UA / RU
Поддержать ZN.ua

Молодая и перспективная

Рассказы о появлениях коллекций для нее просты и лаконичны. Но когда смотришь на ее вещи, то каждый раз хочешь понять, как такая "космичность" может рождаться все время в одной голове.

Автор: Инга Вишневская

Все рассказы об украинском дизайнере Маше Реве начинаются одинаково - с перечня ее достижений в учебе, побед в конкурсах и покорении мира. Этот текст имеет приблизительно такой вид:

"Маша Рева - молодой украинский дизайнер, студентка магистратуры Womenswear в лондонском колледже Central Saint Martins. До этого она закончила Киевский национальный университет технологии и дизайна, победила на Всеукраинском конкурсе молодых дизайнеров "Взгляд в будущее". Ей 26, она автор нескольких очень удачных коллекций, прошла стажировку в Нью-Йорке в студии Thakoon, стажировку в Антверпене у Вальтера ван Бейрендонка и работала в Fashion District в центре Манхеттена. Среди стран - заказчиков ее вещей Франция, Китай, США, Япония и ОАЭ".

В студии в Киеве она работает сама и называет ее экспериментальной. Коллекции дизайнера выходят в сотрудничестве с украинским брендом Syndicate, и, соответственно, производство одежды - это их работа и ответственность. Последние полгода Маша Рева фигурирует в новостях как дизайнер-активист: во время Майдана она рисовала истории пострадавших в госпитале, одной из первых создала популярную футболку с сердцем о революции, средства от продажи которой пошли на помощь военным. А недавно в Интернете появился свитшот из ее новой коллекции Volya ("Воля"): на вещах - стихи известных украинских поэтов, слова Шевченко, призывы к революции духа.

Был период, когда Маша хотела оставить дизайнерскую работу. Впрочем, именно тогда на свет родилась коллекция об аукционе Christie's. История ее появления: дизайнер пошла на выставку Сергея Параджанова, где у нее "поехала крыша от впечатлений", увидела на барахолке вдохновившую ее бабушку и еще одну женщину с дочерью на базаре, у которых были "модные" длинные ногти. Затем нашла у отца каталог с аукциона... Соединила все картинки в мудборд (визуальную презентацию дизайн-проекта. - И.В.), который и стал принтом для коллекции. Рассказы о появлениях коллекций для нее просты и лаконичны. Но когда смотришь на ее вещи, то каждый раз хочешь понять, как такая "космичность" может рождаться все время в одной голове.

Кто же она на самом деле, Маша Рева? Дочь известного в мире одесского скульптора Михаила Ревы Маша Рева никогда не хотела быть дизайнером, а тем паче художником. Она смотрела на своего отца, видела "жизненно сложные" творческие поиски мастера и обещала себе мысленно: "Только не это!" Как настоящий материалист, она хотела видеть свой успех в том, к чему можно прикоснуться. Поэтому, когда дедушка включал телевизор, Маша мечтала, чтобы однажды он включил цветной экран и увидел там ее.

Когда в говорящем ящике показывали рекламу сладостей, и именно эту конфету она держала в руке, то считала себя могущественной: ведь в руках было то, что в телевизоре. Она мечтала, чтобы за потоком изображений находился сундук и, когда тебе что-то нравится, можно было остановить рекламу, вынуть оттуда облюбованную вещь и оставить себе. Сегодня Маша думает, что реализует ту же детскую мечту, ведь мода - это тоже материальное.

Одесса и "ботанические прослойки"

Ее любимый художник - Анри Матисс... но имен, чьи работы она пересматривает ежедневно, не счесть. Она не путешествует без блокнота, карандаша и фотоаппарата. Иногда берет с собой "Полароид". А потом все картинки заносит в специальную папку на рабочий стол ноутбука - там и рождаются коллекции-потрясения для украинских модников. Пока мы беседуем, перед нами на столе постоянно качаются какие-то странные розовые цветы. Спрашиваю у Маши, вдохновляют ли ее цветы, поскольку еще год назад вышла коллекция свитшотов с принтами под названием "Botanical layers" ("Ботанические прослойки"). Маша задумывается: "Наверное, больше вдохновляет природа вообще. Мне нравятся именно непривычные цветы, знаешь, такие, с бабушкиных платков. Однажды мы с подругой пошли в ботанический сад, я там все фотографировала и взяла позже самое интересное для принтов, - так родилась моя цветочная коллекция".

Из коллекции Botanic layers

Сегодня в ее жизни уже есть три города. Одесса - это ее семья и первое, что покажет кому-либо Маша. Правда, после школы ей очень хотелось оттуда уехать: все соотносили ее с известным отцом. Для Маши Одесса - это город удобных условий, где все перестает быть значимым. Киев - город, в котором она живет последние восемь лет. Город, который подарил свободу и научил быть самостоятельной, город экспериментов и самых важных знакомств. Третий город - Лондон, где Маша впервые оказалась в 17 лет. Тогда изменилось все вокруг: детали приобрели большую выразительность, девушка стала учиться и начала говорить с другой интонацией, что она из Украины.

Семья Ревы очень дружная. Хотя она не показывает известному отцу свои работы, пока работает. Очень редко... только когда точно уверена, что ему понравится. Ведь рядом с ним, авторитетом, всегда сложно. Хотя при этом у Маши есть свое кредо: "В любой непонятной ситуации последняя инстанция, к которой она обратится, - отец". У мамы роль совсем другая, она - Муза. "Мама - это поддержка. Она действительно утонченная женщина, которая следит за порядком. Лишь ее фраза, что нужно собраться с мыслями и начать работать над собой, возвращает к работе. Она носит вещи из моих коллекций. Думаю, что мои вещи именно для нее", - комментирует Маша. А вот бабушка - самый современный человек в семье. Теперь внучка, говоря о ней, улыбается, поскольку у бабушки новое увлечение - она влюбилась.

Иногда Маша вспоминает свои студенческие годы - она была очень заметной девочкой. Когда слушаешь эти рассказы, то кажется, что амбиции до сих пор ходят где-то рядом с ней. Действительно, еще год назад едва ли не наибольшей мечтой было завоевать хотя бы свою страну. После учебы в Лондоне все изменилось. Вот история о собственном дизайне от Маши Ревы в монологе.

"В Лондоне - там люди с другими лицами, со всего мира. Когда я попала туда на учебу, меня здорово "тряхнуло". Я поняла: еще так многому придется и нужно будет научиться. Сегодня у меня одна потребность - это обучение. Там мне было очень трудно - я много раз хотела бросить дизайнерское дело. Последний год учебы сочетала с производством - это почти невозможно совмещать. Каждую неделю я борюсь со своей неуверенностью.

У меня есть агент по продаже коллекций. Работать с агентом - это уже определенный уровень и, безусловно, очень важная составляющая дизайнерского бренда: есть магазины, с которыми ты самостоятельно договориться не сможешь. И я не воспринимаю то, что делаю, как коллекции. Пока что это, скорее, проекты на грани искусства и моды.

Мир изменился. Раньше я могла мыслить больше категориями прошлого, которые старались показывать возможности других стран. Но теперь ты можешь сотрудничать со всем миром одновременно. Я всегда буду украинским дизайнером, но я также всегда буду интегрироваться в другие миры.

О том, что я из Украины, меня научили говорить за рубежом, в Лондоне. Раньше я чувствовала, что мне некомфортно говорить, откуда я, поскольку могут не знать, где эта страна вообще находится. Но люди вокруг научили меня мыслить иначе, подчеркивая постоянно, что я из такой интересной, даже немного удивительной страны - Украина, и об этом нужно говорить.

Украина - источник моего вдохновения. Я хожу по базарам, улицам городов, интересным магазинчикам - все собираю, фотографирую, отслеживаю. Мне действительно нравится. Я хочу работать в направлении украинской айдентики. Но на тему национальной одежды или цветов. Мне хочется находить то, о чем не знают или забывают. У нас есть определенный очень удивительный украинский стиль: от традиций до современности.

Мои коллекции - это то, что мне не нравится. Это вещи не обо мне и не для меня. Я бы вещи из своей коллекции никогда не одела. Но я очень рада, что они нравятся людям. Мне свойственно носить очень простую и удобную одежду, не люблю выразительности. Мои принты мне нравятся в рисунках, на поверхности. Когда принт переходит в вещь, он перестает нравиться.

В гардеробе каждой девушки должна быть белая сорочка, но не простая по форме, какая-то особенная. Вообще, у человека должна быть вещь - его "униформа", то есть то, что одеваешь и будто чувствуешь, что готов работать".

"Украинская мода - она есть и активно развивается", - убеждена Маша. Ей по душе работы Лилии Литковской, Ксении Марченко, Юлии Ефимчук и Федора Возианова, которого знает с самого детства. Но девушка постоянно мечтает, чтобы украинская мода становилась еще более острой, более индивидуальной.

Количество
перешло в качество

У Маши тысячи рисунков - более пяти коробок. Разумеется, не все рисунки профессиональные, в основном зарисовки. На втором курсе института благодаря одному из преподавателей у нее была первая персональная выставка. Тогда девушка ходила с гордо поднятой головой - весь этаж принадлежал ей. Сегодня мне кажется, что некоторые люди заходят на ее персональный сайт для ознакомления не с одеждой, а именно с иллюстрациями - там их десятки.

"Рисовать зарисовки было и есть моим самым важным упражнением. Минимум 25 в неделю - так мне говорил мой преподаватель рисования. Если много рисовать, то количество переходит в качество: раньше или позже, но это почти закон. Когда мне было 17, я показала свои рисунки отцу и в ответ услышала, что стоит подумать о работе переводчиком. Но я все равно рисовала. Первый преподаватель рисования во время первой встречи также был настроен скептически: оценив меня взглядом, сообщил, что ему безразлично, буду ли я приходить, но каждую среду должна приносить 25 зарисовок. Я иногда пропускала занятия, позже поняла, что если это кому-то и нужно, то только мне. Я начала рисовать везде: в метро, на площади, на парах, на пляже. Кому-то нравилось быть моделью, кому-то - нет. Однажды мужчина в метро вырвал у меня блокнот и порвал - никогда не знаешь, кого встретишь, но это только добавляет азарта. Чем больше экспериментируешь, тем больше возможностей передать ощущения".

В этом сезоне Маша начала работать с известным в Украине мультибрендовым магазином Helen Marlen (в этом году магазин впервые стал представлять коллекции украинских дизайнеров) и всемирно известным мультибрендом Opening Ceremony. Когда заходит речь о таких сильных шагах, Маша немного смущается. Для обоих известных магазинов продавать украинских дизайнеров - это эксперимент. Продажи в Opening Ceremony, что является мечтой многих дизайнеров мира, для Маши - огромная ответственность. Она не была готова к такому на нынешнем уровне и не была уверена, что ее вообще заметят. Теперь же в мировых витринах появятся те самые свитшоты с надписями "Воля". Для покупателей Маша готовит каталог с английским переводом всех надписей на вещах, которые в оригинале на украинском и русском языках. Она убеждена, что эти магазины дорогого сегмента продемонстрировали свою храбрость, выбрав вещи с украинскими революционными лозунгами.

«Вогонь запеклих не пече» (Т.Шевченко). Из коллекции «Воля»

Мы решаем выпить еще по чашке кофе, и Маша признается, что мечтает о благоустройстве украинских городов. Она очень хочет, чтобы после завершения всех неотложных и военных дел в Украине стало больше публичных библиотек и современных доступных музеев. "Именно они расширяют кругозор людей", - говорит девушка, потягивая кофе из чашки.