UA / RU
Поддержать ZN.ua

На Черкасчине должностные лица учатся общаться с ветеранами

Мирные люди устали от нестабильности, новостей с фронта и камуфляжного цвета. А как оно им, атовцам, во враждебной мирной среде?

Автор: Юлия Волкодав

Последние годы стали серьезным испытанием для нашей страны. Российско-украинская гибридная война, которую руководство нашего государства определило как АТО, разделила Украину на два измерения. Часть общества живет в спокойной мирной среде, часть - в войне. И если еще год назад на ветеранов АТО большинство населения страны смотрело с уважением и признательностью, сегодня, встречая людей в камуфляже, мы отворачиваемся или опускаем глаза. То же происходит не только на улице, но и в государственных учреждениях, предоставляющих услуги ветеранам и их семьям. Мирные люди устали от нестабильности, новостей с фронта и камуфляжного цвета. А как оно им, атовцам, во враждебной мирной среде? Таким образом, сегодня мы имеем дело с серьезной проблемой: как научиться жить с людьми, чьи тела и души обожгла война.

На Черкасчине помощь ветеранам стала ведущим направлением работы Черкасского областного центра социальных служб для детей, семьи и молодежи. Со временем работники центра поняли: чтобы качественно предоставлять социальную помощь людям, непосредственно участвовавшим в боевых действиях, нужно иметь специальную профессиональную подготовку. К сожалению, многие должностные лица не придают этому значения.

"В прошлом году после разговора с одним из чиновников у меня появилась идея создать тренинг для тех, кто работает с ветеранами, - рассказывает начальник отдела организационно-правовой работы Черкасского областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи Людмила Михайловна Пона. - Он тогда сказал: "А чем атовцы лучше меня?". Он не понимал, что они не лучше, они - другие".

По крохам Людмила Пона собирала информацию о том, как меняется психика человека, прошедшего войну. Искала в материалах военных психологов Дейва Гроссмана и Фрэнка Пьюселика оптимальные стратегии эффективного взаимодействия с такими людьми, консультировалась с психологами относительно методик профилактики профессионального выгорания при общении с атовцами. Далее было плодотворное сотрудничество с психологом Андреем Козинчуком, который в свое время лично прошел горнило российско-украинской войны, а теперь предоставляет психологическую помощь побратимам со всей Украины. "Кроме всего, я включила в семинар документальные и художественные видеоматериалы, - говорит Людмила Михайловна, - правдивые истории своих знакомых, друзей".

Позже семинар-тренинг "Особенности предоставления социальных услуг участникам АТО" был включен в план работы областного центра социальных служб для семьи, детей и молодежи и проведен в 11 районах Черкасской области. "Мы работаем во всех организациях, которые хоть как-то связаны с предоставлением услуг ветеранам, - объясняет Людмила Пона. - Собираем отдельно руководителей, потом в каждом из учреждений проводим семинары с работниками. На всех без исключения мероприятиях люди реагируют очень эмоционально, часто плачут. Почти всегда я вижу большое удивление присутствующих, ведь они не знали и не задумывались, насколько серьезные физиологические и психологические изменения происходят с человеком во время боевых действий, и как на самом деле война меняет личность. Теперь они начинают понимать, почему ветераны - другие...".

Актуальность и необходимость тренинга "Особенности предоставления социальных услуг участникам АТО" трудно переоценить. Только в Черкасской области ветеранов, с которыми работают центры социальных служб для семьи, детей и молодежи, - около 6500 человек. Семинар-тренинг сейчас прошли около 300 работников различных учреждений, которые работают с теми, кто участвовал в боевых действиях. Среди них - руководители районных и городских государственных учреждений, головы территориальных громад, заместители председателей районных и городских администраций, специалисты по социальной работе. "И мы пойдем дальше, - делится планами на будущее Людмила Пона. - Будем работать с женами ветеранов, поскольку им тоже необходима помощь в плане обучения конструктивному взаимодействию с мужьями-атовцами. Я знаю, что невозможно изменить людей и пространство вокруг себя одним махом, но я хочу, чтобы мы все поняли, что уже не сможем жить так, как раньше. Ведь у нас проблема на 40 лет вперед. И нам всем надо меняться...".

Действительно, без перемен не обойтись. Кстати, в США есть департамент по делам ветеранов, который следит за тем, что происходит с людьми после войны, предоставляет психологическое и надзорное сопровождение, ведет статистику. Именно этот департамент подсчитал, что за год в Америке происходит более 7 тыс. суицидов среди бывших военных - это 22 трагедии ежедневно.

Почему люди, которым удалось выжить в экстремальных условиях войны, не могут приспособиться к мирной среде? Почему те, кто в окопах под пулями переоценил свои жизненные ценности, теряют достоинство и жажду к жизни, находясь среди тех, кто войны не познал? Возможно, это из-за равнодушия к ним и из-за того, что никто даже не пытается их понять?

В Украине ветеранами занимается Министерство социальной политики, соответствующие службы на местах обслуживают почти 108 тыс. ветеранов и их семей. Возможно ли качественно предоставлять услуги людям, чьи тела и души истерзаны войной, без специальной подготовки? Вряд ли. Ведь работа с ветеранами - это не просто дополнительное направление деятельности, это сверхнагрузка. Поэтому психологическая подготовка должностных лиц, предоставляющих услуги ветеранам, реально необходима.

Жаль, что уникальный тренинг Людмилы Поны проводится лишь на Черкасчине. Надеемся, что со временем информацией и опытом Черкасского областного центра социальных служб для детей, семьи и молодежи смогут воспользоваться работники государственных учреждений, которые обслуживают ветеранов по всей Украине.