Однако молчание в эфире в такие драматические моменты жуткое. Лишь на следующий день в радиоприемнике экспедиции, наконец, послышался слабый сигнал, и едва слышный голос Вадима Леонтьева сквозь радиопомехи сообщил: "Группа находится в палатке на высоте более 7500 метров, идет снег, видимости нет, что делать - не знаем..." - "Стоять на месте!" - успел скомандовать Горбенко, и связь снова прервалась.

И снова потянулись часы тревожного ожидания, пока радиоприемник не ожил голосом Терзыула: "Погода хорошая, идем на штурм, а вы идите в монастырь и держите погоду". - "Какой монастырь? Не тронулся ли он, случайно, умом?" - подумал даже Горбенко, и тут же вспомнил, как накануне сам общался с представителями Верховного ламы Непала, который как раз был с визитом в одном из высокогорных монастырей. Монахам срочно понадобилось сделать звонок в Катманду по спутниковому телефону. Погруженный в тяжкие раздумья Горбенко позволил им воспользоваться экспедиционным телефоном, а когда они спросили, сколько должны за пять минут разговора, лишь отмахнулся: "Да какие деньги! Лучше передайте Верховному ламе нашу просьбу - пусть в монастыре помолятся за наших ребят на вершине".

И, наконец, долгожданный миг, о котором и сам главный тренер, и все, кто находился тогда в базовом лагере украинской экспедиции, не могут вспоминать без волнения. Приемник ожил, и сквозь радиопомехи прозвучал осипший, усталый, но счастливый голос Владислава Терзыула: "Посвящаем свое восхождение 10-летию независимости Украины!"

Это был момент настоящего счастья, когда суровые и мужественные люди радуются, как дети, и не прячут мокрых глаз, - победа! Альпинистская экспедиция считается успешной, если хотя бы одному из членов команды удалось дойти до вершины. А тут аж трое - Сергей Ковалев, Вадим Леонтьев и их непререкаемый лидер, человек-энергия Владислав Терзыул.

По воспоминаниям коллег и друзей Терзыула, такая победа стала возможной благодаря его уникальной даже в среде альпинистов силе воли и целеустремленности. По физическим данным, все члены сборной по альпинизму примерно одинаковы - сильные и выносливые, способные работать в экстремальных условиях высокогорья. Однако у каждого есть свой предел, и рано или поздно человек чувствует, что дальше идти ему не по силам. Терзыул же был способен идти к цели даже тогда, когда остальные теряли надежду.

"Я всегда Славе это говорил, и не стыдился этого: "Равного Славе нет". Он был альпинист-высотник от Бога. У него все было для этого. Мог делать то, чего не могли другие: умирать, но идти. Это основное", - вспоминает о Терзыуле его коллега по многих экспедициям, в частности и на Манаслу в 2001 г., Игорь Чаплинский.

Владислав Терзыул после спуска с Эвереста, 1999 год.

Экспедиция на Манаслу - лишь один из эпизодов богатой приключениями и спортивными подвигами жизни Владислава Терзыула. Который, впрочем, пришел в альпинизм довольно поздно и далеко не сразу стал признанным лидером украинских высотников. Но целеустремленность, готовность работать и выполнять черновую работу, веселый, общительный характер быстро завоевали Терзыулу симпатии коллег. А со спортивными достижениями пришли признание и авторитет.

Владислав Терзыул родился 18 июня 1953 г. в Приморском крае и был, по его собственным словам, "сибиряком с украинскими корнями". В 1980 г. переехал с семьей в город Южное Одесской области. По специальности инженер водного транспорта, работал диспетчером в местном порту. А вместе с тем болел горами. Занимался в альпклубе, с которым ездил на Кавказ, и вскоре стал инструктором по горным лыжам. Развал СССР, а с ним и всей системы альпинистской подготовки, должны были, по идее, поставить крест на мечтах Терзыула о больших горах. Но вышло наоборот, ибо любое препятствие на пути к цели Владислав Александрович воспринимал как вызов и брался его преодолевать с утроенной энергией. Однако делал это, не следуя слепо своим желаниям: на первом месте у Терзыула, как у каждого настоящего мужчины, была семья. С которой ему невероятно повезло, потому что и жена, и дочери с пониманием относились к увлечению отца. "Я люблю своих девушек, - говорил Терзыул, - а они платят мне взаимностью".

Талантливый человек талантлив во всем. Владислав Терзыул сумел построить собственный бизнес и создал компанию по промышленному альпинизму, которая успешно работает и по сей день. Заложенные Терзыулом принципы деловой честности и порядочности стали для нее надежным фундаментом и визитной карточкой.

А еще он оказался талантливым видеооператором. Сделанные Владиславом высотные видеосъемки воистину уникальны и вошли в сокровищницу отечественного альпинизма и украинской документалистики. Когда-нибудь, когда о спортивных достижениях Терзыула будут снимать художественные фильмы (а такое время, бесспорно, наступит), режиссеры смогут использовать и снятую им документальную кинохронику. Владислав позаботился и об этом.