Книгу "Я обрав свій шлях…". Леонід Куценко у спогадах, листах, пам'яті" презентовали в Кировограде - и в педагогическом университете, где он преподавал, и в городском литературно-мемориальном Музее И.Карпенко-Карого, во время уже традиционных краеведческих Куценковских чтений, и в областной научной библиотеке имени Д.Чижевского, где собралась много его коллег по писательскому цеху и общественной деятельности. Эту книгу можно назвать народной, поскольку деньги на оплату полиграфических услуг и на бумагу собирали неравнодушные кировоградцы и составитель - литературовед, наш земляк из Одессы Иван Задоя.
В феврале Леониду Куценко исполнилось бы только 60. Некоторые в этом возрасте только выходят на публичную научную или творческую орбиту. А его нет с нами уже семь лет. Нелепая смерть выхватила его из жизни буквально на лету. Даже компьютер не выключил: выбежал на минутку передать кому-то книгу - и не вернулся, сбитый на переходе машиной. Но годы не только не стерли память о нем, а еще больше показали, насколько нам сегодня не хватает таких, как он, - вдумчивых ученых (его докторская диссертация стала книгой "Dominus Маланюк: тло і постать"), которые зерно научных знаний умеют четко экстраполировать на настоящее, чья эрудиция - не вещь в себе, как это часто бывает, а инструмент осмысления роли и места украинского самосознания в исторической и культурной перспективе. Его книга "Народу самостійні діти. Українська доля Дикого поля" многим молодым (и не только) читателям помогла переосмыслить, казалось бы, давно известные исторические и литературные факты истории родного края глазами современного украинца.
Леонид Куценко фактически открыл Украине ее гениального поэта - возможно, в какой-то степени Шевченко ХХ в. - Евгения Маланюка. Первые после десятилетий замалчивания публикации об этом контраверсионном и ненавистном коммунистической идеологии поэте принадлежат известному ученому Тарасу Салыге. Но более глубокое исследование его жизни и творчества - прерогатива Леонида Куценко. На это ушли годы. Поездки в Чехию, Польшу, США, работа в архивах, огромная переписка и при возможности встречи с теми, кто хоть как-то был причастен к личности Маланюка. Результатом этой большой работы стали полтора десятка книг, где осмысливается каждый жизненный поворот и каждая болевая сентенция поэта.
Именно Леонид Куценко изучал записные книжки и рабочие тетради поэта, выбирал и расшифровал многие его мысли. Книга Евгения Маланюка "1936-1968. Нотатники", составителем которой был Леонид Куценко (и написал к ней примечания), вышла из печати в киевском издательстве "Темпора" в 2008 г., уже после смерти профессора. Гнев, разочарование и боль Маланюка вернулись в Украину, пройдя сквозь сердце Леонида Васильевича. Ведь Синюха Маланюка и Синица Куценко совсем рядом - и территориально, и духовно.
Куценко фактически вернул выдающегося земляка в культурное и гуманитарное пространство края и, в большей степени, всей Украины. Теперь поэту, чье имя произносили как анафему, в родном городке Новоархангельске установлен бюст, его именем названа улица в областном центре (вспоминаю, какой был ажиотаж, когда вопрос впервые обсуждался на заседании Кировоградского горисполкома, - назвать улицу именем националиста!), учреждена Областная литературная премия имени Евгения Маланюка, вручаемая ежегодно в день рождения поэта. И несмотря ни на что, Маланюк до сих пор остается не до конца прочитанным и осмысленным. Еще с середины 90-х Куценко настаивал: статью поэта "Малоросійство" следует издать массовым тиражом, чтобы достучаться к каждому украинцу. Одна из областных чиновниц, прочитав "Малоросійство", сказала: "Наш народ еще до этого не дорос...".
Книга о Леониде Куценко - и об этом тоже. А вообще, идея подготовить такое издание появилась уже через год после его смерти. Глава областной писательской организации Василий Бондарь призвал коллег написать воспоминания. Позже кандидат филологических наук Ирина Ткаченко предложила студентке Галине Богомаз подготовить бакалаврскую работу - сборник воспоминаний о профессоре. Конечно, студенческая работа не могла стать полноценным серьезным изданием, поэтому завершил этот труд, приложив немалые организационные и творческие усилия, литературовед Иван Задоя.
Книга состоит из двух частей. В первой собраны воспоминания и поэтические посвящения, во второй - письма, интервью, дарственные надписи. В издании также есть именной указатель, фотовклейка. Первое фото датировано 1954 г. (будущему профессору исполнился один год), последнее фото сделано 6 декабря 2006 г., почти за две недели до трагической гибели Леонида Васильевича.
На презентации Иван Задоя рассказал о работе над сборником:
- Без преувеличения скажу, что книгу создавали кировоградцы и львовяне, киевляне и украинцы из Канады, Германии, Словакии, Америки. ...Опубликовано 161 письмо. Поиски некоторых из них - это своеобразные маленькие истории.
Иван Михайлович рассказал несколько таких историй, назвав десятки имен людей, которые внесли свою лепту, чтобы издание было целостным и содержательным. Кстати, как уже говорилось, в книге есть тщательно подготовленный составителями именной указатель.
Леонид Васильевич не был тщеславным, не любил пустословия, его амбиции - это трудолюбие и острый ум. Следовательно, издание о нем - не венец ему, а начало для тех, кто желает состояться в своем деле и стремится, чтобы состоялась Украина.